Е. Н. Суворкина. Субкультура детства как динамическая система: синергетический подход

Е. Н. СУВОРКИНА

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

СУВОРКИНА Елена Николаевна, соискатель кафедры культурологии Рязанского государственного университета.

Ключевые слова: субкультура детства, детство, детское сообщество, синергетика, динамическая система, точки бифуркации, аттракторы

Key words: subculture of childhood, childhood, children's community, synergetics, dynamic system, points of bifurcation, attractors

В статье анализируется субкультура детства как диссипативная система. Предпринята попытка выявления генезиса формирования феномена субкультуры детства как динамической системы в рамках синергетической парадигмы.

The paper examines the subculture of childhood as a dissipative system. An attempt was made to identify the genesis of formation of such a phenomenon as the subculture of childhood, being a dynamic system within the synergetic paradigm.

Субкультура детства представляет собой одну из моделей автономной реальности детства. И. С. Кон акцентировал внимание на том, что мир детства важно рассмотреть как «автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями»1. При этом нельзя не согласиться с Т. И. Алиевой и В. Т. Кудрявцевым, которые утверждают, что субкультурная модель поведения — «серьезный ответ мира детства на требования мира взрослых, манифестация отличия и способ установления диалога»2.

Наличие языка, определенных функций, коммуникативных характеристик свидетельствуют о том, что субкультура детства — не замкнутая, статическая система стагнационного характера, а динамическая, сложная, открытая, дис-сипативная структура, для более точного анализа, которой вполне применим синергетический подход. А. А. Бесчасная указывает на основные признаки дис-сипативной системы — открытость, неравновесность, нели-нейность3. Для характеристики функционирования системы необходимо отметить две тенденции, на которые указывает Н. Г. Багдасарьян: диссипативная система стремится к хаосу, тогда как организующим началом является аттрактор, определяющий стремление к порядку4. Сочетание и степень превалирования хаоса или порядка обуславливает развитие самоорганизующихся систем. Проследим, как определяется генезис формирования субкультуры детства как динамической, диссипативной системы в рамках синергетической парадигмы.

Детское сообщество взаимодействует с миром взрослых, который нацелен на сохранение социального порядка в сообществе детей. Но мир детства — открытая, неустойчивая, нелинейная система, предполагающая деструктивные отношения, хаос. В свою очередь кризис отношений системы «мир детства — мир взрослых» может провоцировать появление точек бифуркации — некое множество возможных путей развития, каждое из которых обусловлено одним из множества принятых решений.

Все чаще констатируется нарастающая конфронтация этих миров. «Глобализация и постмодернизм стали новой формой социокультурной реальности, особым образом влияющей на феномен детства в современном обществе, став новым вызовом его стабильному существованию. На фоне этих процессов ведущей тенденцией развития современной человеческой цивилизации стало изменение культурно-исторического и социального статуса детства в системе общества, характеризующегося ростом кризисности в отношениях мира детства и мира взрослых»5. Отмечается также проблема излишней информированности детей6; Д. И. Фельдштейн особо выделяет изменившуюся социально-психологическую ситуацию как следствие отсутствия стабильности в обществе7.

Е. И. Исакович, говоря о детстве как об особой форме самоорганизации, анализируя, в чем заключается смысл кризиса детства, приходит к выводу, что он есть «в значительной степени кризис наших педагогических и антропологических представлений по поводу реальных сложных ситуаций современного детского воспитания»8. Иными словами, кризис возникает как реакция на неактуальность знания взрослых о детях, его быструю устареваемость в условиях происходящих изменений в мире, определенную утопичность и несостоятельность традиционных подходов. В частности, Е. И. Исакович указывает на возможную нецелесообразность применения концепции имманентного развития ребенка для анализа этого вопроса (кризисы свойственны самой природе детства)9.

Если рассматривать проблему шире, то, по сути, старшее поколение не понимает до сих пор, что представляет собой детство. Отсутствие ясности, с нашей точки зрения, является одной из причин, порождающих кризис, в частности, кризис семьи. «Детство сегодня — сложное и трудное, открываемое и непонимаемое явление»10.

Заметим, что ребенок чувствует это, а сложившаяся кризисная ситуация (в семье, обществе, между миром взрослых и детей) приводит детское сообщество, как систему, к точке бифуркации, которая может предоставить огромное число действий-результатов, ориентированных на хаос или порядок. Одним из таких путей детское сообщество выбрало форму автономизации своего пространства, обособления, в определенной степени отчуждения, но не изоляции.

«Дети становятся столь же бифуркационны в их воспитании и устремлениях, как в среднем большая часть населения стран, находящихся в инверсии глобальных процессов. ... Детство как социальный институт во все большей степени становится фрактальной копией становящегося бифуркационного общества»11, — пишет С. Л. Шалаева. Эти процессы, являющиеся предметом рассмотрения социальной синергетики, усиливаются и в определенной степени усугубляются спецификой антропологической синергетики.

С нашей точки зрения, каждого человека, в том числе и ребенка, можно рассматривать как открытую, нелинейную, нестабильную диссипативную систему. За точки бифуркации можно принять возрастные кризисы развития (кризис новорожденности, 1 года, 3 года, 7 лет, 11—12 лет), которые оказывают существенное влияние на многоаспектное формирование и развитие личности ребенка. Как пишет Д. Б. Эльконин, «общий признак критического периода — нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним»12.

 

Таким образом, субкультура детства — это система, открытая для обмена информацией, опытом, идеями с внешним миром, включающим различные виды, типы, формы культур. Развитие структуры обусловлено спецификой взаимодействия с ними и их влиянием. Одним их определяющих бифуркационных моментов, задающих характер существования этой системы, являются: кризис отношений между миром детей и миром взрослых и возрастные кризисы развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. С. 63.

2 Алиева Т.И., Кудрявцев В.Т. Ребенок в детско-взрослых общностях: реконструкция смысла поведения // Дошкольное воспитание. 2008. № 10. С. 29.

3 Бесчасная А.А. Детство: история и современность. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 42.

4 Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2006. С. 95.

5 Шалаева С.Л. Трансформация детства в глобализирующемся мире: синергетический аспект // Синергетическая парадигма. Т. 6. Социальная синергетика. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 524.

6 Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика. 1996. № 6. С. 15.

7 Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников. 2005. № 4. С. 2.

8 Исакович Е. Кризис детства — как проблема // Alma Mater. 1996. № 6. С. 26.

9 Там же. С. 25.

10 Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место . С. 3.

11 Шалаева С.Л. Трансформация детства . С. 527.

12 Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 43.

Поступила 13.09.2013.

REFERENCES

1 Kon I.S. Rebenok i obshhestvo. M.: Akademija, 2003. S. 63.

2 Alieva T.I., Kudrjavcev V.T. Rebenok v detsko-vzroslyh obshhnostjah: rekonstrukcija smysla povedenija // Doshkol'noe vospitanie. 2008. № 10. S. 29.

3 Beschasnaja A.A. Detstvo: istorija i sovremennost'. SPb.: Nestor-Istorija, 2007. S. 42.

4 Kul'turologija / pod red. N.G. Bagdasar'jan. M.: Vysshaja shkola, 2006. S. 95.

5 Shalaeva S.L. Transformacija detstva v globalizirujushhemsja mire: sinergeticheskij aspekt // Sinergeticheskaja paradigma. T. 6. Social'naja sinergetika. M.: Progress-Tradicija, 2009. S. 524.

6 Rybinskij E.M. Fenomen detstva v sovremennoj Rossii // Pedagogika.1996. № 6. S. 15.

7 Fel'dshtejn D. Fenomen Detstva i ego mesto v razvitii sovremennogo obshhestva // Vospitanie shkol'nikov. 2005. № 4. S. 2.

8 Isakovich E. Krizis detstva — kak problema // Alma Mater. 1996. № 6. S. 26.

9 Tam zhe. S. 25.

10 Fel'dshtejn D. Fenomen Detstva i ego mesto . S. 3.

11 Shalaeva S.L. Transformacija detstva . S. 527.

12 Jel'konin D.B. Vvedenie v detskuju psihologiju // D.B. Jel'konin. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989. S. 43.

E. N. Suvorkina. Subculture of Childhood as a Dynamic System: a Synergetic Approach

The paper examines the subculture of childhood as a dissipative system. Presence of language, certain functions and communicative characteristics indicate that the subculture of childhood is not a closed, static system of stagnant nature, but a dynamic, complex and open system.

The paper attempts to identify the genesis of the formation of a subculture of childhood phenomenon as a dynamic system within a synergetic paradigm. Among the crucial points in bifurcation causing the type and nature of the development trajectory of this structure are: the crisis of relations between the World of Children and the World of Adults, as well as age crises.

A crisis in a family or in a society, between the World of Adults and that of Children leads children's community, as a system, to the point of bifurcation, which can provide a huge number of actions and results that are chaos- or order-oriented. The children's community has chosen the form of autonomy of their space, of setting apart, of alienation, to some extent, but not of isolation as one of such ways. It should be described as a subculture of childhood, which is not yet marginal because of the physical and mental features of the «disciples». Marginality increases in adolescence and is particularly evident in the youth subculture.

These processes, which are the objects of Social Synergetics, are amplified and, to some extent, exacerbated by specificity of Anthropological Synergetics. In our opinion, every person, including a child, can be viewed as an open, non-linear, unstable dissipative system. Age crises of development can be taken as the bifurcation points (neonatal crisis up to 1 year of age, 3, 7, 11—12) that have significant influence on multifaceted formation and development of personality of a child.

SUVORKINA Elena Nikolaevna, Applicant at the Department of

Culturology, Ryazan State University.