Б. Ф. Кевбрин, Е. М. Кечайкина. Воспитание правовой активности личности в современных экономических условиях

Б. Ф. КЕВБРИН, Е. М. КЕЧАЙКИНА

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ  АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

КЕВБРИН Борис Федорович, профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, доктор философских наук.

КЕЧАЙКИНА Елена Михайловна, доцент кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, кандидат исторических наук.

KEVBRIN Boris Fedorovich, Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the Department of Socio-Economic Disciplines, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

KECHAIKINA Elena Mikhailovna, Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor at the Department of Socio-Economic Disciplines, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

© Кевбрин Б. Ф., Кечайкина Е. М., 2015

Ключевые слова: общественное развитие, право, нравственное воспитание, правовая культура, экономические отношения, правовая активность

Key words: social development, law, moral education, legal culture, economic relations, legal activity

В статье рассмотрена объективная необходимость нравственного воспитания как мировоззренческой основы в формировании правовой активности граждан в целях обеспечения интересов государства и общества в целом. Затрагивается вопрос правового регулирования системы современного нравственного воспитания в последовательном усилении единения российского общества, обеспечении его национальной безопасности. Показана взаимообусловленность и значимость системы нравственных ценностей в регулировании деятельности участников экономических отношений.

The paper examines the objective necessity of moral education as a philosophical foundation in formation of legal activity of citizens in order to ensure the interests of the state and the society as a whole. The authors address the issue of legal regulation of the system of modern moral education in a consecutive strengthening of the unity of Russia's society, in ensuring its national security. The paper reveals interdependence and importance of the system of moral values in regulating activities of the participants of economic relations.

В основу действующего законодательства заложена оптимальная модель выстраивания гармоничных взаимоотношений в обществе, основанных на здравых, элементарных нормах человеческого общежития, но при этом наблюдается несовершенство современного правового механизма российского государства, способное повлечь негативные последствия для социума. Отождествление права с теми порядками и предписаниями, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами, вовсе не обязательно отражающими его ценность, определило широко распространенные обыденные правовой инфантилизм и негативизм с проявлением деформации правосознания, выраженной в росте количества социальных девиаций, криминализации общественных отношений.

При таких условиях определяющим характер общественного развития становится нравственное воспитание как основа разноаспектных взаимоотношений людей, в том числе правовых, а соотношение ius (права) и lex (закона), носившее характер узкопрофильных проблем теории, философии права, обретает особую значимость в вопросе воспитания правовой активности населения, выступающей в качестве основы правовой государственности. Правовое воспитание является открытой системой устоявшихся и преобладающих социальных правил, которые регулируют процесс формирования личности как субъекта права для ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Воспитание — это системный, динамический подход, адекватно учитывающий объект развития, и это одна из базисных составляющих механизма правовой социализации человека, привития ему ценностных ориентиров.

Объективность воспитательного процесса, в том числе правового, позволяет отражать изменения социально-экономических, политических и культурных приоритетов общественно-исторического развития и посредством институциональных структур воздействовать на развитие государства. Востребованность нравственных основ общения, духовно-нравственного воспитания безусловна, однако интерес к данной теме ярко проявляется в моменты обострения основополагающих проблем в общественном развитии, на первый взгляд не требующих к ним пристального внимания, но, по сути, обладающих стратегической направленностью.

В связи с этим вселяют долю оптимизма тенденции, наблюдаемые в нашем обществе, когда тема нравственных ценностей, духовности получает национальный масштаб, а обсуждение вопросов правового, морально-этического воспитания обрело не только новые формы, отвечающие современным реалиям и общественным запросам, но и политическую значимость, получило правовое обеспечение в виде комплексных нормативных разработок.

Программно-целевой метод реализации государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания и формирования правовой активности населения закреплен в Федеральном законе «Об образовании», а также в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, Основах государственной молодежной политики до 2025 года, Основах государственной культурной политики, рассматриваемой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др. Содержащиеся в них положения взаимосвязаны и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей, но направлены на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция. Они закладывают основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам, формируют активную жизненную позицию личности1.

Интегрированная совокупность идей, убеждений, чувств и действий направлена на развитие, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и иной безопасности личности, общества, государства, целенаправленную активную деятельность по разумному удовлетворению духовных и материальных потребностей каждого гражданина, живущего в своей стране. Это способствует сохранению всего положительного, что накопили человечество, конкретный народ и государство, созданию условий их достойного существования и станет «прочной моральной основой для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания»2.

В процессе формирования правовой активности граждан проблема нравственного воспитания приобретает особую значимость. Право (ius — справедливость) базируется на общечеловеческих ценностях, морально-нравственных принципах, правилах, по своему содержанию и сути носит яркий этический оттенок и требует обязательного их закрепления в нормах права (lex — закон), выраженных в письменной форме, принимаемых юридическими институтами для неукоснительного соблюдения и исполнения всеми лицами.

Правовая активность личности и собственно право взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем развитии как адекватно изменяющиеся системы.

Проявлением правовой активности могут выступать выполнение гражданского долга по оказанию содействия представителям правоохранительных органов, повседневная добросовестная профессиональная деятельность, в чем уже сегодня так остро нуждается общество. Достижение такой формы поведения возможно в том числе посредством одобрения, стимулирования общественно полезных действий и пресечения вредных, т. е. при положительном отношении к праву, формирующемся в процессе правовой социализации человека. С одной стороны, это широкое включение человека в социально-правовые отношения, приобщение его к политической и правовой культуре, правовым нормам, ценностям. С другой стороны, выработка на основе знания права, понимания его смысла системы мировоззрения, определяющей в итоге правомерное поведение человека, опирающееся не на предвидение соответствующего наказания, а на убежденность, что некий поступок является недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, закону.

При этом отождествление профессиональной деятельности специалиста в области юриспруденции с человеком, характеризующимся правовой активностью, является заблуждением. Это, скорее, внутренний высоконравственный позыв, требование, нежели правовая установка к действию, поскольку внесение положительных изменений в закон, его соблюдение при непонимании, нарушении и неприятии духа закона не сможет преодолеть барьер недоверия к праву, а как следствие, и закону. Кроме того, без духовного единства, общей системы нравственных ценностей как мировоззренческой основы неизбежность трудностей очевидна, и не только в сфере правового регулирования, поскольку право, по сути, основано на глубоких и значимых для человека нравственных представлениях, но и в выстраивании общечеловеческого взаимодействия в целом.

В связи с этим особый интерес представляет правовая активность в области экономических отношений, являющейся краеугольной основой жизнедеятельности общества, ее базисом. Обусловлено это тем, что неграмотность, нигилизм, аморальность с точки зрения права и закона нередко могут повлечь неправомерное поведение субъекта экономической деятельности, что при определенных обстоятельствах приводит к негативным результатам.

Несомненно, что сущность и содержание права предопределяются системой экономических отношений, экономическими факторами, обусловливающими закономерность правового развития, поскольку нормативные акты, составленные без учета реалий хозяйственной деятельности, экономической необходимости, в лучшем случае не будут действенны. В свою очередь экономика опирается в функционировании и развитии на государственно-правовые установления, и в этом основная роль отведена государству (в лице его уполномоченных структур) и гражданам. Объединяющим фактором здесь будет выступать не только знание, соблюдение, но и уважение закона и права.

Правовая культура — часть общей культуры общества. Она включает несколько критериев, в том числе уровень развития законодательства, состояние законности в стране, которые, по сути, являются фундаментом правовой культуры личности, поскольку именно отношение государства к праву, основанное на законодательной базе, особенностях общества, определяет правосознание, правовую активность его граждан.

В области экономических отношений верховенство права, высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих направлениях профессиональной экономической деятельности дают возможность проведения объективного анализа ситуаций, широкого и эффективного применения теоретического потенциала на практике, грамотного использования правового инструментария.

Однако, владея юридическим знанием, участники экономической деятельности часто используют его совершенно в ином направлении. Это так называемая вторая сторона медали, когда прибыльность основана на нарушении неписаных законов, на «пробельности» в нормативно-правовой базе, отсутствии ограничения морального плана, в том числе в этике бизнеса. К сожалению, правовая база не совсем совершенна и имеет в своем содержании множество путей обхода статей закона, что дает возможность предприимчивым субъектам экономической сферы ставить шах правовой основе нашего государства.

Тема правовой, в частности профессиональной, культуры в сфере экономики инициирует неоднозначные суждения отдельных субъектов экономических отношений. В связи с этим следует отметить, что правовая активность — это не формальное следование букве закона, и знание закона не является показателем высокой профессиональной культуры, а умение его обходить — своего рода неуважение по отношению к гражданам, обществу и государству в целом.

Соблюдение норм морали и права выступает гарантом доверительного сотрудничества между субъектами: производителем (продавцом) и потребителем на микро- и макроуровнях и установления крепких партнерских связей, привлечения инвестиций (местных и зарубежных), что дает определенный экономический, политический бонус и в итоге определяет перспективы развития государства. Однако очевидно, что исключительно силой закона сложно создать и реализовать в должной мере благоприятные, достойные условия развития человека, общества и государства и нравственное начало должно стать выше юридического, право-вого3. К тому же все законы резюмируются в известное человечеству золотое правило морали «Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Проблематика правого характера тревожит умы человечества на протяжении не одного столетия, поскольку достаточность средств правового регулирования и качество правового воспитания являются условием эффективного действия права, принятия его не в качестве абстрактного феномена, но имеющего глубокую социальную природу и значимость элемента в формировании положительно устойчивых, основанных на естественно-правовых установках и общечеловеческих ценностях общественных отношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Публичное обсуждение проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www.edu.ru/files/ discussion/appeal.html (дата обращения: 15.04.2015).

2 Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 25.12.2014).

3 См.: Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: посильные соображения. М.: Патриот, 1991. С. 59.

Поступила 23.04.2015.

B. F. Kevbrin, E. M. Kechaikina. Development of Legal Activity of an Individual in Modern Economic Conditions

Spiritual unity and a unified system of moral values are the ideological basis of various relationships between people. They are based on deep and significant moral views. In Russian society, this topic is of nation-wide scope, and the issues of legal, moral, and ethical education got the new forms that correspond to the contemporary reality and the social needs, as well as political significance and legal support.

Education is a systematic and dynamic approach that appropriately takes into account the object of development. This is one of the basic components of the mechanism of legal socialization of a person instilling in him the value benchmarks to prepare for active participation in social and legal activities. Formation of legal activity of citizens is aimed at disclosure of the socio-political, economic, and spiritual values of law, its role in protecting the interests of the society and of each person. It is important to consider the interdependence and interrelationship of legal activity of an individual and the law itself in their development as adequately changing systems. The society is able to influence and modernize the legal system; however, the system of legal values affects the public consciousness that determines its conduct and legal culture.

In the field of economic relations, the rule of law and profound knowledge and understanding of legal phenomena ensure objective analysis of situations, wide and effective practical application of the theoretical potential, and the proper use of legal tools. In addition, compliance with the norms of morality and law is the guarantor of trust-based cooperation between actors at the micro and macro levels. It also promotes strong part-nerships, attraction of investments, which gives a certain economic and political bonus and defines the development prospects of the state as a whole.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная