В. В. Бобров. Социальная ответственность международной компании в регионах России

В. В. БОБРОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Ключевые слова: бизнес, социальная ответственность, деловая политика, персонал компании, социальная сфера

Key words: business, social responsibility, business policy, company's staff, social sphere

БОБРОВ Виктор Владимирович, доцент кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, кандидат философских наук.

BOBROV Viktor Vladimirovich, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Socio-Economic Disciplines, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

В статье рассматривается понятие «социальная ответственность». Большое внимание уделяется истории развития компании Danone в России. Анализируется ее социальная работа, в частности уникальная система охраны труда WISE, введенная на всех предприятиях компании, программа добровольного медицинского страхования, приводятся примеры социальных проектов, реализуемых Danone в России и других странах.

The paper discusses the concept of 'social responsibility'. Great attention is paid to the history of development of the Danone company in Russia. Its social work is analyzed, in particular, the unique system of labor protection called 'WISE', the program of voluntary medical insurance applied in all enterprises of the company; examples of social projects implemented by Danone in Russia and other countries are given.

В настоящее время в России идет процесс формирования системы социальной ответственности бизнеса. Предприятия не уделяют должного внимания работникам (оплата труда осуществляется в конвертах, а так называемая белая заработная плата не превышает прожиточного минимума); условия труда часто оставляют желать лучшего; государство не предоставляет никаких льгот предприятиям, которые предпринимают меры по улучшению жизни работников; малый и средний бизнес ориентирован на максимальное получение прибыли и способы ее получения не всегда законны. Все это и многое другое препятствует становлению системы социальной ответственности бизнеса.

К. Маркс считал, что процесс производства не только создает материальный продукт, но и способствует формированию у человека профессиональных навыков, социального статуса. Е. Р. Ляховецкая и В. Б. Вязовой под социальной ответственностью бизнеса понимают деятельность предприятия в соответствии с целями и ценностями общества1.

По мнению И. С. Глебовой, социальная ответственность включает добросовестную деловую политику, осуществление мер по развитию персонала компании, обеспечение безопасных условий труда, охрану жизни и здоровья работников, развитие местного сообщества. Она выделяет несколько уровней социальной ответственности: добросовестное выполнение своих обязанностей перед обществом и государством (своевременная выплата достойной заработной платы, недопущение нарушений норм трудового законодательства, своевременное и в полном объеме проведение налоговых отчислений и т. д.); определение интересов работников и предоставление им льгот и социальных услуг (подготовка персонала, повышение квалификации, программы, направленные на членов семьи работника, например улучшение жилищных условий, и т. д.); программы, реализуемые за пределами предприятия и распространяющиеся на население территории, где осуществляет свою деятельность компания (строительство дорог в регионе, улучшение освещения улиц, благоустройство территории непосредственно около предприятия и т. д.)2. Ж. К. Жавилье считает, что социальная ответственность основывается на нескольких элементах: правах человека, трудовых отношениях, заботе об окружающей среде и других добровольных инициативах компании3.

Сегодня в России ведут деятельность большое количество компаний со стопроцентным иностранным капиталом. К ним относятся: Simens, Parmalat, AB InBev, Danone. Мы остановимся на компании Danone, так как ей принадлежит ОАО «Молочный комбинат "Саранский"», расположенный в Республике Мордовия. Производитель молочной продукции Danone стал одним из первых, кто пришел на российский рынок (1992 г.) Уже в 1998 г. было принято решение о строительстве самого современного и мощного завода в Чеховском районе Московской области, который заработал в 2000 г. В конце 2010 г. компании Danone и «Юнимилк» объединили свой молочный бизнес. После совершения этой сделки компания «Danone-Юнимилк» стала крупнейшим производителем молочной продукции в России. В 2013 г. группа изменила официальное название на «Группа компаний Danone в России». Объем инвестиций компании с момента начала деятельности в России составил 1,8 млрд долл. Компания Danone работает на 5 континентах, в 120 странах, ей принадлежит 190 производственных центров. Количество сотрудников по всему миру составляет 102 тыс. чел., в России работают 15 тыс. чел. Оборот компании — 20 млрд евро4. К ценностям, которыми руководствуется Danone в своей деятельности, относятся: гуманизм (участие, ответственность и уважение к людям); открытость (любознательность, динамичность и готовность к диалогу); близость (доступность, доверие, сопереживание); энтузиазм (дерзость, страсть к достижениям, стремление преодолеть трудности). Социальная ответственность, на наш взгляд, это добровольный вклад бизнеса в жизнь общества, будь то поддержка экономики, социальной сферы или экологии. В своей социальной деятельности компания Danone в России руководствуется основным принципом, высказанным основателем группы А. Рибу: «Ответственность компании не заканчивается у дверей завода или офиса. Являясь частью общества, мы постоянно напоминаем себе о наших обязанностях»5. Одной из составляющих социальной ответственности выступает безопасность сотрудников. Danone совместно с консультантами из подразделения «Ресурсы безопасности "Du Pont"» разработала программу WISE (с англ. «мудрый»). Программа направлена на повышение культуры безопасного поведения и совершенствования системы управления безопасностью труда. Главной идеей программы является безопасность, основанная на поведении людей, их заботе о собственной безопасности и безопасности коллег. Сущность подхода WISE отражают пять базовых принципов: ноль несчастных случаев — достижимая цель. Все несчастные случаи можно предотвратить; необходимо изменение поведения людей, так как 96 % происшествий происходит из-за небезопасных действий; основа культуры безопасности — активное вовлечение каждого; менеджмент несет ответственность за безопасность на предприятии; высокий уровень культуры безопасности — хорошие результаты бизнеса.

WISE — больше, чем система охраны труда в России, где существуют довольно жесткие законодательные условия, множество специальных требований к машинам и механизмам, к проведению инструктажей, аттестаций, расследованию несчастных случаев и т. д. К сожалению, часто это сводится к формальному заполнению документов, а не к реальным действиям по сокращению числа происшествий. Считается, что инструктаж проведен, если в журнале стоит подпись сотрудника, но на деле это означает, что персонал лишь знает правила, и тем более не гарантирует их применения. Для изменения ситуации необходимо работать не только над соблюдением базовых требований законодательства, но и с реальным поведением каждого человека. Только при желании и широкой вовлеченности руководителей и участии всего персонала можно снизить риск возникновения несчастных случаев. Это значит, что каждый сотрудник будет уверен в собственной безопасности на рабочем месте.

Компания Danone в России обеспечила всех своих работников полисами добровольного медицинского страхования, так как важным элементом социальной защищенности сотрудников является забота об их здоровье. В марте 2013 г. был заключен договор добровольного медицинского страхования с одним из лидеров страхового рынка России — компанией «АльфаСтрахование», которая специально для Danone разработала уникальную страховую программу, включающую амбулаторно-поликлиническую, консультативно-диагностическую, плановую и экстренную стационарную, а также стоматологическую помощь. Эта программа оплачивается с прибыли, полученной компанией. На протяжении всей своей деятельности компания поддерживает значительное количество социальный проектов. Отметим некоторые из них.

«Поколение Милк» — масштабная долгосрочная программа, целью которой выступают возрождение интереса молодежи к молочной промышленности, поддержка талантливых работ в этой области, а также оказание помощи молодым специалистам, которые хотят связать свою жизнь с сельским хозяйством.

ОАО «Молочный комбинат "Саранский"» тесно сотрудничает с ГБОУ СПО «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». В начале каждого учебного года компания Danone предлагает студентам темы для исследования.

В мае все полученные результаты в виде презентаций представляются для оценки в комиссию, которая состоит из сотрудников компании, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства образования Республики Мордовия. Выбираются три лучшие работы, которые поощряются деньгами (I место — 22 тыс. руб., II — 13 тыс. руб., III — 9 тыс. руб.). Студенты, работы которых были отмечены, получают преимущественное право устройства на работу в Danone. Ежегодно 5 тыс. выпускников этого учебного заведения ОАО «Молочный комбинат "Саранский"» принимает на работу.

«Деревни SOS» — это детские деревни, существующие во всем мире. Особенностью этой программы является то, что при усыновлении детей их не разделяют и у родных братьев и сестер появляется возможность расти вместе. Компания оказывает материальную помощь таким семьям. Кроме того, любой сотрудник может пожертвовать средства для семей, которые будут направлены на игрушки, питание, обучений детей. Проект существует 15 лет.

Danone выступает одним из организаторов Всероссийского детского футбольного турнира «Кожаный мяч», участниками которого становятся несколько десятков команд по всей России. Победители всероссийского турнира получают возможность показать себя на международном первенстве «Кубок наций Danone», он признан FIFA и UEFA.

Во всероссийском футбольном турнире, который проводится Danone принимает участие и команда «Мордовия» созданная на ОАО «Молочный комбинат "Саранский"». Несмотря на то что команда участвует в первенстве только второй раз, результаты вполне высокие. В 2014 г. футболисты одержали победу над коллегами из Самары, Казани, Чебоксар и заняли первое место в дивизионе «Волга». К сожалению, в играх плей-офф команда уступила футболистам из Липецка, занявшим первое место в дивизионе «Юг».

Поддержка «Лиги здоровья наций» Danone в России является стратегическим партнером общероссийской общественной организации, занимающейся ключевыми вопросами формирования образа жизни и среды обитания россиян. Компания видит своей целью не только разработку и производство полезных продуктов питания для здорового сбалансированного рациона, но и содействие созданию условий для благополучной жизни людей. В 2013 г. руководство компании приняло решение об оказании материальной помощи (покупка лекарств) работникам и их детям, больным онкологическими заболеваниями.

Группа Danone сознательно принимает повышенные обязательства в области социальной ответственности и ставит своей целью создавать уникальные возможности для мотивации и развития сотрудников во всем мире. Использование ряда передовых HR-технологий, которые являются едиными для всех стран, говорит о том, что в компании действует продуктивная компенсационная система, базирующаяся на единой классификации должностей (грейдирование).

Особое внимание компания уделяет развитию сотрудников: годовой бюджет на обучение всей компании составляет десятки миллионов евро. На программы развития одного менеджера в России в среднем инвестируется около 3 тыс. евро, что позволяет оплатить 64 учебных часа в год. Индивидуальные планы развития, составленные в процессе оценки персонала и постановки целей, включают все доступные формы развития: самообразование, конференции, круглые столы, участие в бизнес-комитетах, программах стажировок и т. д. Партнерство с сотрудниками — условие повышения конкурентоспособности компании, а также важная часть корпоративной программы социальной ответственности.

На наш взгляд, предприятиям, расположенным на территории Республики Мордовия, необходимо больше внимания уделять опыту международных компаний в социальной сфере. Это прекрасный способ заявить о себе как об ответственном работодателе, способствовать развитию хороших трудовых отношений. Кроме того, это замечательная возможность мотивировать сотрудников и привлечь высококвалифицированные кадры на предприятие и в регион.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Алямкин С.Н. Социальная ответственность бизнеса: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009. 155 с.

2 См.: Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом. Казань, 2008. 110 с.

3 См.: Жавилье Ж.К. Добровольная забота // Корпоратив. журн. Danone России. 2008. № 5. С. 14—15.

4 См.: Жаркова М. Danone 15000, главный проект компании // Там же. 2013. № 1. С. 4—5.

5 Цит. по: Балабанова М. Корпоративная социальная ответственность Danone Россия // Там же. 2014. № 1. С. 28—29.

Поступила 15.05.2014.

V. V. Bobrov. Social Responsibility of an International Company in the Regions of Russia

The paper discusses the concept of social responsibility. Some scientists believe that corporate social responsibility is a voluntary contribution of business to society (support for economy, social service or environmental). Others believe that social responsibility is based on several pillars: human rights, labor relations, environmental concern and other voluntary initiatives of a company. Currently, a large number of international companies operate in Russia. One of the first to come to the Russian dairy market was Danone. One of the components of social responsibility is the safety of employees. The study analyzes the WISE labor protection system. The program is aimed at improving the safety culture and at improving the system of labor safety management. The main idea of the program is safety based on behavior of people, on their care about their own safety and that of their colleagues. All employees of Danone are provided with health insurance plans allowing them to receive free outpatient and consultative-diagnostic, routine and emergency hospital care, as well as dental care. This program is paid from the profit obtained by the company.

Besides, the paper provides examples of social projects implemented by the company both in Russia and abroad. These include: 'Generation Milk' — a large-scale long-term program whose purpose is to revive the young people's interest in the dairy industry; 'SOS Villages' — these are children's villages existing all over the world. The feature of this program is that in case of adoption of children they are not separated from their siblings and they have an opportunity to grow together. The company provides financial assistance to such families; Danone is one of the organizers of the all-Russian children's football tournament 'Leather Ball'. The company also supports the 'League of Nations' Health'. In Russia, Danone is a strategic partner of an all-Russian public organization dealing with key issues of shaping the lifestyles and the living environment of Russians.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная