М. К. Легенькова. Применение международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики России
М. К. ЛЕГЕНЬКОВА
ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
ЛЕГЕНЬКОВА Маргарита Камильевна, аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Национального исследовательского ядерного университета
МИФИ (г. Москва).
LEGENKOVA Margarita Kamilievna, Postgraduate at the Department of Accounting and Audit, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute, Moscow, Russian Federation).
© Легенькова М. К., 2015
Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, бухгалтерский учет, реформирование, экономическая интеграция, консолидированная финансовая отчетность, общественный сектор экономики, государственное управление, активы, обязательства, капитал, доходы и расходы
Key words: international financial reporting standards, accounting, reform, economic integration, consolidated financial statements, public sector of economy, public administration, assets, liabilities, equity, income and expenses
В статье раскрыто современное состояние изменения и внедрения международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики России. Рассмотрены и обобщены проблемы принятых в последние годы законодательных и нормативно-правовых актов по дальнейшему совершенствованию практики применения международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики.
The paper reveals the modern state of change and implementation of international financial reporting standards in the public sector of Russia's economy. The author reviewed and summarized the issues of legislative and regulatory acts adopted in recent years for further improvement of the practice of application of international financial reporting standards in the public sector of the economy.
Смена социально-экономической формации в России на рубеже веков и усилившиеся в мире в конце XX в. процессы глобализации экономики потребовали, помимо решения комплекса других задач, реформирования отечественного бухгалтерского учета в России на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)1. Основное направление реформирования бухгалтерского учета в России состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении свободного доступа к ней потребителей информации. На протяжении многих лет идет поэтапное преобразование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности с использованием международного опыта.
Во-первых, использование принципов МСФО позволяет перевести информацию, представленную в финансовой отчетности, на общедоступный международный экономический язык.
Во-вторых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется вложенный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков. В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов, так как путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.
В-третьих, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. С самого начала МСФО разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно, неотъемлемой частью международных стандартов финансовой отчетности является документ «Основы подготовки и представления финансовой отчетности», определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной пользователям. Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг.
В-четвертых, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью государственных (муниципальных) служащих, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, общественных, государственных (муниципальных) органов власти, организаций и учреждений.
Следует отметить, что в середине 1990-х гг. часть крупных российских предприятий (РАО «Газпром», ОАО «Красный Октябрь», РАО «ЕЭС России» и др.) начала применять МСФО в основном по требованию зарубежных инвесторов. Однако к началу XX в. лишь немногим более 20 крупнейших Российских предприятий применяли МСФО и примерно столько же US GAAP (США). В настоящее время 61 из 100 крупнейших российских компаний осуществляет аудит по МСФО. Событийный шаг в российском законодательстве, открывший новый путь МСФО, сделан с принятием Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ (Федеральный закон № 208-ФЗ), вступившего в силу 10 августа 2010 г.2 Время его принятия до признания МСФО на территории России позволило предпринять некоторые организационные действия соответствующих субъектов.
В настоящее время требования к финансовой отчетности в России во многих аспектах соответствуют международным правилам. Вместе с тем российские законодатели пошли дальше процессов гармонизации финансовой отчетности, в частности с 1998 г. в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО; с 2004 г. все кредитные организации обязаны подготавливать отчетность в соответствии с нормами МСФО; в 2006 г. создан Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (НСФО), который ведет работу по созданию комплекса национальных стандартов финансовой отчетности (СФО); в 2011 г. принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (постановление Правительства России от 25 февраля 2011 г. № 107)3. Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России; с 2012 г. в России официально вводятся 37 МСФО и 26 разъяснений (интерпретаций) к ним после опубликования этих документов в установленном законом порядке; с февраля 2012 г. официальный перевод на русский язык вводимых на территории России МСФО размещается на сайте Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России), также на сайте размещены официальные переводы на русский язык МСФО для общественного сектора экономики. Минфин России осуществляет шаги, направленные на совершенствование системы отчетности организаций общественного сектора экономики. При этом основным инструментом являются Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н МСФООС официально введены в действие на территории Российской Федерации.
МСФООС приняты как ориентир для разработки собственных федеральных стандартов для общественного сектора. В настоящее время разработаны и обсуждаются несколько проектов федеральных стандартов для общественного сектора экономики: «Обесценение активов», «Аренда», «Основные средства», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Концептуальная основа бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе», «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов».
Масштаб изменений, происходящих в системе отчетности организаций общественного сектора, позволяет говорить о новом этапе бюджетной реформы, цель которого состоит в сближении международных и федеральных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе. Система бухгалтерского учета общественного сектора реформируется для более полного соответствия положений, регламентирующих ее нормативные документы, реальному содержанию отражаемых в учете фактов хозяйственной жизни, а также требованиям национального и международного законодательства в области бухгалтерского учета.
Сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО, разработанная Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (Закон № 402-ФЗ) устанавливает для всех экономических субъектов, указанных в ст. 2, единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Один из основополагающих принципов бухгалтерского учета, установленный Законом № 402-ФЗ, — применение МСФО как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов учета и отчетности4. Указанный принцип для организаций общественного сектора актуально применять подобно коммерческому сектору экономики.
Субъекты общественного сектора ведут бухгалтерский учет, а также формируют отчетность согласно положениям и инструкциям, которые утверждены постановлениями Правительства России и приказами Минфина России. Эти нормативные документы основаны на методологии системы статистики государственных финансов Международного валютного фонда. Восприятие подобной информации требует специальных знаний, ее освоение широким кругом пользователей затруднено.
Одной из основных причин реформирования бухгалтерского учета учреждений общественного сектора выступает потребность применения унифицированных форм отчетности, которые могли бы расшифровать более широкий круг пользователей. Публичная отчетность отвечает нуждам внешних пользователей, не имеющих возможности ознакомиться со специально подготовленной информацией (например, со сведениями, которые учреждения подают вышестоящей организации по ее указаниям, или с информацией, представленной в бюджетной отчетности). К пользователям финансовой отчетности общего назначения можно отнести налогоплательщиков органов законодательной власти, кредиторов, поставщиков, персонал и средства массовой информации. Актуальность возможности прочтения и понимания отчетности широким кругом пользователей объясняется публичным характером государственных доходов и расходов.
Субъекты бюджетной сферы России, осуществляя свои публичные функции, оказывая государственные и муниципальные услуги, являясь кредиторами и заемщиками средств на внутреннем и внешних рынках, выступают как субъекты экономической деятельности.
Необходимо, чтобы представленная в финансовой отчетности информация объективно отражала процесс деятельности экономических субъектов и ее результаты. При этом отчетность должна быть понятной пользователям; применяться при оценке прошедших, текущих и будущих событий; достоверно представлять хозяйственные операции по существу; отвечать требованию полноты с учетом существенности затрат на ее составление; быть сравнимой с финансовой отчетностью других экономических субъектов. В международной практике система бухгалтерского учета и отчетности общественного сектора государственного управления строится таким образом, чтобы можно было получить информацию о соответствии операций действующему законодательству; возможности органов власти публично-правового образования выполнять взятые на себя обязательства, в том числе по финансированию социально значимых услуг, оказываемых ими; соответствии расходования средств публично-правовым образованием бюджетным ограничениям.
Финансовая отчетность формируется в общественном секторе для широкого круга пользователей для ее оценки, а также получения информации об экономических процессах и результатах деятельности, участниками которых являются государство и организации госсектора (государственные (муниципальные) учреждения и академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов и др.).
Руководство экономических субъектов утверждает учетную политику, определяющую порядок учета, который обеспечивает представление финансовой отчетности, отвечающей критериям уместности (способности удовлетворить информационно-аналитические потребности пользователя), а также надежности и полноты во всех существенных аспектах.
Следует отметить, что в отечественной системе бюджетной отчетности отражаются активы (финансовые и нефинансовые), обязательства и чистая стоимость активов общественного сектора экономики. При этом активы и обязательства группируются не по признаку длительности нахождения в обороте, а по отношению к процессу исполнения бюджета, что представляется более важным для государственных (муниципальных) структур.
Российская методология учета и отчетности определяется и ориентируется на юридическую форму хозяйственной операции, поскольку юридическую силу хозяйственной операции придает первичный документ. Большое значение имеет План счетов бухгалтерского (бюджетного) учета и корреспонденция счетов. Международные стандарты в целом и МСФО общественного сектора в частности не содержат упоминания о бухгалтерских счетах, поскольку ориентированы на бухгалтерскую (финансовую) отчетность как на результат работы финансово-бухгалтерских служб. На наш взгляд, более важным является то, как представлены показатели отчетности, а не способы учета и пути к формированию этих показателей. Поэтому стандарты МСФО используют не корреспонденцию счетов, а названия элементов отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы) либо характер доходов или расходов (выручку, амортизацию и т. д.).
Не используются и не определены нормативными правовыми актами бюджетной сферы России применяемые в международных стандартах финансовой отчетности общественного сектора концепция экономической единицы, понятия условных активов и обязательств, будущих выгод и экономического потенциала. Активы и пассивы в бухгалтерском балансе не классифицируются по признаку оборачиваемости — на долгосрочные и краткосрочные.
Еще одна заметная особенность для коммерческого и общественного секторов состоит в применении метода оценки активов и обязательств, а также соотнесения доходов и расходов с отчетным периодом. Эта отличительная особенность актуальна, поскольку именно сопоставимые оценки статей баланса дают возможность пользователям и заинтересованному кругу лиц иметь полную информацию о деятельности субъекта отчетности. При этом российская финансовая отчетность, как правило, также не дает сопоставимой информации за несколько лет. В российском учете не выделены в особую категорию такие активы, как инвестиционная недвижимость, что часто отмечалось представителями бухгалтерского сообщества в ходе обсуждения проектов федеральных стандартов для общественного сектора.
Таким образом, весьма целесообразными представляются: гармонизация отчетности субъектов общественного сектора государственного управления и хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны, сближение международных и национальных стандартов для достижения единообразия и сопоставимости финансовой отчетности. Переход на МСФО субъектов общественного сектора — длительный и сложный процесс, при осуществлении которого предстоит решить множество вопросов методического и учетного характера. Отчеты о финансовом положении и финансовых результатах, составленные по МСФООС, содержат больше информации, позволяющей получить представление о масштабах экономики отчитывающегося субъекта, затратах на предоставление отдельных государственных услуг, кредиторской и дебиторской задолженности бюджета, объеме и формировании профицита (дефицита). Кроме того, смещение акцента с бухгалтерского учета на раскрытие информации о хозяйственных операциях, повышение значимости профессионального суждения бухгалтера при отражении хозяйственных операций, отказ от приоритета формы над содержанием хозяйственных операций не только повысят информативность отчетности организаций, применяющих МСФО и МСФООС, но и потребуют изменения общей концепции бухучета и отчетности в России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» от 25 нояб. 2011 г. № 160н // Рос. газ. 2011. 9 дек. № 278.
2 См.: Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ // Справ.-прав. система «ГАРАНТ».
3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» от 25 февраля 2011 г. № 107 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
4 См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 дек. 2011 г.№ 402-ФЗ // Справ.-прав. система «ГАРАНТ».
Поступила 18.05.2015.
M. K. Legenkova. Applying International Financial Reporting Standards in the Public Sector of Russia's Economy
A phased reform of Russia's system of accounting and reporting is carried out taking into consideration international experience and the universally accepted tool to reform accounting — the International Financial Reporting Standards (IFRS).
Currently, the requirements for financial reporting in Russia are harmonized with the international regulations in many aspects. However, Russian legislators went further on and adopted a number of legislative acts in this field.
In addition, the Ministry of Finance of the Russian Federation is taking steps aimed at improving the reporting system of organizations in the public sector of the economy, while the IFRS are the main tool for the public sector. One of the main reasons of reforming accounting by public sector institutions is the need to use standardized reporting forms that could be deciphered by a wider range of users.
Thus, harmonization of reporting by entities of the public sector of the public administration and economic agents of other sectors of the economy is highly desirable, as well as convergence of international and national standards to achieve uniformity and comparability of financial reporting. Transition of the public sector entities to IFRS seems to be a long and complex process the implementation of which will require solving many complex methodological and accounting issues.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная