К. Р. Саубанов. Пути повышения конкурентоспособности сельского хозяйства региона

К. Р. САУБАНОВ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

САУБАНОВ Кабир Рашитович, ассистент кафедры менеджмента и маркетинга Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань).

Ключевые слова: конкурентоспособность; конкурентные преимущества; аграрный сектор региона; Республика Татарстан; пути повышения конкурентоспособности

Key words: competitive ability; competitive advantages; agrarian sector of the region; the Republic of Tatarstan; ways for competitive ability increase

Оценка конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан1 позволяет выявить факторы, оказывающие негативное влияние на формирование конкурентоспособности сельскохозяйственного производства региона и указывающие на недостаточную конкурентоспособность аграрного сектора региональной экономики. Наиболее выраженными среди них являются низкая рентабельность сельскохозяйственных организаций; низкая эффективность использования основных фондов в сельскохозяйственном производстве; недостаточная энерговооруженность труда в аграрном секторе; слабая экспортная ориентированность агропродовольственной продукции, производимой в регионе; большой разрыв между заработной платой в сельском хозяйстве и региональной экономикой в целом.

Основываясь на результатах анализа конкурентоспособности сельского хозяйства республики, целесообразно предложить комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на развитие существующих и формирование дополнительных конкурентных преимуществ агарного сектора региона. Это повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями в регионе, улучшение доступа местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта, содействие продвижению республиканской агропродовольственной продукции в регионы РФ, повышение производительности труда в сельском хозяйстве региона за счет роста механизации.

Основными проблемами, сдерживающими рост конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан, являются низкая рентабельность и фондоотдача. Это говорит о неэффективном управлении, обусловленном рядом причин: недостаточной компетентностью руководителей сельскохозяйственных организаций, несовершенным механизмом распределения бюджетных субсидий аграрным предприятиям, сохраняющимся высоким удельным весом сельскохозяйственных кооперативов в организационно-правовой структуре сельскохозяйственных организаций, что на современном этапе развития аграрного сектора не способствует росту прибыльности. Таким образом, для устранения обозначенных выше проблем необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями в регионе.

Среди первоочередных мер в рамках повышения эффективности управления сельскохозяйственными организациями в РТ должно стать формирование стабильно функционирующей системы обучения руководителей сельскохозяйственных организаций. В связи с этим на территории республики, в том числе и в сельской местности, необходима организация специализированных образовательных центров по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов для нужд сельского хозяйства с выделением приоритетных специальностей, нехватка которых наиболее остро ощущается на селе. При этом следует не просто проводить подготовку и переподготовку профессиональных менеджеров, необходимо стремиться к тому, чтобы руководящий состав сельскохозяйственных организаций обладал полным спектром знаний и имел не только управленческое образование, но и познания в области рыночной экономики, использования компьютерной техники, Интернета и т. д.

Это предполагает создание необходимых условий для формирования консалтинговых служб путем предоставления из республиканского бюджета льготных кредитов для открытия в сельской местности бизнеса по оказанию соответствующих консалтинговых услуг. Эти службы будут способствовать не

только повышению эффективности управления аграрными предприятиями путем предоставления компетентных рекомендаций, вырабатываемых для каждой конкретной сельскохозяйственной организации, но и обеспечат дополнительные рабочие места в сельской местности региона.

Одним из наиболее важных и перспективных направлений повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Татарстана является формирование продовольственных зон вокруг двух крупнейших республиканских мегаполисов — Казани и Набережных Челнов. Выбор этих городов для этой цели обусловлен тем, что, во-первых, население Казани составляет 1 120,2 тыс. чел., Набережных Челнов — 506,1 тыс. чел. Таким образом, общее население этих городов составляет 1 626,3 тыс. чел., или 43,2 % всего населения региона. Во-вторых, следует указать на оптимальное географическое положение. Казань находится в западной части Татарстана, Набережные Челны — в восточной.

Создание продовольственных зон вокруг Казани и Набережных Челнов необходимо для расширения рынков сбыта и увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в Татарстане; обеспечения бесперебойных поставок продукции в крупнейшие республиканские города и снижения зависимости от импортных продуктов питания; формирования многоканальной системы сбыта аграрной продукции в регионе, основывающейся на прямых поставках продовольствия от производителя к потребителям.

Формирование продовольственных зон в республике обусловливает необходимость создания современной производственно-складской инфраструктуры, ориентированной на рынки Казани и Набережных Челнов. Это позволит не только обеспечить продовольственную безопасность этих двух крупнейших городов региона, но и выведет всех сельхозтоваропроизводителей Татарстана к огромным рынкам сбыта. Для обеспечения доступа татарстанских сельхозпроизводителей к потребителям в каждом районе Казани и Набережных Челнов можно организовать специализированные еженедельные сельскохозяйственные ярмарки. Все участники таких ярмарок должны быть освобождены от уплаты каких-либо сборов и платежей, что позволит существенно снизить стоимость реализуемой продукции местного производства и повысить ее конкурентоспособность по сравнению с импортным продовольствием. Для организации специализированных сельскохозяйственных рынков в крупнейших городах Татарстана должны быть выделены земельные участки под строительство торговых площадей и подъездных путей для региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организация продовольственных зон будет более эффективна, если удастся привлечь крупнейших инвесторов республики к строительству складских терминалов, овощехранилищ и т. д. в пригородах Казани и Набережных Челнов. Это позволит сельхозтоваропроизводителям Татарстана более эффективно реализовывать производимую продукцию за счет появления возможности длительного хранения продовольствия и последующей его реализации на продовольственных рынках Казани и Набережных Челнов.

Формирование продовольственных зон в республике предполагает не только развитие складских помещений, но и создание производственных комплексов, ориентированных на поставку продовольствия в Казань и Набережные Челны. В связи с этим считаем необходимым стимулировать развитие пригородного производства тех продуктов питания, дефицит которых в наибольшей мере ощущается в Казани и Набережных Челнах. Это позволит не только обеспечить потребности населения этих городов в качественных и свежих продуктах питания, но и будет существенным конкурентным преимуществом местных сельхозтоваропроизводителей за счет близости рынков сбыта, снижения транспортных издержек и т. д.

Одним из важнейших путей повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан является рост технического оснащения сельскохозяйственного производства в регионе. Несмотря на то, что республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе по количеству тракторов на 1 000 га пашни (в сельскохозяйственных организациях) — 8,5 шт. в 2008 г., это значительно ниже, чем в развитых странах мира. Так, в Австрии обеспеченность тракторами составляет 233,3 шт. на 1 000 га пашни; в Германии — 79,3; во Франции — 61,9; в Канаде — 16.

Даже с учетом сельскохозяйственной техники, используемой в хозяйствах всех категорий республики, регион значительно уступает уровню развитых стран. Так, по нашим расчетам, произведенным на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., обеспеченность сельского хозяйства Татарстана тракторами в хозяйствах всех категорий составляет 9,2 шт. на 1 000 га пашни. При этом более 8 тыс. ед. техники используется гражданами в личных подсобных хозяйствах, большая часть которой находится в аварийном состоянии.

В сложившихся условиях наиболее оптимальным решением проблемы, на наш взгляд, является строительство крупного сельхозмашиностроительного предприятия в республике с годовой мощностью около 5 тыс. ед. техники. В перспективе Татарстан может стать не только одним из крупнейших аграрных регионов России (о чем можно уверенно говорить уже сегодня), но и крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники в РФ, обеспечивать в полном объеме не только внутренние потребности в надежной сельскохозяйственной технике, но и поставлять ее в другие регионы страны.

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать формированию и развитию в республике дополнительных конкурентных преимуществ сельскохозяйственного производства, что обеспечит рост эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе региональной экономики.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Саубанов К.Р., Саубанов Р.Х. Оценка конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан. Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. 164 с.; Саубанов Р.Х., Саубанов К.Р. Конкурентоспособность сельского хозяйства Республики Татарстан // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 6. С. 51—56; Саубанов К.Р. Оценка производительности аграрной отрасли региона // Экономический вестн. Республики Татарстан. 2008. № 5.  С. 79—83.

Поступила 14.12.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная