А. П. Лилов. Роль тренера по физической подготовке в нравственном развитии и укреплении здоровья молодежи

А. П. ЛИЛОВ

РОЛЬ ТРЕНЕРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

ЛИЛОВ Александр Петрович, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Мордовского государственного педагогического института.

Ключевые слова: тренер; спорт; физическая культура; нравственность; наставник

Key words: physical trainer; sport; physical culture; morality; instructor

В ряде программ по долгосрочному развитию Российской Федерации прослеживается идея о роли и значении физической культуры в жизни российского человека. Например, в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года говорится, что «среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организации досуга»1.

Факторами, объединяющими все компоненты физической культуры, являются физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека и физическая активность. В сфере физической культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с укреплением здоровья, развитием физического потенциала и достижением физического совершенства. «Целью же физической активности является эффективная реализация задатков и способностей с учетом личностных мотиваций и социальных потребностей. Обосновано теоретическое понятие физической активности с позиции активного элемента, формирующего в сочетании с другими факторами физическую культуру личности и являющегося важнейшим компонентом системы общественного воспитания и самовоспитания личности»2.

Направленность физкультурного образования личности определяется единством ценностных ориентаций, потреб-ностно-мотивационной сферой, базовыми и специальными знаниями о грамотном использовании физических упражнений при оздоровительной и спортивной тренировке и жизнедеятельности в целом3. Разработка концепции личной физической культуры осуществляется на основе социализации личности и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков личности, учитывая индивидуальные особенности, интересы, уровень нравственного развития и психофизические показатели4.

Тренер по избранному виду спорта играет особую роль в формировании у личности правильного отношения к физической культуре. Убедить, что физические упражнения укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, позволяют сохранить до старости атлетическую фигуру, может только тот тренер, который обладает глубокими знаниями своего предмета и общей образованностью. Здоровье человека в современном обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Тренер по физической подготовке должен хорошо знать историю, теорию и практику спорта. Подвижные игры, коньки, велосипед, гребля — все многообразие средств общей физической подготовки должно быть на вооружении тренера. Он досконально знает «свои» виды спорта или виды, входящие в тренировочную деятельность, регулярно просматривает литературу, интересуется новым по своему разделу, обменивается опытом с товарищами, развивает у своих подопечных тело и дух. Например, после интервью с В. М. Чегиным, тренером чемпионов России, Европы, мира и Олимпийских игр по спортивной ходьбе, М. Никишин пришел к выводу, что Чегин — это «очень энергичный и разносторонний человек. Он создал первую школу карате в Берсеневке, а еще занимался боксом. Во всех видах спорта был лучшим»5. Например, Р. Шустерман считает, что «...связь тела с духом столь всеобъемлюще интимна, что покажется ошибкой говорить о теле и духе как о двух различных, независимых сущностях. Термин „тело—дух" лучше выражал бы их сущностное единство, оставляя при этом место как для прагматичных различий ментальных и физических аспектов поведения, так и для проекта усиления их единства в опыте»6.

Спортивный специалист, который считается с коллективом, доверяет ему, обычно пользуется авторитетом, а чем выше авторитет, тем больше нравственное значение личного примера наставника. Рост самосознания спортсмена приводит к тому, что он начинает придирчиво оценивать свои способности, волевые качества, внешность, тело. На авторитет тренера и эффективность работы большое влияние оказывает знание спортивным руководителем специальных нравственных принципов и приемов тренировки. Например, большую помощь тренеру может оказать прием спортивного подключения. Опытный тренер часто опирается на помощь активистов, лучших спортсменов, родителей. Из воспоминаний заслуженного тренера России по спортивной ходьбе В. М. Чегина: «Певцов (тренер — А. Л.) был в штате спорткомитета, его сильно загружали, и он зачастую просто не мог приходить на занятия. Тогда он назначал меня своим заместителем. Не буду скрывать, я этим гордился. Таким образом, в десятом классе я фактически уже работал тренером, вел записи в специальной тетради, распределял нагрузки, подводил итоги. Сильно этим увлекся. Даже придумывал собственные методы подготовки»7. Желание походить на идеал нередко заставляет спортсмена более серьезно относиться к работе или учебе, преодолевая лень, трусость; усиленнее заниматься и добиваться успехов в спорте. Под влиянием идеала формируются положительные «привычки» поведения. Применяя спортивное подключение, надо иметь в виду, что показанный пример действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная подача факта приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание подражать замечательному человеку, вести себя так же, как он. В спортивной работе всегда целесообразно опираться на опыт старших спортсменов, помогающих тренеру руководить. Руководя работой подшефных, спортсмен растет сам. Он невольно подтягивается, стремясь быть примером для младших.

В спортивной работе нередко используется «помощь великих спортсменов» не только идеального, существующего ныне героя, но и выдающейся личности прошлого. Чем больше импонирует спортсмену нравственный облик героя, которому он подражает, тем выше эффект от его подражания. Учитывая это, в рассказах о спортивных баталиях необходимо говорить не только о занятых местах, набранных очках и достоинстве медалей, но и о моральных качествах лучших спортсменов.

Прием эффективен и в работе с более опытными учениками. У юношей и девушек возрастает стремление к самоутверждению, так как они особенно дорожат своей независимостью, честью, достоинством. Работая с ними, важно продемонстрировать свою эрудицию, заслужить право руководить коллективом. При этом, с одной стороны, никогда не следует становиться на путь обид и возмущения, с другой — не вызывать протеста с точки зрения этого возраста придирками. Прием парадокса здесь особенно хорош, так как действия старшего в этом приеме вытекают из логики событий, а не из воли тренера. Применяя этот прием, можно добиться успеха потому, что веселые, радостные переживания в любом возрасте повышают интерес к личности тренера. Спортсмены любят хорошо владеющих собой, не теряющихся в любой ситуации, бодрых, жизнерадостных, подтянутых тренеров.

Принцип деятельностного подхода по отношению к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что, только умело стимулируя активность человека в этом виде деятельности, можно осуществить действенное физкультурное воспитание8. Иногда можно применять иронию как воспитательный прием. Она нередко применяется с целью пробудить у новичка желание серьезно заниматься спортом, доказать, что он способен добиться успеха, что он может обойти даже признанных фаворитов. Однако иронию целесообразно применять только по отношению к очень самолюбивому и имеющему спортивные задатки атлету.

Роль тренера по физической подготовке в нравственном развитии молодежи — актуальная социально-нравственная проблема, от решения которой во многом зависит не только «нравственное здоровье» конкретного человека, но и благополучие, и процветание страны в целом. Создавая условия для нравственного решения задачи повышения уровня физической активности индивидуума, общество решает задачи сохранения генофонда и обеспечения национальной безопасности. Взаимосвязь критериев нравственного процесса и результативности физической активности характеризуется комплексом сопоставляемых между собой морфологических, психологических, а также социологических и культурологических показателей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Рос. газ. 2001. 16 окт.

2 Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности как социально-педагогическая проблема. URL: http://lib.sportedu.ru (дата обращения: 16.11.2009).

3 См.: Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 24—25.

4 См.: Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 11—15.

5 Чегин В.М. «Не дай бог пройти все заново» (беседа со старшим тренером ЦОП РМ по спортивной ходьбе Виктором Чегиным) / записал М. Никишин // Столица С. 2009. 14 сент. С. 7.

6 Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 51.

7 Чегин В.М. «Не дай бог пройти все заново» ...

8 См.: Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности ...

Поступила 25.12.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная