Н. Н. Бутрюмова, Д. В. Сидоров. Проблемы привлечения финансирования в инновационные компании на ранних стадиях их развития в регионе

Н. Н. БУТРЮМОВА, Д. В. СИДОРОВ

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ НА РАННИХ СТАДИЯХ ИХ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ


БУТРЮМОВА Надежда Николаевна, доцент кафедры венчурного менеджмента Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук.

СИДОРОВ Дмитрий Викторович, эксперт Управления инновационными системами Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Ключевые слова: финансирование, инновационные проекты, ранние стадии

Key words: financing, innovative projects, early stages

В условиях конкуренции инновационной деятельностью вынуждены заниматься все компании. Особенно это важно для малого бизнеса. В процессе своего развития малые инновационные компании (МИП) проходят несколько стадий, на каждой из которых возникает потребность в финансировании. Именно вопросы финансирования считаются ключевыми для решения вопроса развития МИП.

Если рассматривать инновационный проект как объект финансирования, то можно выделить семь стадий инвестирования венчурного капитала: посевной капитал, стартовый капитал, ранняя стадия инвестирования, вторая стадия инвестирования, расширяющий (развивающий) капитал, выкуп фирмы ее или сторонними менеджерами, мезонинное инвестирование1.
В качестве ранних стадий развития инновационных компаний мы рассматриваем предпосевную «pre-seed» и посевную «seed» стадии, старт «start-up», ранний рост «early growth».

Но не все стандартные формы финансирования актуальны для МИП. В качестве внешних источников финансирования на ранних стадиях развития МИП могут выступать 3F (family, friends, fools), частные инвесторы (бизнес-ангелы) и их ассоциации, государственные грантовые программы, фонды посевных инвестиций, специализированные фонды венчурных инвестиций в ранние стадии развития2. Практически все эти источники в той или иной форме вкладывают средства в малые инновационные компании. В марте 2012 г. нами исследовались объекты инновационной инфраструктуры Нижегородской области на предмет выявления проблем привлечения финансирования в инновационные компании на ранних стадиях их развития.

Мы предположили, что, несмотря на наличие достаточно развитой инновационной инфраструктуры в Нижегородской области по сравнению с другими регионами, есть ряд проблем, препятствующих привлечению финансирования в инновационные проекты на ранних стадиях. Это предположение основано на результатах уже проведенных исследований. Анализ их ре-зультатов3 показал, что для более качественной оценки проблем привлечения финансирования в инновационные проекты на ранних стадиях развития следует также провести опрос представителей инвестиционных и консалтинговых структур Нижнего Новгорода в качестве представителей организаций инновационной инфраструктуры, способствующих созданию и развитию инновационных компаний.

В ходе полуструктурированного полуформализованного интервью опрошены представители нескольких инвестиционных и консалтинговых структур Нижнего Новгорода: Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор; Конкурс «Бизнес инновационных технологий»; центры трансфера технологий ННГУ им. Н. И. Лобачевского, ВГАВТ; конкурсы СТАРТ, РОСТ; Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые Инвестиции»; «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» (частная инвестиционная консалтинговая компания); Региональный венчурный фонд Нижегородской области. В таблице даны основные результаты интервью. 

Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.
 

Результаты исследования показали, что на территории Нижнего Новгорода есть «дефицит» инвестиционных и консалтинговых структур на стадии раннего роста. Это говорит о том, что проектам, достигшим определенного уровня «зрелости» и готовым развиваться дальше (переходить на серийное производство), сложно получить финансирование на дальнейшее развитие из-за конкуренции инновационных компаний, вызванной отсутствием достаточного количества альтернативных инвестиционных и консалтинговых структур на этой стадии.

Представители инвестиционных и консалтинговых структур отметили низкое качество поступающих к ним заявок. При более детальном рассмотрении этой проблемы выявлено, что практически во всех поступающих заявках плохо проработана и описана коммерческая часть проекта. Респонденты отмечают, что в большинстве случаев это вызвано недостатком информации, опыта и соответствующих компетенций в команде проекта.

Практически все проекты, нуждающиеся в финансировании, вынуждены тратить дополнительное время и ресурсы на переработку заявок и тем самым лишаться возможности получения финансирования или поддержки со стороны инвестиционных и консалтинговых структур.

Углубляясь в детальное рассмотрение поступающих проектов, мы отдельно проанализировали степень проработанности технической и коммерческой части проектов. По результатам исследования проработанности технической части проектов респонденты отметили, что в этой области инициаторы проектов мало внимания уделяют рассмотрению аналогов выпускаемого ими продукта. Разработчики часто отмечают уникальность того, что они производят, не подозревая о том, что на рынке уже есть продукты со схожими свойствами и (или) выполняемыми функциями. Как следствие, проекты имеют низкую степень инновационности.

В коммерческой части респонденты отмечают ряд направлений, требующих дополнительного внимания со стороны заявителей: оценку рынка (портрет потребителя и конкурентные преимущества), модель монетизации, финансовые показатели и планы.

Эти направления плохо проработаны в коммерческой части поступающих к ним проектов, что вызвано недостатком информации, опыта и компетенции в командах проектов. Также респонденты отмечают, что участники проектов пренебрежительно относятся к подготовке коммерческой части и мало внимания уделяют проработке проекта в целом.

При рассмотрении коммерческой части проектов респонденты также назвали проблему отсутствия бизнес-мышления у разработчиков команд проектов. Это говорит о том, что участники проектов в основном сосредоточиваются на разработке продукта и не рассматривают возможности его реализации с коммерческой точки зрения. Коммерческая реализация проекта — это один из определяющих факторов при принятии решения о финансировании. Следовательно, этой части проекта должно уделяться не меньше внимания, чем технической.

Разработчики проектов (особенно на самых ранних стадиях) испытывают дефицит опыта и компетенции в области маркетинга и финансов. Команды проектов в основном сформированы из сотрудников с техническим образованием, не имеющих опыта и знаний в данных областях. Респонденты отмечают, что это связано с излишней самоуверенностью участников команд проектов, а также отсутствием средств на вовлечение в разработку проекта сотрудников сторонних организаций.

При взаимодействии инвестиционных структур с инновационными компаниями возникают разногласия юридического характера. Респонденты отмечают, что самыми распространенными проблемами являются распределение долей и оценка стоимости компании. Эти разногласия вызваны тем, что инновационные проекты, уже получившие финансирование на предыдущих стадиях и достигшие определенных результатов, завышают стоимость компании и предлагают инвестору значительно меньшую долю. Таким образом, проекты упускают возможность получить финансирование от реальных инвесторов и негативно влияют на развитие проекта в целом.

Выявлена проблема, связанная с правами на интеллектуальную собственность. Для поступающих на финансирование инновационных проектов характерна ситуация, когда интеллектуальная собственность проекта не принадлежит его участникам либо не имеет юридической защиты. В таких случаях проекты имеют низкий уровень инвестиционной привлекательности, так как для инвестиционных структур приоритетна интеллектуальная собственность, а не лицензия на нее.

Кроме того, была названа проблема участия инвестиционных структур в управлении портфельным проектом. Представители инновационных проектов по мере его роста не хотят передавать управление инвестиционным структурам. Негативно сказывается на дальнейшем развитии проекта отсутствие достаточного опыта в области управления у большинства разработчиков проектов.

Респонденты отмечают, что перечисленные проблемы во многом связаны с излишней самоуверенностью иннова-торов, отсутствием опыта, недоверием к инвестиционным структурам.

В ходе опроса выявлено, что инновационным предприятиям в ряде случаев не хватает информации о требованиях к заявкам и возможных источниках финансирования. В этом контексте государственным и общественным организациям следует обратить внимание на распространяемый ими контент сайтов (формы поддержки, требования к заявкам и проектам в целом, правовое регулирование), их доступность, структуру, частоту обновления и т. п. Предоставление актуальной информации о требованиях к заявкам, критериях отбора, а также об образцах профессионально проработанных заявок должно привести к улучшению качества поступающих заявок и минимизации элементарных ошибок, допускаемых в процессе их составления.

Также установлено, что низкое качество заявок связано с отсутствием опыта у авторов проектов. Решением этой проблемы может стать привлечение сторонних экспертов, имеющих опыт составления заявок, а также создание бизнес-сообществ, где представители бизнеса успешных проектов и те, кому отказали в финансировании, могли бы делиться опытом, давать оценку проектам и консультировать начинающих участников проектов.

Целесообразна и разработка унифицированной формы заявок на финансирование. Как правило, они подаются в несколько инвестиционных структур, где формы заявок отличаются друг от друга. Их единая форма позволит сэкономить время авторам проектов и сосредоточиться на качественной проработке одного вида заявки.

Актуальна проблема качества подготовки разработчиков инновационных проектов, формирования у них бизнес-мышления. В связи с этим необходимо создание соответствующих кафедр при вузах, появление курсов переподготовки, проведение семинаров, целью которых будет предоставление возможности получить теоретические и практические знания в области инновационного менеджмента и маркетинга. В процессе обучения внимание должно быть сосредоточено на реальных бизнес-кейсах, привлечении к работе студентов в уже действующие проекты. Это поможет участникам будущих проектов на практике закрепить теоретические знания и в будущем использовать их в новых проектах.

Для развития бизнес-мышления предлагается в старших классах школ проводить занятия, на которых школьникам предоставлялась бы возможность в игровой форме рассматривать реальные бизнес-кейсы.

Проблемы коммуникации инвестиционных и консалтинговых структур возникают из-за излишней самоуверенности разработчиков проектов. Это не позволяет им прислушиваться к советам инвестиционных и консалтинговых структур, что негативно сказывается на развитии проекта. Разработчики проектов в большинстве случаев нацелены на освоение средств и разработку продукта, при этом мало внимания уделяется его реализации. Решить эту проблему, на наш взгляд, возможно посредством включения инновационных менеджеров в состав разработчиков проектов. Дело в том, что в процессе разработки проектов представители инвестиционных структур иногда преследуют разные цели. Это вызывает разногласия между ними. Привлечение инновационного менеджера должно минимизировать количество коммуникационных проблем.

Решением этой проблемы также может быть вовлечение в процесс коммуникации между авторами проектов и представителями инвестиционных и консалтинговых структур независимого эксперта — куратора проекта, который занимается оказанием консультационных услуг в процессе коммуникации с инвестором.

Исследование выявило проблемы юридического характера, связанные с распределением долей и оценкой стоимости компании, правообладанием, управлением. В качестве рекомендаций по преодолению проблем юридического характера можно предложить повышение имиджа ассоциаций бизнес-ангелов.

Вследствие распространения в свободном доступе информации об успешном опыте привлечения частного инвестора в проект и их взаимовыгодном расставании будет меняться сознание инноваторов и инвесторов, развиваться бизнес-культура в сфере инноваций. Также на сознание инноваторов и инвесторов может повлиять распространение информации о профессиональных инвесторах, располагающих средствами для инвестирования в новые компании и дорожащих своей репутацией.

Необходимо разработать жесткие правила заключения сделок, а также развивать рынок услуг по оценке интеллектуальной собственности компаний, оказываемых независимыми экспертами высокого уровня.
 

Если сравнивать результаты прошлых исследований с результатами, полученными в марте 2012 г., то можно отметить, что рассматриваемые проблемы частично пересекаются и требуют системного решения. В отличие от ситуации 2—3-летней давности, когда основной проблемой было отсутствие источников финансирования, сегодня новые механизмы финансирования достаточны для существующего потока проектов. Однако подобное расширение «воронки проектов» приводит к повышению требований к профессиональной компетенции их разработчиков. Выявленные в ходе исследования проблемы говорят о том, что система подготовки специалистов для менеджмента инноваций не справляется со своей задачей. Эта проблема с высокой вероятностью потребует системного решения в ближайшие 2—3 года. В противном случае она станет одним из ключевых факторов, тормозящих развитие инновационной экономики России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: СПбГУЭФ, 2006. С. 109—110.

2 См.: Бутрюмова Н.Н. Управление инвестиционной привлекательностью малых инновационных предприятий // Региональные перспективы развития инновационной экономики России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: ООО «Стимул-СТ», 2011. С. 23—31.

3 См.: Александровский С.В., Бутрюмова Н.Н., Назаров М.Г. Барьеры развития инновационного предпринимательства в Нижегородской области // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 46. С. 21—33; Го-родникова Н.В., Гостева С.Ю., Гохберг Л.М., Грачева Г.А., Кузнецова И.А., Мартынова С.В., Ратай Т.В., Росовецкая Л.А. Индикаторы инновационной деятельности: 2009: стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 488 с.; Исследование «Барометр „Иннопром"» — 2011 // Урал. междунар. выставка и форум промышленности и инноваций. Екатеринбург, 2011. 68 с.; Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России. М.: Опора России, 2010. 132 с.

Поступила 26.10.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная