В. П. Фурманова. Этическое знание в современной гуманитарной парадигме российского общества

В. П. Фурманова

Этическое знание в современной гуманитарной парадигме российского общества

В. П. Фурманова, профессор кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета

В современном гуманитарном знании важным аспектом исследования нравственной культуры человеческой личности является вопрос о социально-психологическом проявлении этики в качестве стереотипического, общественного, социального феномена. Раскрытию этой проблемы будет способствовать рассмотрение феномена морали и этики в нескольких направлениях: мораль и нравственность как универсальные показатели духовной составляющей человеческой жизнедеятельности; нравственность — доминирующая категория в структуре человеческого характера; особенности моральной парадигмы бытия человека проявляются в гендерных показателях социальной дифференциации; специфика возрастного проявления феномена нравственности как неизменного показателя психической и моральной жизни человека.

Исходя из указанных положений, для того чтобы наиболее четко и последовательно рассмотреть феномен лжи, следует выявить нравственно-психологические аспекты обмана. К этой проблематике на разных этапах развития историко-философского знания, этики и психологии обращались отечественные (А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, А. И. Тита-ренко и т. д.) и западные (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Юнг, В. Франкл, К. Хорни и т. д.) исследователи.

С точки зрения философско-мировоззренческих позиций и этической культуры нельзя обойти вниманием значимость преподавания гуманитарного знания в высшей школе, так как на него возлагается обязанность формирования целостного мировоззрения. В современной ситуации весьма актуально выяснение этической и мировоззренческой составляющих современного гуманитарного знания (определение сущности экономического сознания и его аксиологической составляющей, обоснование этико-мировоззренческой основы нравственной культуры общества и человека, количественное выявление системы ценностей будущих профессий специалиста).

Необходимо активное включение отечественного духовного наследия в процесс образовательно-воспитательных мероприятий современной структуры гражданского просвещения. Особо важной в современных глобализационных, диффузионных тенденциях культуры и дезинтеграционных процессах общества является обращение к русской этической парадигме социализации молодежи. Духовная культура прошлого и сегодня оказывает значительное воздействие на духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие учащихся. По замечанию Д. С. Лихачева, «обращение к культуре прошлого — это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном фоне»1.

Отличительной особенностью отечественной культуры воспитания была ее гуманитарная направленность, ее «оче-ловеченность». Эта традиция своими истоками уходит в эпоху становления русской духовной культуры. Во многом благодаря трансляционному посредству южнославянской культуры в Россию пришла уникальная система европейской образованности, философия, этика и т. д.

Представители духовной элиты российского общества всегда исходили из того, что ориентация на прагматические ценности не способствует стабильному развитию нравственности личности, и опирались на исконные духовные традиции отечественной культуры. Традиция является одним из способов реализации процесса социального наследования опыта предыдущих поколений, который проявляется в предметной и языковой формах деятельности, ценностях культуры и цивилизации и т. д. Этическая традиция заключается в том, что она не только передает опыт новым поколениям, но и предупреждает об ошибках.
Верной представляется та позиция, согласно которой индивидуальное пространство человеческой деятельности завершается там, где начинается индивидуальное пространство другого человека. Он, столкнувшись с перипетиями социальных деструкций и катаклизмов, либо обращается к нравственным идеалам, либо отказывается от них, повинуясь ложным ценностям и ориентациям.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Лихачев Д.С. Наше наследие // Рос. газ. 1995. 17 окт. С. 3. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная