Т. М. Малькова. Тенденции развития аренды лесных участков в России и Республике Марий Эл в условиях разделения государственных и хозяйственных функций
T. M. МАЛЬКОВА
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ
МАЛЬКОВА Татьяна Максимовна, аспирант кафедры экономики и организации производства Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола).
Ключевые слова: аренда, лесной участок, лесовосстановление, расходы, арендная плата, лесное хозяйство, лесозаготовка, лесоуправление, доходность
Key words: lease, forest land, reforestation, expenses, rent, forestry, logging, forest management, profitability
Определены тенденции развития арендных отношений как основного вида права пользования в лесном хозяйстве России и Республики Марий Эл, выявлены особенности, проблемы и перспективы развития арендных отношений в лесном секторе России и Республике Марий Эл.
Tendencies of development of leasing relations as the main type of the right of use in Russia's forestry and in that of the Republic of Mari El are defined; peculiarities, problems and prospects of development of leasing relations in the forestry sector of Russia and of the Republic of Mari El are revealed.
Экономические отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов определяет Лесной кодекс РФ, который разделил государственные и хозяйственные функции в лесоуправлении. Основным видом права пользования является аренда лесных участков, на которых арендаторы выполняют лесохозяйственные работы за собственные средства1.
По состоянию на 1 января 2012 г. площадь лесов России составляет 1 183,4 млн га. В аренде находится около 228 млн га (свыше 14 %). В Республике Марий Эл (РМЭ) площадь лесов составляет 1 337,0 тыс. га, из них в аренде находится 1 222,4 тыс. га (свыше 90 %). В России было заключено 52 489 договоров аренды, из них 10 481 шт. для заготовки древесины и 12 028 шт. с целью осуществления рекреационной деятельности (20 и 23 % соответственно).
В РМЭ было заключено 162 договора аренды, из них 64 шт. для заготовки древесины и 48 шт. с целью ведения сельского хозяйства (39 и 30 % соответственно). Поэтому основным видом пользования на правах аренды является заготовка древесины.
За период 2007—2009 гг. в России объемы заготовки древесины имеют тенденцию к уменьшению (с 167,4 до 158,4 млн м3). Далее наблюдается их рост. В 2011 г. объем заготовки составил 196,7 млн м3. При этом значительно увеличился объем заготовки древесины на правах аренды (с 93,9 до 142,1 млн м3). До 2008 г. объемы заготовки древесины по договорам купли-продажи и договорам аренды совпадали, а с 2009 г. наблюдается тенденция роста последних в общей структуре2.
В РМЭ преобладает заготовка древесины арендаторами. Так, в 2011 г. арендаторами было заготовлено 1 623,2 тыс. м3 древесины, что больше значения 2008 г. на 37 %. Объемы заготовки по договорам купли-продажи остаются незначительными (4,6 тыс. м3 в 2008 г. и 108,9 тыс. м3 в 2011 г.). Следует отметить, что в 2008—2010 гг. объемы заготовки древесины по договорам аренды существенно превышали объемы заготовки по договорам купли-продажи, а с 2010 г. наблюдается тенденция увеличения доли последних. Таким образом, развитие арендных отношений в РМЭ идет быстрее, чем в целом по РФ. Это связано с тем, что РМЭ имеет высокий лесной потенциал (один из самых лесистых субъектов в ПФО).
Установленный размер ежегодного отпуска древесины в России на лесных участках, арендованных для заготовки древесины, используется лишь на 60 %. На арендованных лесных участках в 2011 г. было заготовлено 142,1 млн м3 (72 % общего объема заготовки), что на 19,5 млн м3 больше, чем в 2010 г., и на 51,6 млн м3 больше по сравнению с 2007 г.
В РМЭ на арендованных лесных участках в 2011 г. было заготовлено 1 623,2 тыс. м3 (или 93,7 %), что на 438,8 тыс. м3 больше, чем в 2010 г., и на 439,3 тыс. м3 больше по сравнению с 2008 г. Расчетная лесосека использована на 95,07 %, что на 26,49 % больше, чем в 2010 г. Поэтому для РМЭ характерно наиболее полное использование древесины, чем в целом по России3.
Существующий уровень платежей за древесину на корню является не достаточным для покрытия всех расходов на ведение лесного хозяйства. Одной из причин этого являются большие недоимки по платежам за использование лесов. По состоянию на 1 января 2012 г. недоимка в федеральный бюджет России составляла 4 288,2 млн руб., в том числе за прошлые периоды 2 498,8 млн руб. (по начисленным в 2011 г. платежам недоимка составила 1 789,4 млн руб.). Анализ динамики поступлений доходов и расходов в лесном хозяйстве на федеральном уровне доказывает убыточность лесного хозяйства (доходность в 2008 г. составила 0,76 р./р., в 2009 г. — 0,66 р./р., в 2010 г. — 0,85 р./р., в 2011 г. — 0,46 р./р.). Доходы за анализируемый период увеличились незначительно — с 18,5 млрд руб. в 2008 г. до 21,6 млрд руб. в 2011 г. Уменьшение доходов в 2009 г. объясняется тем, что не все лесозаготовители были готовы взять в аренду лесные участки с обязательным последующим лесовосстановлением. Увеличение расходов в 2011 г. (с 23,6 млрд руб. в 2010 г. до 46,7 млрд руб. в 2011 г.) связано с необходимостью дополнительного финансирования мероприятий по ликвидации последствий от лесных пожаров.
В рассматриваемый период лесное хозяйство РМЭ было убыточным, причем в 2011 г. наблюдалась наибольшая величина убытка — 352,51 млн руб. Доходность сократилась с 0,65 р./р. в 2008 г. до 0,27 р./р. в 2011 г. Лесные доходы за анализируемый период не превышали 135 млн руб. Анализ ставок платы за 1 м3 древесины лесных насаждений показал, что превышение средних над минимальными составляет около 44 %. За рассматриваемый период произошло снижение средних ставок в среднем на 3 %, минимальных — на 4 % в год. Так, в 2008 г. средняя ставка платы составила 51,1 р./м3, а в 2011 г. — 47,1 р./м3. Средняя минимальная ставка платы в 2008 г. — 36,3 р./м3, в 2011 г. — 32,1 р./м3. Темпы роста средних и минимальных ставок арендной платы выше темпов роста уровня инфляции за исключением 2010 г. Это говорит об их низком уровне. В РМЭ средний уровень превышения средней ставки платы за 1 м3 древесины лесных насаждений над минимальной составляет 75 %, что значительно больше превышения, характерного для РФ в целом. В 2008 г. средняя ставка платы составила 76,4 р./м3, а в 2011 г. — 74,0 р./м3. Средняя минимальная ставка платы в 2008 г. — 37,4 р./м3, в 2011 г. — 43,5 р./м3. При этом фактическое превышение больше уровня инфляции. По остальным видам пользования ставки не превышают минимальные размеры4.
С 2007 г. все лесовосстановительные, лесохозяйственные, защитные и противопожарные работы выполняют субъекты РФ (за исключением Московской области). За анализируемый период объемы лесохозяйственных работ по воспроизводству лесов увеличились почти в 2 раза (рисунок).
Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.
На 1 января 2012 г. лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 856,6 тыс. га (102,8 % установленного на текущий год объема работ). Арендаторы лесных участков провели лесовосстановление на площади 562,5 тыс. га, в том числе посадкой — 116,4 тыс. га при плане 116,1 тыс. га или 100,3 %. Основным способом восстановления лесов в стране остается содействие естественному возобновлению. В 2011 г. меры содействия естественному возобновлению проведены на площади 646 тыс. га, что составляет 76,8 % общей площади выполненных лесовосстановительных работ.
Такая же тенденция характерна и для РМЭ. Ежегодный объем лесовосстановления составляет 2 600—2 800 га ежегодно. Фактические значения объемов лесовосстановления превышают плановые в 2008 г. на 0,3 га, в 2009 г. — на 20,7 га, в 2010 г. — на 263,6 га, в 2011 г. — на 84,8 га. Все лесовосстановительные работы выполнены в основном на арендованных лесных участках.
Таким образом, анализ развития арендных отношений в лесном хозяйстве России и РМЭ отражает их высокие темпы. При этом в РМЭ развитие идет более интенсивно. Можно выделить несколько общих тенденций развития арендных отношений: увеличение площади аренды лесных участков; преобладание заготовки древесины как основного вида пользования на правах аренды, наиболее полное ис-
пользование изымаемых ресурсов; уменьшение доходности лесного хозяйства; преобладание естественного возобновления над искусственным. Однако существуют проблемы, обусловленные особенностями социально-экономического развития. Недостаточно развито многоцелевое лесопользование. Уровень арендной платы остается достаточно низким при высокой доле недоимок по начисленным платежам и не обеспечивает покрытия расходов в объемах, необходимых для непрерывного, неистощительного лесопользования и устойчивого развития лесной отрасли.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi (дата обращения: 12.03.2013).
2 См.: Официальный сайт федерального агентства лесного хозяйства РФ. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/agency (дата обращения: 10.01.2013).
3 См.: Официальный сайт министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл. URL: http://portal.mari.ru/minles/default.aspx (дата обращения: 10.01.2013).
4 См.: Малькова Т.М., Порядина О.В. Эконометрическое моделирование эффективности лесопользования // Вестн. Чуваш. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2012. № 4. 409—416. Поступила 04.06.2013.
REFERENCES
1 Sm.: Federal'nyj zakon «Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 4 dekabrja
2006 g. № 200-FZ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (data obrashhenija: 12.03.2013).
2 Sm.: Oficial'nyj sajt federal'nogo agentstva lesnogo hozjajstva RF. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/agency (data obrashhenija: 10.01.2013).
3 Sm.: Oficial'nyj sajt ministerstva lesnogo hozjajstva Respubliki Marij Jel. URL: http://portal.mari.ru/minles/default.aspx (data obrashhenija: 10.01.2013).
4 Sm.: Mal'kova T.M., Porjadina O.V. Jekonometricheskoe modelirovanie jeffektivnosti lesopol'zovanija // Vestn. Chuvash. un-ta. Ser.: Gumanit. nauki. 2012. № 4. 409—416.
T. M. Malkova. Trends in Development of Forest Lands Rent in Russia and in the Republic of Mari El in Terms of Separation of Public and Economic Functions
With the implementation of the Forest Code of the Russian Federation in the version of 2006, there were significant changes in the organizational and economic mechanism of management of forests. While maintaining federal forest ownership, economic functions of forest reproduction, responsibility for forest management on leased forest areas are assigned to commercial organizations. In this regard, the paper analyzes and evaluates the current state of the lease terms for the use, protection and reproduction of forests in Russia and in the Republic of Mari El. Indicators of evaluation of the state and development of leasing relations in forest management are examined: normative amount of prescribed cut, level of logging, average rents, dynamics of income and expenditure in the forest management system, amounts of funding protection, conservation and forest renewal, volumes of reforestation. On the basis of the analytical assessment of the state and development of leasing relations in forestry in Russia and in the Republic of Mari El, tendencies in their development are revealed. Conclusions are made basing on dynamic statistical data. The problems and prospects of further development of leasing relations in the forestry sector of the Republic of Mari El and Russia as a whole are exposed.
MALKOVA Tatiana Maksimovna, Postgraduate at the Department Economics and Organization of Production, Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная