Ю. Л. Колесникова. Актуализация музыкально-творческого потенциала студентов в процессе изучения культуры финно-угорских народов

Ю. Л. Колесникова

Актуализация музыкально-творческого потенциала студентов в процессе изучения культуры финно-угорских народов

Ю. Л. Колесникова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета 

В эпоху инноваций главная задача образовательного процесса — подготовка творчески мыслящей личности, стремящейся к совершенству и способной принимать нестандартные решения, выходить за рамки традиционных подходов. В связи с этим появляются новые образовательные технологии и модернизируются существующие.

Поступая в университет, человек имеет определенные возможности для овладения культурой музыкального творчества. В современных условиях главной проблемой музыкально-профессионального обучения становится поиск, изучение, разработка и организация такого образовательного процесса, педагогическая система которого отвечала бы логике развития потенциально имеющихся возможностей и способностей студентов до уровня музыкально-творческой профессиональной деятельности. Образовательные технологии такой педагогической системы были бы технологиями качественного преобразования личностно-творческого потенциала студента, основанного на логике профессионального роста и самосовершенствования.

Проблема творчества личности интересует исследователей со времен античности до настоящего времени. Бытует мнение, что до XX в. этой проблемой занимались преимущественно философы. XX в. характеризуется появлением большого количества крупных исследований в области творчества
(Дж. Гилфорд, П. Ф. Кравчук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Торранс). Разрабатываются педагогические и психологические методики диагностического характера по выявлению и развитию творчества личности, формируются различные подходы к изучению этой проблемы.

Образовательная деятельность студентов по специальности «музыкальное искусство» Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета связана с изучением музыкальной культуры народов финно-угорского мира. Студенты принимают участие в полевых экспедициях, знакомятся с бытом и традициями финно-угорских народов. В составе концертных коллективов они исполняют как авторские, так и оригинальные произведения традиционной культуры.

Основная проблема заключается в том, какими образовательными технологиями обеспечить продуктивный характер музыкально-творческой деятельности студентов, каким образом способствовать актуализации их музыкально-творческого потенциала. Задачей преподавателя является не только выявление исходного творческого потенциала студента, но и создание благоприятных условий для формирования творческого подхода в образовательной деятельности. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная