К. А. Кудрявцев. Интерпретация установления коллективного доминирования на локальных рынках нефтепродуктов в Республике Марий Эл
К. А. КУДРЯВЦЕВ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ НЕФТЕПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ1
КУДРЯВЦЕВ Константин Александрович, доцент кафедры экономики и организации производства Поволжского государственного технологического университета, кандидат экономических наук (г. Йошкар-Ола).
KUDRYAVTSEV Konstantin Aleksandrovich, Candidate of Economic
Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Organization of Production, Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola, Russian Federation).
© Кудрявцев К. А., 2015
Ключевые слова: товарный рынок, анализ рынка, коллективное доминирование
Key words: commodity market, market analysis, collective dominance
В экономической теории есть понятие «олигополия», т. е. когда на рынке существуют несколько хозяйствующих субъектов, оказывающих решающие воздействие на обращение товара. В антимонопольном законодательстве данное состояние рынка описывается как коллективное доминирование. Статья посвящена исследованию практической возможности интерпретации коллективного доминирования.
There is a concept of «oligopoly» in economic theory i. e. when there are several business entities in the market providing decisive impact on circulation of goods in the commodity market. The antimonopoly law describes this state of the market as collective dominance. The paper considers practical possibility of interpretation of collective dominance.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняется несколько условий:
— совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 8 %);
— долгое время (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
— реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц2.
Эта норма предполагает доминирование нескольких хозяйствующих субъектов при стечении указанных обстоятельств, т. е., по сути, товарный рынок характеризуется состоянием олигополии, или коллективным доминированием.
Признание хозяйствующих субъектов коллективно доминирующими юридически не несет каких-либо санкций, однако при дальнейшем рассмотрении действий монополистов антимонопольные органы могут признать злоупотребление доминирующим положением единственным хозяйствующим субъектом из коллективной группы. Есть мнение, что в том случае, если компании обвиняются именно в злоупотреблении коллективным доминированием, необходимым условием является наличие таких экономических связей, которые дают компаниям возможность действовать как единому продавцу3. Следовательно, не должно быть признания фактов единичного злоупотребления в условиях коллективного доминирования.
По территории Республики Марий Эл (РМЭ) проходят трасса федерального значения «Вятка» (Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров — Сыктывкар) и автомобильная дорога Йошкар-Ола — Зеленодольск — Казань, что обусловливает розничное потребление нефтепродуктов для заправки транзитного автотранспорта. Локальные рынки нефтепродуктов в РМЭ высококонцентрированные, с ограниченным присутствием хозяйствующих субъектов. На многих локальных рынках в 2012 г. ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» лидирует либо имеет долю более 35 %4. Например, на локальном рынке в географических границах г. Йошкар-Олы и прилегающей к нему части Медведевского района действуют 12 участников рынка (табл. 1).
Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.
Доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен в связи с наличием экономических барьеров (в виде необходимости значительных первоначальных вложений на строительство АЗС), административных барьеров (получение разрешительных документов на строительство, на право осуществления деятельности), высоким уровнем конкуренции и прочими ограничениями. Таким образом, критерий п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции выполняется.
Информация о ценах реализации нефтепродуктов на АЗС является доступной, открытой и, как правило, размещается на стендах, установленных близ автомобильных дорог у автозаправочных станций. Следовательно, информация о цене, условиях реализации или приобретения бензинов на данном локальном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Таким образом, в совокупности выполняются условия п. 1—3 ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции, что свидетельствует о коллективном или совместном доминировании ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефте-продукт» и ООО «Марийский бензин — АЗС» на локальном рынке розничной реализации АИ-95, положение каждого из которых признается доминирующим7. Кроме того, есть практическая возможность применения нормы о коллективном доминировании, отраженную в Законе о защите конкуренции, для анализа товарных рынков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Марий Эл в рамках регионального конкурса «Волжские земли в истории культуры России» 2015 — Республика Марий Эл по научному проекту № 15-12-12006 «Трансформация воспроизводственных процессов в лесном секторе экономики Республики Марий Эл в условиях инновационного типа развития: традиции, история, перспективы».
2 См.: Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/online (дата обращения: 05.01.2015).
3 См.: Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: докл. XII Междунар. науч. конф. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5—7 апр. 2011 г. М.: Издат. дом Высш. шк. экономики, 2011. 111 с.
4 Более свежие данные по Республике Марий Эл пока отсутствуют.
5 См.: Аналитический отчет о состоянии конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов. URL: http://mari-el.fas.gov.ru/analytic/11810 (дата обращения: 01.08.2015).
6 Там же.
7 Там же.
Поступила 11.02.2015.
K. A. Kudryavtsev. Interpretation of Establishment of Collective Dominance in Local Petroleum Products Markets in the Republic of Mari El
The paper describes the main provisions of the Russian law associated with the establishment of simul-taneous dominance of several economic entities in the commodity markets with consolidated account of their shares.
The purpose of this paper is practical interpretation of establishment of collective dominance through the case study of local petroleum products markets in the Republic of Mari El. The stated goal of the study is achieved through analysis of the commodity market: assessment of shares of the economic entities operating on it, their changes over time, as well as study of interchangeability and demand for goods.
This research resulted in practical interpretation of possibility of applying the norms of collective dominance stated in the Law on Protection of Competition in order to analyze the commodity markets.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная