Л. П. Васильева. Концепция развития государственно-частного партнерства региона как конкурентное преимущество территории

Л. П. ВАСИЛЬЕВА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНА КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ТЕРРИТОРИИ

ВАСИЛЬЕВА Людмила Петровна, доцент кафедры финансов и кредита Вологодского института бизнеса, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: регион, социально-экономическая система, конкурентные преимущества, ресурсы, государственно-частное партнерство, сбалансированное развитие

Key words: region, social and economic system, competitive advantages, resources, state-private partnership, balanced development

В настоящее время сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, их эффективная интеграция в глобальную экономику, устойчивость к внешним и внутренним рискам возможны только при эффективном управлении ресурсами. Важное значение в системе регионального управления приобретает соответствие целей субъекта управления целям объекта — региона как открытой, многоуровневой социально-экономической системы. Поэтому существенным отличием регионального управления от других его видов становится использование процедур согласования социальных и экономических интересов индивидов и их объединений.

В последнее время Российская Федерация и ее субъекты столкнулись с серьезными проблемами (рисунок). Они затормаживают повышение уровня и качества жизни населения и рост экономики. Такие проблемы не могут быть решены посредством использования только инструментов управления социально-экономическим развитием, необходимо применять качественно новые механизмы развития социально-экономической системы государства и регионов.

Механизмы регионального управления и развития в общем виде делятся на традиционные и новые. К традиционным механизмам относят федеральные программы, систему налогообложения, подзаконные акты, направленные на регулирование социально-экономического развития регионов. К достоинствам таких методов можно отнести возможность решения вопросов приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации и т. д., а к недостаткам — неполное использование таких рыночных механизмов, как система саморегулирования, самоуправления.

Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.

В настоящее время новым механизмом регионального управления является применение различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП), которые представляют собой объединения материальных и нематериальных ресурсов государства и частных предприятий на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг. В Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2012—2014 гг. отмечено, что «в ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях»1. На наш взгляд, модель социально-экономического развития региона должна включать в себя, во-первых, переход к непрерывному, сбалансированному территориальному развитию и, во-вторых, более широкое использование системы ГЧП как инструмента, способного обеспечить этот переход, а также устойчиво и долговременно поддерживать такой тип развития.

Проблема ГЧП достаточно глубоко разработана зарубежными и отечественными исследователями. Согласно П. Ро-зенау, ГЧП возникло как юридическая форма кооперации, которая может элиминировать провалы как рынка, так и государства, а также совместить лучшие качества обеих сторон так, чтобы получился синергетический положительный эффект2. В. Хаам и Дж. Копенхам определяют ГЧП как продолжительную кооперацию между участниками государственного и частного секторов, позволяющую им совместно разрабатывать продукты и услуги, а также распределять риски, издержки и ресурсы, связанные с предоставлением этих продуктов и оказанием услуг3. В. Г. Варнавский считает, что «в современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации»4. В широком смысле ГЧП — это метод предоставления государственных услуг, который объединяет частный и государственный сектор на долгосрочной контрактной основе, а также закрепляет за каждой стороной определенные обязательства5.

В настоящее время в законодательстве нет четкого представления о том, как должны сотрудничать государство и бизнес, в каких организационно-правовых формах это может осуществляться. Обсуждаются вопросы о необходимости принятия специального федерального закона, регулирующего отношения в сфере ГСП; разработке системы обеспечения прав и взаимной ответственности сторон партнерства. В регионах нет координирующего и регулирующего органа. Существует потребность в изучении, обобщении и использовании положительного опыта России и зарубежных стран в сфере ГЧП.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо системно подойти к созданию ГЧП в регионах. Такой подход предусматривает комплексное решение разработки концепции введения ГЧП в региональную социально-экономическую систему, которая должна включать цели, задачи, принципы создания ГЧП; структуру и систему управления, предусматривающую функции ее отдельных звеньев; механизмы и инструменты; законодательное обеспечение как федерального, так и регионального уровня. Предлагаемая нами концепция должна способствовать непрерывному сбалансированному развитию социально-экономической системы региона и снижать риски, связанные с внешними и внутренними региональными факторами воздействия. Главной целью ГЧП в рамках сбалансированного развития региона должен стать учет общественных социально-экономических интересов. Уровень и эффективность оказания общественных услуг ГЧП должен превышать уровень услуг, который в настоящее время оказывает государство.

Процесс взаимодействия бизнеса и власти достаточно динамичен. Его характер меняется вместе с институциональными трансформациями общества и представляет собой конкретные формы взаимоотношений, складывающихся между обществом в лице структур государственной власти и субъектами бизнеса, выступающими движущей силой рыночного хозяйства. При этом институциональные пре-

образования имеют конструктивный и прогрессивный характер только в том случае, если реформы проводятся во взаимосвязи с потребностями общества. Общество и бизнес должны иметь общие интересы, тогда цель их сотрудничества будет достигнута.

Основными признаками данного механизма являются долгосрочный характер сотрудничества и ориентация на достижение определенных целей; нормативно-правовое обеспечение сотрудничества; оказание общественно значимых услуг либо создание общественно значимого продукта как объекта партнерства; деление выгод, доходов, расходов и рисков между сторонами.

Оптимальная работа и развитие организационно-экономических отношений ГЧП в регионе, на наш взгляд, возможны при реализации ряда принципов: 1) сотрудничество должно носить стратегическую направленность (в ходе прогнозирования, планирования и в процессе реализации проектов ГЧП должны ставиться и достигаться долгосрочные цели непрерывного, устойчивого, сбалансированного регионального социально-экономического развития); 2) принцип обоснованности применения ГЧП предполагает, что использование его механизма при сбалансированном развитии региона не является самоцелью и должно обосновываться большей эффективностью расходования государственных средств и (или) обеспечением большего социального эффекта по сравнению с существующими традиционными схемами; 3) состязательность при выборе частного партнера, которая обеспечивается конкурентным характером отбора частных партнеров за счет внедрения процедуры конкурсных торгов, что позволяет полнее использовать предпринимательский потенциал и повышать эффективность реализации проектов ГЧП; 4) принцип разделения выгод и рисков (он не имеет ничего общего с принципом равенства партнеров, который не применяется к ГЧП, так как государство и его интересы всегда имеют в партнерстве наивысший приоритет, но в то же время грамотное распределение выгод и рисков обеспечивают эффективность и устойчивость сотрудничества); 5) сочетание государственного обеспечения с государственным контролем, которое отражает специфику ГЧП, заключающуюся в том, что государство берет на себя ответственность за обеспечение благоприятной макроэкономической среды и получение частным партнером установленной договором коммерческой прибыли на весь срок сотрудничества, при этом указанное государственное обеспечение должно сочетаться с непрерывным контролем за деятельностью частного партнера; 6) удовлетворение общественного интереса, которое подразумевает, что целью ГЧП является решение общественно значимой задачи или удовлетворение социальных потребностей путем расширения ассортимента товаров и услуг, повышения качества их эффективности.

Система партнерских отношений между государством и частным бизнесом — основной элемент функционирования смешанной экономики и фактор повышения конкурентоспособности региона. Она проявляется на практике в форме определенной институциональной среды и структуры отношений и включает в себя широкий спектр видов деятельности. Сложные формы ведения современного хозяйства невозможны без прямого участия государства в деятельности сфер и отраслей экономики. В этой институциональной форме партнерства представляют собой важную ступень государственного регулирования экономики, призванную играть важную роль в развитии современных рыночных структур.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012—2014 гг. URL: http://www.kremlin.ru/acts/11779 (дата обращения: 19.02.2013).

2 См.: Rosenau P. Public-Private policy partnerships. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

3 См.: Van Ham H., Koppenjan J. Buildung Public-private partnerships: assessing and managing risks in port development // Public Management Review. 2001. Vol. 3. № 4. Р. 593—616.

4 Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски // ИМЕМО. М.: Наука, 2005. С. 104.

5 См.: Сосна А.В. Экономические основы государственно-частного партнерства. URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/00993.htm (дата обращения: 25.03.2013).

Поступила 24.04.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная