В. М. Сидоркина, Н. С. Полутина. Ценности виртуального сообщества
В. М. СИДОРКИНА, Н. С. ПОЛУТИНА
ЦЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
Ключевые слова: виртуальное сообщество, интернет-технологии, социальные ценности, иерархия ценностей, ценностные предпочтения, социологический опрос
Key words: virtual community, Internet technology, social values, hierarchy of values, value preferences, survey
СИДОРКИНА Валентина Михайловна, доцент кафедры социологии Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.
ПОЛУТИНА Наталья Сергеевна, психолог психологической службы Управления по внеучебной работе Мордовского государственного университета.
SIDORKINA Valentina Mikhailovna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
POLUTINA Natalia Sergeyevna, Psychologist at the Psychological Service of the Extracurricular Work Department, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
В статье анализируются особенности ценностного набора и ценностных приоритетов в сообществе активных пользователей интернет-сетей.
The paper analyzes the features of the value set and value priorities in the community of active users of the online networks.
Проблема ценностных ориентаций традиционно актуальна в силу того, что отражает векторы явных и латентных процессов, происходящих в обществе, приобретает особую значимость в его транзитивных состояниях. Причем транзитивность имеет сложный многоярусный характер, охватывающий все стороны общественного бытия, но содержание и скорость изменений неодинаковы в разных социальных слоях. В ходе этих масштабных трансформаций во всех сферах социальной жизни возникают новые проблемы и обостряются старые. Как и в любой другой переходный период, усиливается противостояние между традиционными и инновационными ценностями.
Одним из наиболее активных акторов общественной жизни выступает виртуальное сообщество. Его членами становятся люди, свободно владеющие современными информационными технологиями и устанавливающие многочисленные и разнообразные связи, взаимодействия, межличностные отношения в глобальной сети.
Выявлению специфики ценностных ориентаций виртуального сообщества было посвящено социологическое исследование, которое может быть презентовано в качестве пилотажного как с точки зрения разработанного исследовательского аппарата, так и с точки зрения полученных результатов — новых, интересных и в то же время требующих дополнительных более широких опросов. Исследование проводилось в марте — апреле 2014 г. На первом этапе осуществлялся экспертный опрос. В качестве экспертов были привлечены люди, профессионально занимающиеся организацией виртуального сообщества, т. е. комьюнити-менеджеры в сфере управления и организации виртуальных сообществ (16 чел.). На основе типологизации, выявленной на этом этапе строился массовый опрос. Опрашивались студенты пяти факультетов и институтов Мордовского государственного университета по гуманитарным, естественно-научным и техническим направлениям подготовки с разной степенью включенности в виртуальное общество (n = 200 чел.).
По степени включенности в виртуальное общество респонденты были разделены на три группы: не включенных в виртуальное общество (таких среди опрошенных было 36,5 %), частично включенных (25,5 %) и полностью включенных (38,0 %). В целом все опрошенные были в достаточной степени приобщены к культуре виртуального общения, что и позволило обозначить их как виртуальное сообщество.
Результаты проведенного исследования выявили некоторые особенности ценностных предпочтений по сравнению с проводившимися ранее опросами населения в рамках мониторинга «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии 1994—2011 гг.». Эти различия проявились как в иерархии предпочтений, так и в акцентировании ряда ценностей, мало значимых в опросах «Резервы гармонизации...». Предложенный набор ценностей оказался иерархизированным (по степени убывания) следующим образом: образование, работа, деньги, здоровье, друзья, безопасность, развлечения, семья, власть, свобода, творчество, самоуважение, патриотизм, взаимопомощь, свободное время, доброта и сострадание, уважение окружающих, справедливость, религия.
Наиболее значимыми ценностями виртуального общества являются образование и работа. На них указали более 50 % респондентов. Затем следуют одинаковые по значимости (более 45 %) деньги и здоровье. На пятом месте находятся друзья (44 %). Эти ценности, учитывая незначительные различия в количестве их выборов, можно рассматривать как ценности первого уровня. В мониторинге первые места традиционно отдавались базовым ценностям — здоровью, семье, затем шли безопасность, друзья, деньги, работа. Именно в таком порядке определялась приоритетность.
Как видно, для виртуального сообщества набор ценностей несколько иной, и совсем другая их иерархия. В шестерку главных включается образование. Более того, оно в сообществе получает максимальную оценку и занимает первое место. Зато семья вытеснена на восьмое. В значительной мере такой характер ранжирования определяется тем, что опрашивалась учащаяся молодежь, главным делом которой образование и является. Однако косвенно это свидетельствует и о том, что получение образования для студентов — осознанный и значимый (весьма значимый) выбор, доминанта ценностных ориентаций на данном жизненном этапе. Вытеснение семьи на восьмое место вместо первого-второго, по материалам мониторинга, тоже, очевидно, обусловлено возрастными особенностями респондентов. Вместе с тем это объяснение не вполне удовлетворяет и, возможно, требует дополнительного исследования.
На втором уровне, также незначительно различаясь между собой, располагаются безопасность, развлечения и удовольствия (по 40 %). Затем следуют семья, власть, свобода и несколько менее важное творчество. В этой группеценностей тоже имеется инновационный аспект. В мониторинговых опросах населения Мордовии отмечалась очень низкая значимость ценностей отдыха: свободное время, развлечения и удовольствия оказались в аутсайдерах — 3,1 и 1,9 % соответственно1. В нашем исследовании эта группа ценностей, хотя и уступает по значимости работе, достаточно высоко оценивается респондентами. Так, свободное время как важную ценность указали почти 14 % мужчин и 8 % женщин. Развлечения и удовольствия входят в десятку наиболее важных: эту ценность отметил каждый четвертый мужчина и каждая пятая женщина. Мы полагаем, что такие различия могут быть связаны с возрастными и социально-статусными особенностями респондентов.
Среди прочих ценностей только самоуважение упоминают более 10 % респондентов. К наименее предпочитаемым ценностям (выбранным менее чем 10 % респондентов) относятся патриотизм, доброта и сострадание, религия и социальная справедливость у мужчин и патриотизм, свободное время, социальная справедливость, религия у женщин. Именно в отношении нравственных ценностей и религии расхождения данных нашего исследования с «Резервами гармонизации.» наиболее значительны. Так, по данным мониторинга, они (кроме религии) находятся в средней группе, тогда как в нашем исследовании замыкают список. Значение религии в нашем исследовании также оказалось более чем в два раза меньше, чем в среднем по Мордовии, — 4,5 и 10,5 %2. Вместе с тем даже это значение показывает, что ценность религии в Республике Мордовия более значима, чем в других регионах. По данным масштабного опроса в трех республиках финно-угорского мира (Марий Эл, Мордовия и Удмуртия), проведенного кафедрой социологии Мордовского государственного университета в 2011 г., в Марий Эл эту ценность отметили лишь 1,5 % молодых респондентов, в Удмуртии — 1,9 %.
Значительно меньшая востребованность таких ценностей, как патриотизм, взаимопомощь, доброта и сострадание, уважение окружающих, справедливость, выявлена давно и вполне предсказуема. Фактически в течение всего постсоветского периода эти ценности не относятся к приоритетным, будучи вытеснены из общественного сознания негативным образом всего советского, в котором они играли доминантную роль. Кроме того, они не согласуются с идеологией потребительского прагматизма, интенсивно навязываемый современными средствами массовой информации. События на Украине начали разворачиваться позже, чем было проведено исследование. Очевидно, что рост гражданского самосознания, проявления сострадания, патриотизма, переосмысление категории «справедливость» позволяют говорить о том, что на ментальном уровне эти ценности сохраняются, а их вытеснение на периферию или актуализация имеют ситуативный характер.
Между группами респондентов, характеризующимися неодинаковой степенью включенности в интернет-сообщества, также существуют различия. Характерной особенностью полностью включенных является сглаженный, слегка размытый характер их ценностных предпочтений. В диапазоне от 55,0 до 45,0 % отмеченных приоритетов расположены пять ценностей, включая образование, работу, деньги. Причем для них эти приоритеты более значимы. Например, ценность «деньги» отметили 46,1 % полностью включенных и 34,0 % менее включенных. Соответственно, ценности-аутсайдеры у этой группы оценены ниже, чем у других респондентов. Так, взаимопомощь отметили как значимую ценность 7,9 % полностью включенных в виртуальное сообщество, а среди менее включенных на нее указали почти 19,0 % опрошенных.
Обобщая результаты полученных данных, логично сделать вывод о том, что ценностная система виртуального сообщества, с одной стороны, включает тот же набор элементов, что и общество в целом. С другой стороны, в иерархии их система имеет определенные отличия. Можно предположить, что к факторам, обусловливающим формирование у членов виртуального общества специфической системы ценностей, могут быть отнесены, во-первых, некоторые черты виртуальной среды (особенности сетевой культуры, тематический характер виртуальных сообществ, молодость); во-вторых, признаки виртуальных коммуникаций — присущие им демонстративный характер, анонимность; в-третьих, личностные качества членов виртуального общества Примечательно, что к личностным особенностям относятся как негативные (недостаточная социализированность, скрытность), так и позитивные (стремление к знаниям, открытость новому) черты.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Сидоркина В.М. Некоторые региональные особенности ценностных ориентаций населения // Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе: I Сухаревские чтения: материалы Всерос. науч-практ. конф. с междунар. участием, 23—24 декабря 2011 г.: в 2 т. Саранск, 2012.Т. 1. С. 65.
2 Там же. С. 66—67.
Поступила 15.05.2014.
V. M. Sidorkina, N. S. Polutina. Virtual Community Values
Virtual community becomes one of the most active actors of public life. Its members are people fluent in modern information technology, those establishing numerous and varied forms of communication, interaction and interpersonal relationships in the worldwide web.
In March and April 2014, we have conducted a sociological study. Students of the Mordovia State University majoring in the Humanities, natural science and technical areas were surveyed. The results of the study revealed some notable features of value preferences in comparison with the earlier surveys of the population in the framework of the monitoring named 'Reserves of Harmonization of Social Relations in Mordovia, 1994—2011'. These differences were manifested both in the hierarchy of preferences and in the focus on a number of values of little significance in the surveys of the 'Reserves of Harmonization...'. The proposed set of values turned to be hierarchical (in decreasing order) as follows: education, work, money, health, friends, security, entertainment, family, power, freedom, creativity, self-esteem, patriotism, mutual aid, free time, kindness and compassion, respect for others, justice, religion. Whereas in previous surveys, such values as family, health, financial well-being were the leaders. At the same time, in all the studies, the civil and moral values were in the last third of the proposed values.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная