Н. Г. Юрченкова. Мордовский национальный эпос в основе формирования нравственной культуры

Н. Г. Юрченкова

Мордовский национальный эпос в основе формирования нравственной культуры1

Н. Г. Юрченкова, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российской правовой академии (Саранский филиал) Минюста России, доктор философских наук, профессор

Освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает особое социальное значение. Уникальными средствами передачи духовно-ценностного опыта предшествующих поколений обладает фольклор, являющийся отражением мировоззрения и психологии. Поэтому содержание фольклора вобрало в себя накопленное веками «житейское уменье» жить в мире и согласии с собой и окружающими. Благодаря этому у фольклора появилась способность к нравственному очищению, которое является залогом и необходимым условием для духовного и физического здоровья человека.

Мордовский фольклор представляет нам полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей. В его рамках интернациональное уживается с национальным. Ярким примером этого является мордовский национальный эпос —своеобразная энциклопедия жизни общества с глубокими этическими традициями, хотя этические нормы еще не сформулированы с той четкостью и категоричностью, какая присуща библейским заповедям.

Эпос формулирует основные постулаты этики, в центре которой находится человек:

Птица — хозяйка в воздухе, Рыба — в воде... Ты, человек, — хозяин везде. Богу один ты подобен на свете, Поэтому ты и за все в ответе2.

Высказывается мысль, совпадающая с суждениями софиста Протагора о том, что «человек — мера всех вещей»3. Однако в эпосе трактовка подобного подхода несколько иная. Человек обладает более сильным разумом, чем птица или зверь, и поэтому «должен учиться с младенческих дней». Человеку «все взятое надо сторицей отдать»: «Доброе дело познав, не молчи — / Этому делу других научи»4. Эпос провозглашает: «Нам дарована жизнь, чтоб добро творить»5.

Одним из основных этических постулатов, часто подчеркиваемых в мордовском национальном эпосе, является совпадение понимания добра и продолжения рода, которое связывается с понятием блага, вбирающем то, что полезно людям. Именно поэтому эпос провозглашает семейные ценности основой жизни. Семья — «опора и радость жизни». В эпосе неоднократно говорится о создании семьи, выборе невесты, рождении детей и их воспитании. Причем главным в воспитании считалось воспитание любви к труду, поскольку «людей за дела уважают и чтут»6. «В работе любой надо толк разуметь — / Все вовремя сделать ты должен успеть»7.

Для мордовского национального эпоса характерна поэтизация труда и быта. А. И. Маскаев писал по этому поводу: «Песни любой сюжетной группы представляют собой очень богатое в поэтическом отношении воплощение целого энциклопедического комплекса жизни мордовской деревни»8. Мордовский национальный эпос выдвигает концепцию труда, выступающую основным конструктивным элементом эпической модели мира. Он пронизан идеей почитания труда.

Аксиология мордовского народа, отраженная в эпосе, включает в себя осознание важности умения вести переговоры, иметь коммуникативные способности. «Природотворящая сила человеческого — обмен деятельностью, межиндивидуальное взаимодействие, коммуникация, интеракция, позволяющие определять человека как существо общественное, общительное, общающееся»9. Одним из главных средств благополучного существования в мордовском эпосе является поддержание с людьми дружеских отношений. Несомненные ценности в эпосе — согласие, лад, дружба, взаимопомощь.

Однако мордовский национальный эпос не ограничивается только положительным, не создает этического идеала. Он констатирует: «Безобразного... на земле еще, увы, немало»10. Эпос отмечает и негативное, формируя к нему отрицательное отношение. При этом, как и в случае положительного, в центре внимания оказывается человек. Он существо дуальное, способное и на добро, и на зло. Мордовский национальный эпос, подчеркивая народные ценности и противопоставляя им зло, считает абсолютным злом плохого человека. Эпос выражает выработанную веками этику, которая в качестве негативных свойств выделяет гордость, трусость, предательство и т. п. Гордость представлена в эпосе в образе Дамая, который «богат и славен» и поэтому не кланяется Богу. С точки зрения народа, это смягчает грех гордыни, однако эпос предупреждает:

Гордый хвост не поднимай без дела — Можешь ты того хвоста лишиться; Далеко свои протянешь руки — Можешь запросто без рук остаться11.

Самым страшным человеческим грехом мордовский эпос называет трусость. Зло должно быть наказано, в мордовском эпосе неизбежность наказания представлена ситуацией с Кужендеем, который всех убьет, кто слово против скажет12. Причем орудием воздаяния за зло в эпосе выступают не божественные силы, а люди. Подобная казнь за злодейства в какой-то мере характерна для традиционных обществ, переживающих стадию транзита. Достаточно вспомнить аналогичное наказание, избранное древлянами для киевского князя Игоря и описанное в «Повести временных лет».

Таким образом, в процессе исторического развития каждый народ создает собственную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего этнического сознания и которая находит отражение в его устно-поэтическом творчестве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 11-11-13005 а/В.

2 НА НИИГН. Л-754. Л. 183—184.

3 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. С. 375.

4 НА НИИГН. Л-754. Л. 184.

5 Там же.

6 Там же. Л. 185.

7 Там же. Л. 186.

8 Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск, 1964. С. 267.

9 Ильин В.В. Аксиология. М., 2005. С. 23.

10 НА НИИГН. Л-755. Л. 148.

11 Там же. Л. 129.

12 Там же. Л. 152. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная