М. В. Медведева. Особенности функционирования народно-песенных традиций

M. В. Медведева

Особенности функционирования народно-песенных традиций

M. В. Медведева, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат педагогических наук, профессор (г. Москва)

Фольклор выступает как целостное социально-историческое обусловленное явление, обладающее «художественно-образными средствами, рассчитанными на непосредственное слуховое сочетающееся со зрительным восприятие в момент исполнения»1. Нерасчлененность процессов создания, исполнения и восприятия фольклорных произведений обусловливает художественную специфику народного музыкального творчества. Синкретичность творческого процесса воссоздания фольклорного первообраза порождает своеобразную художественную систему, в которой функциональное предназначение произведения и его содержательно-структурные особенности выступают как единое целое.

Фольклорное песнетворчество обладает специфическими свойствами: служит этнообъединяющим фактором; основано на эстетике канонического тождества; подразумевает множественное, вероятностное воплощение художественных текстов; предполагает особый тип общения; базируется на коллективной художественной памяти народа; отражает мифологическое сознание носителей традиций; передает закодированную информацию, обладающую недосказанностью; наследует не многовариантные продукты творческой деятельности, а порождающие их модели.

Многовариантность выступает структурно-художественным принципом народного песнетворчества. Вариативность вызвана устной формой бытования и передачи фольклорных традиций. Изустный характер проявляется во взаимодействии слухового (вербального, музыкального), визуального и пластического способов передачи информации. 

Фольклорной песенной традиции свойственна интенсивная и непрерывная коммуникация, взаимообщение носителей фольклора и слушателей, которые при определенных условиях также становятся носителями. В народно-песенной практике встречаются разные виды общения: самообщение в процессе творчества для себя, например, «индивидуализированные виртуозные стили пения»; взаимообщение участников песенной общины («артели»), которому соответствуют имеющие постоянный состав «замкнутые» ансамбли умель-цев2; общение исполнителей со слушателями, характерное творчеству певцов-сказителей.

Традиционная народная музыкальная культура — это культура памяти. Фольклорное певческое искусство творится по определенной модели (по аналогии), где «принцип формул» — основной метод композиции. для всех времен и народов»3. Конкретная формула реализуется на основе взаимодополняемости вариантов. В грамматических (ритмических и словесно-музыкальных) формулах проступает система устойчивых жанрово-стилевых признаков, выявляющихся в способах выражения, типах интонирования и артикулирования.

Основу песенной формулы составляет единая слоговая музыкально-ритмическая форма и ладовая структура песни. Именно усвоение ритмоформулы позволяет певцам в условиях вероятностного интонирования творчески воссоздавать песню, сочетая вариантную множественность фольклорного текста с его модельной первоосновой. Формула как принадлежность «искусства тождества» лежит в основе принципиально неразделимых процессов усвоения, создания и исполнения народно-песенного произведения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. С. 93.

2 См.: Двадцать русских народных песен / сост. Е.В. Гиппиус. М., 1979. С. 6.

3 Герцман Е. Византийское музыкознание. Л., 1988. С. 256. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная