М. В. Кизимиров, Е. В. Черняев. Анализ факторов пространственного распределения логистических объектов

https://doi.org/10.15507/2413-1407.033.202501.138-151
EDN: https://elibrary.ru/whxdle
УДК / UDC 658.7

Аннотация

Введение. Понимание ключевых аспектов общества и экономики помогает принимать обоснованные решения о размещении логистических объектов и способствовать развитию эффективной и устойчивой логистической системы. Цель исследования ‒ рассмотреть пространственное распределение логистических объектов, выделить факторы, влияющие на их расположение, представить методологические основы, которые определяют такое распределение.

Материалы и методы. Проанализированы научные публикации, посвященные рассматриваемой тематике, а также учтен практический опыт выполнения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках государственного задания. В работе использовались методы пространственного анализа, такие как буферизация, сетевой анализ и моделирование пригодности для оценки доступности, взаимосвязанности и обоснованности размещения логистических объектов. Применение в ходе исследования географических информационных систем помогло проанализировать развитие логистической инфраструктуры. Главным элементом исследования являлась агрегация данных о логистических объектах, что способствовало эмпирическому пониманию характеристик, функций и пространственного распределения инфраструктуры.

Результаты исследования. Выявлены ключевые факторы, влияющие на размещение логистических объектов: экономические, инфраструктурные, политические, экологические и технологические. Определена роль географических реалий и экономических условий в формировании логистической инфраструктуры. Доказана эффективность применения геоинформационных систем для пространственного анализа логистических объектов. Разработан методический подход к выбору оптимального расположения логистических объектов.

Обсуждение и заключение. На пространственное распределение логистических объектов влияет взаимодействие географических реалий, экономических факторов и технологических достижений. Каждый фактор должен быть критически проанализирован при разработке стратегий управления цепочками поставок. Современные цепочки поставок должны адаптироваться к этим переменным ‒ искать оптимальные местоположения, которые сочетают затраты с требованиями к обслуживанию, и при этом использовать технологические инновации для сохранения конкурентных преимуществ. Статья будет полезна специалистам в области логистики, регионального планирования, экономистам, а также государственным органам, занимающимся вопросами развития инфраструктуры.

Ключевые слова: логистический объект, пространственное распределение логистических объектов, факторы распределения, цепочки поставок, оптимальное месторасположение

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Статья выполнена в рамках государственного задания Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (интернет-номер / регистрационный номер: 124040300020-8).

Благодарность. Авторы выражают благодарность редакции и рецензентам журнала за полезные замечания, которые позволили улучшить качество текста.

Для цитирования: Кизимиров М.В., Черняев Е.В. Анализ факторов пространственного распределения логистических объектов. Регионология. 2025;33(1):138–151. https://doi.org/10.15507/2413-1407.033.202501.138-151

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рахмангулов А.Н., Копылова О.А. Оценка социально-экономического потенциала региона для размещения объектов логистической инфраструктуры. Экономика региона. 2014;(2):254‒263. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sotsialno-ekonomicheskogo-potentsiala-regiona-dlya-razmescheniya-obektov-logisticheskoy-infrastruktury (дата обращения: 04.10.2024).

2. Копылова О.А. Кластеризация региональных транспортно-логистических систем. Современные проблемы транспортного комплекса России. 2013;3(2):73‒81. URL: https://transgeos.ru/index.php/SMTS/article/view/174 (дата обращения: 04.10.2024).

3. Ивуть Р.Б., Попов П.В., Лапковская П.И., Прокопов С.В. Теоретико-методическое обоснование оценки и развития логистической инфраструктуры. Наука и техника. 2023;22(1):69‒78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskoe-obosnovanie-otsenki-i-razvitiya-logisticheskoy-infrastruktury (дата обращения: 04.10.2024).

4. Рожко О.Н., Шихалев А.М. Оценка вариантов размещения логистических объектов на территории региона методом многокритериальной оптимизации (на примере Республики Татарстан). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017;10(6):153‒169. https://doi.org/10.15838/esc.2017.6.54.10

5. Rikalović A., Soares G.A., Ignjatić J. Spatial Analysis of Logistics Center Location: A Comprehensive Approach. Decision Making: Applications in Management and Engineering. 2018;1(1):38‒50. https://doi.org/10.31181/dmame180138r

6. Yazdani M., Muñoz-Ocaña Y., Fernández-Rodríguez V., Torres-Jiménez M. Logistics Center Location Decision Using a Multi-Attribute Analysis Structure. Sustainability Modeling in Engineering: A Multi-Criteria Perspective. 2020:1‒26. https://doi.org/10.1142/9789813276338_0001

7. Feng T., Liang Y. The Research of FDI Threshold Effect on the Logistics Industry to Economic Growth. Statistics and Information Forum. 2015;30(8):49–55. https://doi.org/10.1155/2021/9950935

8. Li X., Chen F. Impact of Logistics Development on Economic Growth: An Empirical Research from Guangdong Province in China. Complexity. 2021:9950935. https://doi.org/10.1155/2021/9950935

9. Yu G. An Empirical Study on the Relationship between Logistics and Regional Economic Development in Zhuhai. Logistics Engineering and Management. 2019:41(6):10–12. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.191217.064

10. Kumar I., Zhalnin A., Kim A., Beaulieu L.J. Transportation and Logistics Cluster Competitive Advantages in the U.S. Regions: A Cross-Sectional and Spatio-Temporal Analysis. Research in Transportation Economics. 2017;61:25–36. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2016.07.028

11. Mohmand Y.T., Wang A., Saeed A. The Impact of Transportation Infrastructure on Economic Growth: Empirical Evidence from Pakistan. Transportation Letters. 2017;9(2):63–69. https://doi.org/10.1080/19427867.2016.1165463

12. Hylton P.J., Ross C.L. Agglomeration Economies’ Influence on Logistics Clusters’ Growth and Competitiveness. Regional Studies. 2018;52(3):350–361. https://doi.org/10.1080/00343404.2017.1327708

13. He M., Zeng L., Wu X., Luo J. The Spatial and Temporal Evolution of Logistics Enterprises in the Yangtze River Delta. Sustainability. 2019;11:5318. https://doi.org/10.3390/su11195318

14. Li Y., Zhou J., Tian J., Zheng X., Tang Y.Y. Weighted Error Entropy-Based Information Theoretic Learning for Robust Subspace Representation. IEEE Transactions on Neural Networks and Learning Systems. 2022;33(9):4228‒4242. https://doi.org/10.1109/TNNLS.2021.3056188

15. Liu W., Wang S., Linm Y., Xie D., Zhang J. Effect of Intelligent Logistics Policy on Shareholder Value: Evidence from Chinese Logistics Companies. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2020;137:101928. https://doi.org/10.1016/j.tre.2020.101928

16. Tian X., Zhang M. Research on Spatial Correlations and Influencing Factors of Logistics Industry Development Level. Sustainability. 2019;11:1356. https://doi.org/10.3390/su11051356

17. Rikalović A., Soares G.A., Ignjatić J. Spatial Analysis of Logistics Center Location: A Comprehensive Approach. Decision Making: Applications in Management and Engineering. 2018;1(1):38–50. https://doi.org/10.31181/dmame180138r

18. Ferrell W., Ellis K., Kaminsky P., Rainwater C. Horizontal Collaboration: Opportunities for Improved Logistics Planning. International Journal of Production Research. 2020;58:4267–4284. https://doi.org/10.1080/00207543.2019.1651457

Об авторах:

Кизимиров Михаил Владимирович, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Приволжского государственного университета путей сообщения (443066, Российская Федерация, г. Самара, ул. Свободы, д. 2В), ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9865-8803, Researcher ID: KFF-5467-2024, Scopus ID: 58245136400, SPIN-код: 1004-9116, kizimirov@mail.ru
Черняев Евгений Васильевич, кандидат экономических наук, докторант Вольского военного института материального обеспечения (412903, Российская Федерация, г. Вольск, ул. М. Горького, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9646-5995, SPIN-код: 3339-3490, ki-la@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

М. В. Кизимиров ‒ развитие методологии; сбор данных; анализ данных; подготовка начального варианта текста; критический анализ и доработка текста.
Е. В. Черняев ‒ научное руководство и курирование данных; развитие методологии; сбор данных; визуализация и представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 23.11.2024; одобрена после рецензирования 09.01.2025; принята к публикации 14.02.2025.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная