Ж. Д. Кониченко, Д. В. Доленко, А. В. Логинов. Системы органов государственной власти в финно-угорских субъектах Российской Федерации

Ж. Д. КОНИЧЕНКО, Д. В. ДОЛЕНКО, А. В. ЛОГИНОВ 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ФИННО-УГОРСКИХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

КОНИЧЕНКО Жанна Дмитриевна, доцент кафедры регионоведения и политологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук.

ДОЛЕНКО Дмитрий Владимирович, заведующий кафедрой регионо-ведения и политологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор политических наук, профессор.

ЛОГИНОВ Александр Валерьевич, доцент кафедры регионоведения и политологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат политических наук.

Ключевые слова: республики, автономные округа, органы государственной власти, Конституция Российской Федерации, конституции республик, уставы автономных округов

Key words: republics, autonomous districts, state power bodies, the Russian Federation Constitution, constitutions of the republics, statutes of autonomous districts

В России национальная государственность финно-угорских народов реализована в форме республик и автономных округов, являющихся субъектами Федерации. Их становление в этом качестве было результатом политико-правовой трансформации советской федеративной государственности в современное демократическое правовое федеративное российское государство, в ходе которого советские национальные автономии стали современными государствами (республиками) и государственными образованиями (автономными округами) — равноправными субъектами Федерации2.

В результате подписания Федеративного договора в 1992 г. и принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. статус субъектов Федерации был закреплен за финно-угорскими республиками (Карелией, Коми, Марий Эл, Мордовией, Удмуртией), а также автономными округами (Коми-Пермяцким, Ненецким, Таймырским (Долгано-Ненецким), Ханты-Мансийским, Ямало-Ненецким). В принятых вслед за этим конституциях республик и уставах округов были определены системы органов государственной власти и основные принципы их функционирования.

В 2000 г. Коми-Пермяцкий и Таймырский автономные округа вошли в состав новых укрупненных субъектов — Пермского и Красноярского краев, в рамках которых они стали административно-территориальными единицами с особым статусом: в первом случае — округ3, во втором — муниципальный район4. Соответственно, в качестве органов власти в них действуют органы местного самоуправления, а государственная власть осуществляется краевыми органами.

Нормы конституций республик и уставов автономных округов определяют основные начала политико-правового устройства этих субъектов РФ. При этом положения основных законов финно-угорских субъектов имеют много общего, так как нормы формировались под влиянием федеральной конституции и общефедеральной конституционной модели.

Конституция России в ст. 77 определяет, что систему органов государственной власти субъекты Федерации устанавливают самостоятельно5. Однако федеральная конституция закрепляет два основных принципа, которым обязаны следовать субъекты России. Это принципы единства системы государственной власти и разделения властей. Первый означает общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов и проведение общей государственной политики. Принцип разделения властей предполагает, что законодательная и исполнительная власть должна осуществляться различными органами, причем каждой власти необходимо иметь собственную компетенцию. Кроме того, в соответствии с этим принципом ни одна из них не может сосредоточить всю полноту государственной власти.

На основе указанных принципов построена система органов государственной власти финно-угорских регионов.

Государственную власть в Республике Карелия осуществляют Законодательное Собрание Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, иные органы исполнительной власти, суды Республики Карелия6.

Органами государственной власти в Республике Марий Эл являются Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл и иные органы7.

В систему органов государственной власти Республики Мордовия входят Глава Республики Мордовия — высшее должностное лицо республики, Государственное Собрание Республики Мордовия — высший законодательный (представительный) орган государственной власти республики, Правительство Республики Мордовия — высший исполнительный орган государственной власти Мордовии, а также иные исполнительные органы государственной власти региона. В районах и городах республиканского значения могут создаваться органы государственной власти8.

Государственную власть в Республике Коми осуществляют Государственный Совет Республики Коми, Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми и другие органы исполнительной власти региона, Конституционный суд Республики Коми и мировые судьи9.

Государственную власть в Удмуртской Республике осуществляют Государственный Совет Удмуртской Республики, Глава Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Конституционный суд Удмуртской Республики и мировые судьи. В Удмуртии могут образовываться иные органы государственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами региона в соответствии с федеральным законодательством10.

Систему органов государственной власти Ненецкого автономного округа составляют высший законодательный (представительный) орган государственной власти округа — Собрание депутатов Ненецкого автономного округа, высший исполнительный орган государственной власти округа — администрация Ненецкого автономного округа. Губернатор округа является главой администрации. При этом наименования «губернатор Ненецкого автономного округа» и «глава администрации Ненецкого автономного округа» равнозначны. Систему органов государственной власти этого региона составляют также иные органы государственной власти Ненецкого автономного округа, образуемые в соответствии с уставом11.

Систему органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры составляют Дума Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — законодательный (представительный) орган, постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти автономного округа; губернатор — высшее должностное лицо округа; правительство региона — высший исполнительный орган государственной власти округа, а также иные исполнительные органы государственной власти этого субъекта Федерации; государственные органы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры12.

Государственную власть в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляют Законодательное Собрание автономного округа; губернатор — высшее должностное лицо автономного округа; правительство региона — высший исполнительный орган государственной власти округа; иные исполнительные органы государственной власти этого субъекта Федерации, образованные в соответствии с законом автономного округа; Уставный суд и мировые судьи региона13.

Таким образом, на основе анализа основных положений конституций и уставов регионов относительно системы органов государственной власти субъекта РФ можно сделать вывод об отсутствии унифицированных названий и структуры органов власти субъектов. Это обстоятельство подчеркивает уникальность традиционно сложившихся правовых конструкций финно-угорских регионов. Такая особенность проявляется в положениях, регулирующих отношения отдельных элементов правового статуса законодательного органа власти субъекта РФ.

Законодательные органы в рассматриваемых финно-угорских субъектах РФ различаются по численности (от 18 депутатов в Окружном Собрании Ненецкого автономного округа до 90 в Государственном Совете Удмуртской Республики). Срок полномочий депутатов в финно-угорских субъектах РФ составляет 5 лет.

Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им правительство и иные органы исполнительной власти. Срок полномочий Главы Республики Карелия составляет пять лет. Он обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти республики с иными органами государственной власти Карелии; взаимодействие органов исполнительной власти региона с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. В состав Правительства Республики Карелия входят глава региона, его первые заместители, а также (по решению главы) и руководители органов исполнителной власти этого субъекта и официальные представители республики за ее пределами.

Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом региона и председателем правительства. Срок его полномочий — пять лет. Глава формирует высший исполнительный орган государственной власти — правительство республики. Он вправе освободить его члена от занимаемой должности. Государственное Собрание Республики Марий Эл по предложению, подписанному не менее одной третей частью депутатов от числа избранных депутатов, может поставить мотивированный вопрос об отставке члена Правительства Республики Марий Эл.

Исполнительную власть в Республике Мордовия осуществляет правительство региона, деятельность которого контролируется законодателями. Конституция Мордовии дает Государственному Собранию право принимать решение об отставке Правительства Мордовии в полном составе или его отдельных министров. Исполнительная власть в Мордовии усилена полномочиями главы региона. Он утверждает структуру правительства, назначает по согласованию с Государственным Собранием его председателя и заместителей, а также министров; имеет иные полномочия в сфере исполнительной деятельности. Глава республики обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы. Он наделен правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых Государственным Собранием. Однако Глава Мордовии не может принимать указы законодательного характера. Он не обладает правом абсолютного вето в отношении республиканских законов, не может отклонять законы о внесении изменений в Конституцию Мордовии и конституционные законы. Право, данное Главе Мордовии в отношении роспуска Государственного Собрания, ограничено конституционными условиями.

Исполнительную власть Республики Коми осуществляют глава и правительство региона, министерства республики и ее иные органы исполнительной власти, выполняющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан. Срок полномочий Главы Республики Коми — пять лет. В состав Правительства республики входят председатель правительства региона, заместители Главы Республики Коми, министры. Глава региона может включать в состав правительства иных лиц по предложению Председателя Правительства республики.

Глава Удмуртской Республики является высшим должностным лицом Удмуртии и возглавляет ее правительство. Правительство республики разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Удмуртии, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.

В Ненецком автономном округе установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим и постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти округа — Администрацией Ненецкого автономного округа, возглавляемой губернатором округа. Ее состав формируется губернатором. Срок его полномочий — 5 лет. Система исполнительных органов государственной власти округа устанавливается законом региона. Собрание депутатов вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, в назначении на должность которых Собрание депутатов принимало участие.

В систему органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры входят Правительство автономного округа, исполнительные органы государственной власти автономного округа. Правительство автономного округа по вопросам исполнения законов региона ответственно и подотчетно губернатору, а также местной Думе.

В целом, несмотря на имеющиеся различия, все региональные политические системы финно-угорских субъектов Федерации отвечают президентской модели (соответствуют принципу единства системы государственной власти), в которой основным органом государственной власти является высшее должностное лицо — глава республики или губернатор округа. Наличие такого института придает системе государственной власти в субъектах Федерации моноцентрический и персоналистский характер. Объем властных полномочий главы региона предопределяет его ключевую роль в осуществлении государственной политики на региональном уровне. Именно от личности главы во многом зависит качество жизни в этих регионах.

Таким образом, во всех финно-угорских республиках и округах России функционируют и развиваются демократические политические институты и правовые нормы, а также региональные политические системы, соответствующие основным принципам демократического правового федеративного государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Материал подготовлен при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания. Проект 6.1842.2011 «Финно-угорские народы России: опыт системного анализа».

2 См.: Доленко Д.В., Кониченко Ж.Д., Логинов А.В. Становление финно-угорских национально-государственных образований в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики: в 2 ч. Тамбов: Грамота, 2012. № 6. Ч. II. С. 69—74.

3 См.: Устав Пермского края. URL: http://duma-kungur.ru/index.html (дата обращения: 10.04.2013).

4 См.: Устав Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. URL: https://www.taimyr24.ru/Documents (дата обращения: 10.04.2013).

5 См.: Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution. garant.ru (дата обращения: 10.04.2013).

6 См.: Конституция Республики Карелия. URL: http://www.gov.karelia.ru/ gov/Constitution/index.html (дата обращения: 10.04.2013).

7 См.: Конституция Республики Марий Эл. URL: http://constitution. garant.ru/region/cons_mariy (дата обращения: 10.04.2013).

8 См.: Конституция Республики Мордовия. URL: http://constitution. garant.ru/region/cons_mordov (дата обращения: 10.04.2013).

9 См.: Конституция Республики Коми. URL: http://constitution.garant.ru/ region/cons_komi (дата обращения: 10.04.2013).

10 См.: Конституция Удмуртской Республики. URL: http://constitution. garant.ru/region/cons_udmurt (дата обращения: 10.04.2013).

11 См.: Устав Ненецкого автономного округа. URL: http://constitution. garant.ru/region/ustav_nenetsk (дата обращения: 10.04.2013).

12 См.: Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ugri (дата обращения: 10.04.2013).

13 См.: Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_yamal (дата обращения: 10.04.2013).

Поступила 15.04.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная