Н. А. Кожурина. Социальная адаптация младших школьников региона в процессе физического воспитания

Н. А. КОЖУРИНА

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: адаптация, младшие школьники, физическое воспитание, личностно ориентированный подход, компетентность, технология

Key words: adaptation, junior schoolchildren, physical education, person-oriented approach, competence, technology

КОЖУРИНА Нина Александровна, доцент кафедры философии Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.

KOZHURINA Nina Aleksandrovna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

В статье упор делается на личностно ориентированный процесс социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания — создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам.

The paper considers the main idea of the personality-oriented process of social adaptation of junior schoolchildren in the process of physical education which is the establishment of the educational system based on the principles of mutual responsibility, mutual aid and mutual interest of teachers in primary school pupils' success in various subjects.

Изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка в этом возрасте. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др.1 У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития. К основными факторам, влияющим на негативное состояние психического здоровья ребенка, относятся его неспособность справиться с учебной нагрузкой, авторитарный стиль общения педагогов и, как следствие этого, неприятие ребенка детским коллективом.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.

Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья2.

По мнению ряда авторов, эффективная адаптация — одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу происходит стандартизация условий его жизни, семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к первокласснику даже в самой доброжелательной форме возлагает на него большую ответственность. Необходимое воздержание от импульсивных желаний и обязательная самоорганизация могут способствовать появлению чувства одиночества, отчужденности себя от близких. В результате могут появиться отклонения в развитии ребенка, гипервозбудимость, гипер-динамия, выраженная заторможенность и др. В свою очередь эти отклонения могут стать основой детских страхов, снизить волевую активность, вызвать угнетенные состояния. Результаты исследования говорят о том, что 50 % родителей испытывают тревогу по поводу адаптации ребенка к школе (статистические данные по семьям с детьми, попадающим под обслуживание отделов социальной защиты населения, на 1 января 2013 г. — сведения Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия), их беспокоит режим общения, количество задаваемых домашних заданий, затрачиваемое ребенком время на их выполнение, трудности, возникающие в учебной деятельности, взаимоотношения с одноклассниками, состояние здоровья. Родители детей, испытывающих дезадаптацию в школе, не знают, каким образом можно помочь своему ребенку преодолеть трудности начального периода обучения, и нуждаются в помощи педагогов. Поэтому главная цель родителей и педагогов в адаптационный период — создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде3.

В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы социальной адаптации младших школьников. Значение роли физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе, как показали результаты нашего исследования, и на социальное развитие учеников начальной школы. В процессе физкультурно-спортивной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры трансформируется в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурно-спортивной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности.

Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Физкультур-но-спортивная деятельность, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде4. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры и спорта в процессе социальной адаптации и личностного развития детей младшего школьного возраста для преодоления сложной кризисной ситуации, связанной с переходом детей в среднюю школу. Это происходит из-за серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как средство, оказывающее влияние на здоровье, и ее большими возможностями как способа социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Большинство учителей физической культуры считают проблему социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы актуальной. Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого-педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются. Молодые преподаватели в процессе решения воспитательных задач не выходят за рамки собственного педагогического опыта, в результате чего вопросы комплексного развития личности — труднорешаемые дилеммы.

Общей особенностью изученных нами программ по физической культуре является преобладание практической двигательной подготовки. Материал программы дается в основном в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка, контрольные нормативы. В некоторых программах авторы предлагают использовать элементы подвижных и народных игр, сюжет-но-ролевых уроков для повышения мотивации при обучении двигательным действиям5.

В современных программах и методических пособиях по физическому воспитанию указывается на необходимость реализации нескольких принципов обучения: во-первых непрерывности процесса обучения, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики на каждом из этапов, технологиями формирования физической культуры в системе общего образования учащихся во-вторых, целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде; в-третьих, принципа личностно ориентированного обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств в достижении цели обучения, перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и саморазвития.

Авторы примерных программ предоставляют учителям физической культуры право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них.

Анализируя общеобразовательные программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию к расширению и конкретизации задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, повышение валеологической грамотности, использование учителем творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Однако авторы не выделяют в физическом воспитании содержательных элементов, имеющих отношение к адаптационной роли физического воспитания, а рассматривают только проблемы совершенствования средств, методов и форм физического воспитания, эффективность которых крайне низка из-за отсутствия комплексной программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Проведенный анализ особенностей содержания и методики осуществления физического воспитания детей в начальной школе показал, что традиционные формы обучения и современные методические подходы к процессу физкультурного образования не позволяют в полной мере осуществлять процесс социализации личности на уроках физической культуры. Необходимо рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов.

Технология педагогической поддержки социальной адаптации детей младшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную концептуальную основу и процессуальную характеристику, предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально-психологического, интеллектуального и физического воспитания. При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе), так как личность школьника представляет собой целостность и многомерность. Единство воспитательных воздействий должно осуществляться в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности6.

Исследователи выделяют основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности школьника, формированию его культуры в процессе физического воспитания: физкультурно-спортивная деятельность — социальная адаптация — физическая культура школьников7.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания в рамках гуманистической концепции личностно ориентированного обучения можно отнести: преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса; достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника; опору учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха; формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания; положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников; формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников; наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога8.

Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно. Результаты опроса учителей физической культуры показали, что уроки в начальных классах должны вести учителя, прошедшие специальную подготовку, имеющие необходимую личностную предрасположенность. Уточнены профессионально значимые характеристики личности учителя физической культуры, реализующего лич-ностно ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу в начальной школе: включенность в развивающее педагогическое пространство; направленность на успех ребенка; способность организовывать полисубъектные отношения; конгруэнтность личностного и профессионального в педагогической деятельности; личностная позиция педагога в профессиональной деятельности9.

В совершенствовании процесса социальной, психической и биологической адаптации детей ведущую роль играет целесообразно организованная и содержательно наполненная двигательная активность, реализуемая в физкультурно-спортивную деятельность, в ходе которой происходят формирование и развитие всех компонентов личности. В основу технологии адаптации младших школьников в процессе физического воспитания и результата этого процесса легла психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, учеников и педагогического коллектива начальной школы, позволяющая обосновать концепцию личностно ориентированного образования младшего школьника, в том числе в условиях физкультурно-спортивной деятельности10.

Адаптация при таком подходе предполагает, что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве школьной среды.

Основная идея личностно ориентированного процесса социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания — создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам. Существенной особенностью формирования самооценки младшего школьника является возможность компенсации одних ее компонентов другими. Ребенок будет искать ту деятельность, то место, где он получит возможность самоутвердиться, обрести положительное эмоциональное самочувствие. Такой деятельностью, наряду с остальными дисциплинами, которые преподаются в начальной школе, может стать и физкультурная. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и быть нацелена на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка11.

Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников в системе физического воспитания предусматривает дифференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.

К основным показателям, определяющим уровень личностного развития ребенка в условиях социальной адаптации, мы отнесли: социально-позиционный статус ученика в классе; характер мотивации и ее положительную направленность; адекватность самооценки; уровень физического развития и физической подготовленности; наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах; соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) возрастным особенностям школьника, психологической совместимости с учителями, в частности с учителем физической культуры.

Наиболее успешно технология педагогической поддержки детей в процессе социальной адаптации будет осуществляться за счет применения педагогом следующих методов и средств организации психолого-педагогического воздействия и стимулирования: игр, соревнований, проблемных педагогических ситуаций, опоры на личное мнение ребенка, активного включения каждого ученика во все виды деятельности на уроке, создания опережающих ситуаций, коммуникативных целесообразных отношений в процессе учебной деятельности, осуществляемых на основе педагогически управляемого моделирования детьми нравственно-ценностных отношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Беличева С.А. Организация и содержание психосоциальной работы в учреждениях социального обслуживания детей и молодежи. М., 2002. С. 208.

2 См.: Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армян. ССР, 1988.

3 См.: Кожурина Н.А., Савкин Н.С. Социальная адаптация: стадии и механизмы функционирования: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 194 с.

4 См.: Копылов Ю.А. Без простуд // Физ. культура в школе. 1994. № 3. С. 12—13.

5 См.: Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Физическая культура: учеб. пособие для уч-ся 4 класса общеобраз. учреждений. М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2003. 144 с.

6 См.: Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

7 См.: Менделевич В.Д., Казанцев С.Я., Менделевич Е.Г., Садыкова Р.Г. Психиатрия и наркология. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 368 с.

8 См.: Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Валиев Н.М. Восточные системы оздоровления детей младшего школьного возраста: метод. разраб. для студентов академии. М.: РГАФК, 1995. 28 с.

9 См.: Копылов Ю.А. Без простуд.

10 См.: Кожурина Н.А., Савкин Н.С. Социальная адаптация .

11 См.: Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Физическая культура .

Поступила 03.09.2014.

N. A. Kozhurina. Social Adaptation of the Junior Schoolchildren in a Region in the Process of Physical Education

The modern school is searching for models of the educational process that would ensure comprehensive development of a schoolchild's personality. Currently, many authors of experimental educational programs acknowledge the need to transform the pedagogical process in school so that any lesson, regardless of the subject, would be a lesson promoting not only intellectual development of a child, improvement of cognitive activity, but also preservation of their physical and mental health.

In school pedagogy, physical education is seen as one means of solving the problem of social adaptation of junior schoolchildren. The role of physical education in formation and development of a socially active person is recognized by experts in pedagogy of physical culture and sports. Sports activity is defined as the process of satisfying children's needs for active movement aimed at development of physical and other aspects of personality, including, as the results of this study show, social development of junior schoolchildren. During sports activities, schoolchildren make a large number of social contacts; as a result, the objective richness of human culture transforms into subjective wealth of an individual. Adaptation to the conditions of the sports activity has an impact on the adaptation to the rules in the labor process, on the behavior structure, on the opinions and attitudes essential in the learning activity.

The main idea of the personality-oriented process of social adaptation of junior schoolchildren in the process of physical education is the establishment of the educational system based on the principles of mutual responsibility, mutual aid and mutual interest of teachers in primary school pupils' success in various subjects. A significant feature of a junior schoolchild's self-esteem development is the ability to compensate some of its components by other ones.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная