3. Х.-М. Саралиева, Д. А. Софронов. Роль интернет-ресурсов при трудоустройстве студентов
3. X.-M. САРАЛИЕВА, Д. А. СОФРОНОВ
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ СТУДЕНТОВ1
САРАЛИЕВА Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна, заведующая кафедрой общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета, доктор исторических наук, профессор.
СОФРОНОВ Дмитрий Александрович, магистрант направления «Социология» Мордовского государственного университета.
SARALIEVA Zaratkhan Hadji-Murzayevna, Doctor of Historical Sciences, Full Professor, Head of the Department of General Sociology and Social Work, Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russian Federation)
SOFRONOV Dmitry Aleksandrovich, Graduate Student in Sociology, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
Ключевые слова: студенты, трудоустройство, вторичная занятость, поиск работы, трудовое посредничество, социальные сети, работные сайты
Key words: students, employment, secondary employment, job search, employment mediation, social networks, job websites
В статье актуализируется роль интернет-ресурсов при трудоустройстве студентов двух региональных вузов. Рассматриваются способы и технологии поиска работы на основе специализированных и неспециализированных сайтов, делаются выводы об изменении содержания коммуникации в социальных сетях, о влиянии масштаба города на сетевое пространство взаимодействия.
The paper considers the role of Internet resources in student employment of two regional universities. Methods and techniques of search based on specialized and non-specialized websites are discussed; conclusions about the change in the content of communication in social networks, about the impact of the city size on the network interaction space are drawn.
Результатом развития информационных технологий в условиях глобализации стала трансформация Интернета в информационно-интерактивную среду. В начале XXI в. взаимодействие в социальной сети стало обычным явлением не только для социальных групп, но и для профессиональных сообществ. Информационные технологии оказывают влияние на различные сферы социума. К числу наиболее подверженных трансформациям относят финансовые институты и рынки труда. Соответственно, динамично изменяется процесс обмена информацией в трудовых отношениях. С появлением онлайн-порталов для поиска работы, тематических форумов и социальных сетей стал доступен большой объем информации о ситуации на рынке труда, об открытых вакансиях, особенностях трудоустройства, развития карьеры.
Вопросы трудоустройства волнуют не только потенциальных работников, но и студентов в связи с усложнением функциональных обязанностей, предъявляемых будущим профессионалам, с одной стороны, и увеличением числа претендентов на вакансии из числа выпускников вузов, т. е. усилением конкуренции, — с другой. Согласно социологическим данным, работающих студентов становится больше, их доля увеличивается в соответствии с курсом обучения и профилем2. Это обстоятельство определило интерес к проблеме трудоустройства студентов с учетом развития современных технологий.
В рамках проекта «Сетевое социально-информационное взаимодействие при трудоустройстве» в октябре — ноябре 2014 г. в двух исследовательских университетах был проведен опрос «Интернет-ресурсы при трудоустройстве студентов». Его целью было выявление характера взаимодействия при поиске студенческой молодежью работы посредством специализированных и неспециализированных сайтов, социальных сетей.
В опросе приняли участие 309 респондентов. Это студенты Нижегородского государственного университета (ННГУ, n = 140 чел.) и Мордовского государственного университета (МГУ, n = 169 чел.). Около половины опрошенных в настоящее время работают (46 %), три четверти имеют опыт трудоустройства, включая временные формы занятости (78 %). Как указывают респонденты, распространенными формами их занятости являются подработки без оформления трудового договора (40 %), временная занятость (34 %), реже — опыт работы по контракту на постоянной основе (26 %).
Сравнительные данные по университетам показывают, что доля студентов, обладающих опытом работы, сравнительно одинаковая (в МГУ — 76 %, ННГУ — 80 %). Однако отмечаются различия в характере занятости: студенты МГУ чаще имеют опыт работы на постоянной основе (28 % против 16 % студентов ННГУ), в то время как вторые чаще имеют опыт временной занятости и подработок без оформления трудовых отношений (64 % против 48 %). На наш взгляд, различия определяются особенностями региональных рынков труда, предоставляющих или ограничивающих возможности занятости студентов с преимуществом гибких форм.
Трудовая занятость студентов имеет положительные и отрицательные стороны. Положительный момент состоит в том, что формируются ценности труда, навыки рационального планирования времени, ориентировка на рынке труда и проверка своих способностей. Как правило, даже студенты старших курсов не всегда трудоустраиваются по получаемой в вузе специальности в силу разных причин (недостаточная квалификация, ограниченность предложения стартовых позиций на рынке профессионального труда, невысокая лояльность работодателей и преподавателей относительно факта вторичной занятости студента и др.).
Как считают студенты, трудоустройство обеспечивает им приобретение не только трудовых навыков (46 %), но и полезных связей (20 %), формирование уверенности в себе (26 %). Трудовая занятость способствует и развитию у студентов общетрудовых и социальных навыков, которые сами по себе имеют ценность как этап трудовой социализации, поскольку для полноценной самореализации в труде, наряду с профессиональной, человеку необходима и социальная компетентность3. Опрос показал, что для 80 % респондентов основным мотивом трудоустройства также стало желание иметь собственные деньги.
Негативной стороной трудоустройства студентов является смещение приоритетов труда в ущерб учебной деятельности, когда студент «забывает» об основном статусе — обучающийся, определяя себя как «человек работающий». Это сопрягается с неоправданно высокими рисками, связанными со снижением успеваемости, потерей статуса как наихудшим вариантом развития событий.
В современном обществе при повсеместном использовании информационно-коммуникационных технологий важным условием конкурентоспособности и эффективной самореализации человека становится обладание такими компетенциями, как работа с информацией (поиск, обработка и управление) и коммуникация посредством современных технических средств, что требует от пользователя определенного уровня технической культуры, преодоления психологического барьера между компьютером и человеком4.
Исследования подтверждают высокую степень адаптации вновь трудоустраивающихся (а это, как правило, молодежь) не только к современным технологиям, но и к новым алгоритмам взаимодействия в интерактивной среде. По данным исследования «Kelly Global Workforce Index» компании Kelly Services, четверть российских респондентов в 2013 г. трудоустроились благодаря онлайн-порталам с банком резюме и вакансий. Такой способ поиска работы входит в тройку наиболее популярных среди опрошенных. Отмечается и возрастающий потенциал социальных сетей как инструментов поиска работы и трудоустройства. Наблюдается рост числа трудоустроившихся с помощью общения в социальных сетях: если в 2010 г. таким образом трудоустроились только 1 % участников опроса, то в 2013 г. их оказалось 9 %5. Наиболее эффективные способы поиска работы, по мнению респондентов, ранжируются от традиционных в российском обществе форм (родственники, друзья, знакомые) к специализированным (центры занятости), причем специализированные сайты занимают промежуточное положение между «старыми» и институционализирующимся формами занятости (табл. 1).
Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.
Региональные различия в уровне доверия студентов к интернет-ресурсам как инструменту поиска работы находятся в пропорциональной зависимости от масштаба города, развития его информационной инфраструктуры, которые определяют эти стратегии на этапе карьерного старта. Различия проявляются также в оценке респондентами эффективности вузовских служб занятости, ярмарок вакансий (студенты ННГУ в большей степени признают эффективность вузовских каналов поиска работы, студенты МГУ чаще готовы пользоваться услугами государственных служб занятости).
Информационные технологии влияют на содержание коммуникации, придавая информационной среде социальный характер: в настоящее время формируется новая модель информационного взаимодействия объектов социальной реальности, предполагающая обращение не ко всей информации, а только к той, что связана с определенными социальными процессами, в данном случае — с трудовыми, что и определило появление специализированных онлайн-порталов (работных сайтов). В ходе опроса была выявлена популярность у студентов следующих сайтов: Job.ru (49 %), Rabota.ru (43 %), Superjob.ru (28 %), Headhunter.ru (27 %), Career.ru (9 %). Отдельно стоит отметить сайт Avito.ru (57 %), занимающий по числу упоминаний первое место. На этом сайте есть раздел по трудоустройству, где публикуются вакансии, наряду с другими объявлениями. На наш взгляд, популярность этого сайта у студенчества связана с содержанием предложения работы, не требующей высокого уровня квалификации. Согласно данным опроса, половина студентов, уже имеющих опыт работы, использовала специализированные онлайн-порталы для трудоустройства. Однако их выбор ресурса в региональном разрезе обнаруживает любопытную картину: среди студентов МГУ наиболее популярны сайты Avito.ru (75 %) и работный портал Job.ru (56 %), а среди студентов ННГУ — работные порталы Rabota.ru (65 %), Job.ru (42 %) и Headhunter.ru (42 %). Региональные особенности проявляются и в оценке эффективности использования специализированных порталов при поиске работы: студенты ННГУ в три раза чаще, чем студенты МГУ, отмечают, что обращение к работным порталам оказалось «определенно полезным» (38 % против 12 %) и «полезным» для них (60 % против 48 %).
В структуре социальных сетей, наряду с развлекательным, появляется контент делового общения. Как оказалось, студенты используют социальные сети не только для повседневного общения (91 %) и развлечений (77 %), но и для учебной деятельности (71 %) и работы (31 %) (табл. 2). Цели использования социальных сетей студентами двух исследованных университетов несколько различаются. При прочих схожих тенденциях (в части использования сетей для общения и развлечений) студенты ННГУ в социальных сетях чаще решают учебные и рабочие задачи. Условия крупного города особым образом влияют на коммуникацию, делая ее все более деловой и «сетевой». Пространство общения молодежи конструируется благодаря налаживанию и поддержке социальных связей в виртуальном пространстве.
Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.
Роль социальных сетей как связующего звена в отношениях «соискатель — работодатель» обусловлена характером связей в Интернете. Несмотря на то что они, как правило, носят слабый характер, это не умаляет их значения. М. Грановеттер описал эффект, названный «силой слабых связей», согласно которому слабые межличностные связи, обычно игнорируемые большинством исследователей как незначительные, являются мощным механизмом социальной мобильности в отличие от сильных связей, так как они предоставляют информацию, которая наиболее отлична от той, которой располагает сам субъект6. По мнению респондентов, при трудоустройстве именно социальные сети помогли им наладить контакт с «нужными» людьми» (47 %).
Вместе с тем коммуникация в Интернете не замещает традиционных практик социального взаимодействия, а трансформирует их и по-новому воспроизводит в онлайн-пространстве7. Такой вид взаимодействия реален как по своему содержанию, так и по последствиям. Подобно тому, как под влиянием Интернета изменяются практики и формы взаимодействия в повседневной жизни, они влияют и на область трудовых отношений. Ожидается, что по мере проникновения Интернета в социальную жизнь разных поколений будет повсеместно возрастать его роль как инструмента трудоустройства.
ПРИМЕЧАНИЯ
2 См.: Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: Изд-во ЦСП, 2002. C. 53.
3 См.: Фадеева И.М. Профессиональная культура // Экономическая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Сухарева. Саранск, 2011. С. 246.
4 См.: Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда: учебник для вузов. М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2012. C. 290.
5 См.: Социальные сети и технологии: ежегодное исследование о работе и работодателях. URL: http://www.kellyservices.ru/uploadedFiles/1-Images/ MISC_Images/RU_Docs/Knowledge_Hub_Russia/KOCG9831%20KGWI4%20 2013%20Social%20Media%20and%20Technology%20RU.pdf (дата обращения: 15.01.2014).
6 См.: Грановеттер М. Сила слабых связей / пер. 3. В. Котельниковой // Экон. социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 41.
7 См.: Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook / пер. Н. Фрейман. СПб.: Питер, 2011. С. 15. Поступила 23.12.2014.
Z. H.-M. Saralieva, D. A. Sofronov. Role of Internet Resources in Student Employment
The transformation of the Internet into an information and interactive environment where ongoing social interaction with real consequences is carried out was the result of development of information technologies in the circumstances of globalization. The paper reveals the role of Internet resources in student employment for two regional universities — the Mordovia State University and the Nizhny Novgorod State University. The authors discuss methods and search techniques based on the specialized and non-specialized websites, they draw the conclusions that the content of communication in social networks has changed, that the scale of a city affects the network interaction space. The survey identified that the job websites are popular among students (Job.ru — 49 %, Rabota.ru — 43 %, Superjob.ru — 28 %, Headhunter.ru — 27 %, Career.ru — 9 %) as well as the social networks, which they use not only for everyday communication (91 %) and entertainment (77 %), but for learning activities (71 %) and work (31 %). Regional differences in the level of confidence of students to the Internet resources as a tool for job search are proportional to the scale of the city, to the level of development of its information infrastructure, which defines strategies on the stage of a career start.
1 Работа проводилась при содействии Фонда конкурсной поддержки студентов, аспирантов и молодых научно-педагогических работников ННГУ им. Н.И. Лобачевского (2014).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная