Е. В. Ширманов. Региональная идентичность как фактор политического процесса

Е. В. ШИРМАНОВ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ШИРМАНОВ Евгений Владимирович, аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Мордовского государственного университета.

SHIRMANOV Evgeniy Vladimirovich, post graduate student of Department of General History, Political Science and Regional Studies, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Ширманов Е. В., 2015

Ключевые слова: территория, регион, региональное развитие, идентичность, общегосударственная идентичность, региональная идентичность, региональные элиты, политический процесс

Key words: territory, region, regional development, identity, nation-level identity, regional identity, regional elites, the political process

В статье анализируется идентичность на региональном уровне как «продукт» стратегий региональных элит. Также актуализируется роль формирования региональной идентичность в политических процессах и конфигурации центрально-региональных отношений.

In the article the concept of identity is analyzed at the regional level as a "product" of the strategy of regional elites. The role of forming the regional identity in the political process as well as in configuration of central-regional relations is updated.

Идентичность на региональном уровне представляет собой вид символической продукции, которая сбывается политическими элитами региона и лоббистами внутри конкретной территории и за ее пределами посредством использования механизмов «символического менеджмента». По мнению О. В. Бахловой, положение региональных элит нецелесообразно рассматривать с точки зрения дуализма их статуса. Он заключается в том, что «с одной стороны, их статус определяется политической зависимостью от центра (соответственно, региональные элиты должны быть ретрансляторами его политики), с другой — зависимостью от местной поддержки (таким образом, они обязаны выражать и защищать региональные интересы)»1.

Имеющие в арсенале региональных политических элит стратегии и социальные практики «символического менеджмента» способствуют тому, что общественность подвергается направленному воздействию в рамках политической повестки дня в контексте формирования региональной идентичности как сопричастности к политическому процессу, принятию важных политических решений. На первоначальном этапе ретрансляторами подобных идей выступают политические группы влияния (политические предприниматели), которые выражают интересы региональных и местных элитарных групп. От выбранных группами влияния стратегий «символического менеджмента» зависит эффективность мобилизационного потенциала граждан и продолжительность использования фактора региональной идентичности при формировании политической повестки дня. Часто подобные стратегии постоянно корректируются, так как нельзя постоянно мотивировать граждан одними и теми же лозунгами и идеями, они начинают быстро надоедать, требуется реализация новой стратегии или корректировка существующей.

Главная роль региональных элит в формировании основных направлений реализации государственной региональной политики не вызывает сомнений у отечественных и зарубежных ученых. Объективная оценка роли региональных элит в политическом процессе постоянно происходит в контексте построения региональной политической идентичности. Региональные политические лидеры осознают практическую ценность конструирования региональной идентичности при формировании массового политического поведения. Они постоянно апеллируют к ней ради электоральной выгоды, повышения политического веса в регионе, тонко чувствуя общественные настроения, вопросы самоидентификации.

Все политические партии, кандидаты в депутаты или на руководящие должности должны иметь представление о своих шансах выиграть выборы в разных районах страны, понимать, когда необходимо скорректировать предвыборную программу с учетом местного менталитета, поменять тактику при баллотировании в другом регионе, учесть этнические особенности и ценностные установки. При организации избирательной кампании должен быть учтен региональный компонент, необходим разносторонний подход, адаптированный к реалиям региона, который отражает его специфику, ценности, запросы граждан, общественное мнение, табуи-рование запретных тем для дискуссии.

Опыт организации избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации показывает, что необходимо учитывать несколько факторов региональной идентичности: интенсивность агитационной деятельности в различных районах субъекта Федерации; сценарное обеспечение ведения избирательной кампании в различных субъектах (учет имиджа региона, основных проблем, методов агитации, тем для дискуссии и т. п.); выявление регионов, в которых необходимо личное присутствие кандидата; график поездок (перспективные регионы, электоральное ядро, регионы с высоким электоральным весом); цель и задачи поездки (прописывание темы выступлений, возможных методов агитации с учетом региональной идентичности); оптимальный выбор мест для знаковых заявлений, которые ретранслируются на всю страну (Б. Н. Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько можете переварить!» — г. Казань, 1991 г.; В. В. Путин: «Будем поднимать Дальний Восток!» — г. Владивосток, 2011 г.).

Таким образом, основополагающей частью избирательного процесса является его стратегическое планирование с учетом региональной специфики, территориальной идентичности. Например, успешной, перспективной стратегией избирательной кампании региональных звеньев партии «Единая Россия» в 2011 г. стало позиционирование себя и власти не как «хозяина» региона или города, а как менеджера, управляющего, ответственного перед людьми. Так, в Белгородской области проводилась масштабная работа с жителями региона в режиме постоянных личных встреч. Такой подход, безусловно, обеспечил областной власти высокую легитимность. В позитивном ключе была построена избирательная кампания кандидата в губернаторы Амурской области О. Кожемяко. Своим избирателям он показал стремление найти максимум возможностей для развития и продвижения региона (участие в работе Госсовета России, АТЭС и ряде других проектов).

Из муниципальных кампаний следует отметить выборы в гордуму Владивостока. «Единая Россия» организовала точечную работу с избирателями. Был запущен ряд массовых социальных городских проектов, нацеленных на вовлечение людей и конкретные результаты (например, «комфортный город»). Удачным дополнением стали флешмобы, настраивающие избирателей на позитив и конструктивное отношение к проблемам города. У оппозиции в городе тоже получился неплохой результат, но свои позиции «Единая Россия» существенно улучшила (41,5 % по сравнению с 20—30 % на различных округах во время думских выборов 2011 г. и с 37 % на прошлых муниципальных выборах).

Достаточно эффективно работу с молодежью проводила партия власти в Республике Северная Осетия — Алания, где прошли выборы в региональный парламент. Партией была создана «Открытая площадка» — дискуссионный клуб для молодежи, собравший несколько тысяч человек. Результат — победа на выборах, несмотря на очень высокую активность оппозиции.

Показательна и избирательная кампания В. В. Путина в 2011—2012 гг. Как отмечали многие специалисты, предвыборная кампания (на тот момент премьер-министра России) началась еще в начале осени 2010 г., когда В. В. Путин посетил Сибирь и Дальний Восток. Турне началось в Норильске и закончилось в Красноярске. Кроме того, премьер посетил Тикси, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и Читу. Он также побывал в Великом Новгороде, где принял участие в раскопках. За это время Путин провел около 20 совещаний на разные темы в регионах России2.

За время избирательной кампании В. В. Путин подчеркивал необходимость преобразований и собирал наказы избирателей различных социальных групп. Даже участникам протестного движения на Болотной площади были сделаны уступки, касающиеся возвращения выборов губернаторов в субъектах Российской Федерации и упрощение процедуры регистрации политических партий. Подобные действия руководства страны означали усиление гражданского участия в вопросах управления государством, в формировании региональной и общероссийской идентичности.

Важно отметить, что электоральное признание и поддержка кандидата или партии возможны только в том случае, если политические лидеры смогут показать избирателям, что знают их настроения и запросы, обеспокоены теми же проблемами и имеют конкретную и реальную программу действий по улучшению жизни граждан. Так, для Архангельской области это дефицит лесных дорог, дискриминационное распределение лотов, Краснодарского края — недобросовестная конкуренция, Томской области — недостаток кадров и отсутствие доступа к госзаказу, Пермской области — монополизм поставщиков3.

Следует отметить, что в штабе политических лидеров существует профессиональная команда специалистов по особенностям регионов страны, которые досконально знают идентификационные коды того или иного субъекта Российской Федерации, сильные и слабые стороны, на которые в последующих предвыборных выступлениях делает акцент кандидат. В этом контексте стратегические направления предвыборной кампании В. В. Путина в 2011—2012 гг. напоминали стратегические ориентиры кампании 2000 г., за тем исключением, что за последнее десятилетие существенно выросло число людей, качество жизни которых улучшилось. Им не нужно было объяснять, почему необходимо поддержать именно этого кандидата в Президенты России.

Новшеством последней избирательной кампании В. В. Путина стало создание народного штаба, который возглавил общественный деятель и кинорежиссер С. С. Говорухин. Публично поддержали В. В. Путина большое количество медиафигур. Их мнение также повлияло на электоральные предпочтения населения страны.

Показательными моментами, которые доказывают знание Президентом страны региональной идентичности стали встречи с рабочими, интеллигенцией, студенческого сообщества. Характерным примером стал диалог кандидата в президенты с рабочими оборонного предприятия «Уралвагонзавод», в ходе которого рабочие заверили В. В. Путина, что окажут необходимую помощь в деле наведения порядка в стране. Один из рабочих, который передал кандидату в президенты слова поддержки от коллектива, через некоторое время стал Полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Штаб В. В. Путина задействовал в ходе кампании «все виды агитации, которые разрешены законом»: была наглядная агитация и телевизионные ролики — не только на федеральных каналах, но и на региональных станциях. Агитационные материалы различались в зависимости от регионов, точнее, «с учетом специфики того или иного региона», что также повлияло на победу на выборах 4 мая 2012 г.

Региональная идентичность в контексте политического процесса определяется как уникальность региона, которая конструируется региональной элитой на основе определенного культурного атрибута, с помощью проведения целенаправленного политического курса4. Так, региональным имиджем озаботилась Москва («сердце России»), однако целью имиджмейкеров стали сами москвичи, забота об их психоэмоциональном состоянии. Определенных успехов в деле формирования позитивного имиджа добились Нижегородская область, Чеченская Республика, Самарская область. Схожие тенденции можно видеть и в других регионах России.

У Республики Мордовия можно выделить две специфические черты конструирования региональной идентичности: административно-управленческую и этнокультурную. Мордовский народ принял деятельное участие в формировании Российского государства. Сегодня он, как и другие народы республики, вносит весомый вклад в укрепление и развитие страны.

Правление Н. И. Меркушкина с 1995 г. во главе Республики Мордовия можно охарактеризовать как период спокойствия и стабильности, которые в какой-то степени напоминали советское время. В республике и сейчас проводятся субботники, студенты и школьники ходят на демонстрации (например, на 1 и 9 мая). Показательным можно считать митинг в поддержку инициатив Президента России, который состоялся 28 октября 2009 г. при участии более пяти тысяч человек. На президентских выборах в 2012 г. за В. В. Путина отдали свои голоса 87,9 % электората региона при явке в 90 %5.

Рационально оценив свои региональные преимущества, руководство Мордовии постоянно демонстрировало свою лояльность центральным органам государственной власти, что способствовало симметричному позитивному отношению со стороны федерального центра. Многие проекты Республики Мордовия были поддержаны в Москве (например, празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства) и способствовали позиционированию региональной идентичности на федеральном уровне.

В мае 2012 г. Мордовия вступила в новый исторический этап. Президент России сделал свой принципиально значимый выбор: в республике появился новый лидер — В. Д. Волков. В его первом интервью он выразил намерение продолжить курс Н. И. Меркушкина на дальнейшее развитие региона6. Мордовия считается одним из самых стабильных регионов с точки зрения политической активности населения и его политических предпочтений. Местная политическая элита исключительно консолидирована и полностью контролирует ситуацию в регионе. За недолгое время руководства регионом В. Д. Волков зарекомендовал себя как человек, успешно развивающий позитивный имидж Мордовии. Нет сомнений в том, что эффективный государственный механизм, который он получил «в наследство» от бывшего главы региона, не только не утрачен, но и укрепился за прошедшие несколько лет. Есть все основания полагать, что республика при В. Д. Волкове еще более укрепит свои позиции как региона с высоким имиджем не только в политической, но и социально-экономической сфере.

Таким образом, в политике региональной идентичности как фактора политического процесса можно отметить три взаимодополняющих стратегических направления в рамках концепции «символического менеджмента»: а) контролирование политической повестки дня (в том числе посредством корректировки информационного поля и общественного мнения); б) стратегические направления векторов поведения основных региональных политических игроков и групп влияния (маркетинговые подходы при построении региональной идентичности, символического воплощения); в) манипуля-ционные действия по проблемным вопросам региональной политики (минимизация конкуренции путем монополизации рынка символической продукции или сознательного ослабления позиций политических оппонентов).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бахлова О.В. Региональные политические элиты в системе коммуникаций федеративного государства // Регионология. 2011. № 1. С. 16.

2 См.: Васейко А.В. Президентские выборы 2004 г. и 2012 г. Общий анализ изменений избирательной кампании В.В. Путина // Бизнес. Общество. Власть. 2013. № 15. С. 33—46.

3 См: Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий. Исследование Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». URL: http:// rcsme.ru (дата обращения: 07.07.2015).

4 См.: Назукина М.В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России // Регионология. 2011. № 4. С. 12—18.

5 См.: Сведения о проводящихся выборах и референдумах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://www.vybory. izbirkom.ru (дата обращения: 07.07.2015).

6 См.: Официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия. URL: http://www.e-mordovia.ru (дата обращения: 07.07.2015). Поступила 21.04.2015.

E. V. Shirmanov. Regional Identity as the Factor of Political Process

In the article the concept of identity is analyzed at the regional level as a «product» of the strategy of regional elites. It is also proved that effectiveness of mobilization potential of citizens and duration of usage of the factor of the regional identity during formation of the political agenda depends on the strategies of «symbolic management» chosen by selected groups of influence.

It is also emphasized that the regional component, first of all, must be taken into account during organizing election campaigns. To become familiar with the regional identity in terms of resources requires a multifold approach adapted to realities of the region which reflects its specificity, values, demands of citizens, public opinion, prohibition of taboo subjects for discussion. The authors propose a list of factors to be considered during organizing election campaigns in the Russian Federation.

Using the example of election campaigns of famous Russian politicians some Russian practices of using the factor of the regional identity are regarded. The issues are considered in a detailed way through the example of the Republic of Mordovia. Two specific features of constructing the regional identity distinguish the republic: the administrative-managerial and the ethno-cultural features. It is concluded that the policy of identity in Mordovia facilitates a symmetric positive attitude on the part of the federal center and allows consolidating its positions as those of a region with a high image not only in the political but also in the social and economic spheres.

In the policy of the regional identity as a factor of the political process the authors emphasize three complementary strategic directions within the concept of «symbolic management»: Control of the political agenda; Strategic ways of directing behavior models carried out by regional political players and interest groups; Manipulative actions concerning problematic issues of the regional policy.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная