Л. Н. Фоломейкина. Рынок экологических товаров, работ и услуг в регионе

Л. Н. ФОЛОМЕЙКИНА

РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ В РЕГИОНЕ

ФОЛОМЕЙКИНА Лариса Николаевна, доцент кафедры экономической и социальной географии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат географических наук.

Ключевые слова: рынок, экологические товары, работы и услуги, Республика Мордовия, предприятие, экологическое предпринимательство, условия развития, экологическая маркировка

Key words: market, environmental goods, works and services, Republic of Mordovia, enterprise, environmental entrepreneurship, conditions of development, environmental labeling

Приведены результаты исследования регионального рынка экологических товаров, работ и услуг в Республике Мордовия. Представлены предприятия, работающие по международным стандартам, предусматривающим повышение экологичности производства и выпускаемой продукции, основные направления развития экологического рынка региона.

The paper presents the results of study of the regional market for environmental goods and services in the Republic of Mordovia. Companies working in accordance with international standards providing for an increase in ecological compatibility of production and products are named, the main directions of development of the environmental market in the region are discussed.

Одним из важнейших направлений в решении проблем устойчивого развития Республики Мордовия является формирование рынка экологических услуг и товаров. Экологическая индустрия региона не имеет четко обозначенных границ. Связано это с отсутствием критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Так, можно идентифицировать технологии по предотвращению загрязнений, но новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. В этом же аспекте рассматриваются и экологические услуги, существующие на региональном рынке. Таким образом, статистические данные по производству экологически безопасной продукции и экоуслугам отсутствуют в официальной статистике республики.

Анализ рынка экологических товаров, работ и услуг Мордовии показал, что этот сектор в регионе развивается слабо. В то же время возрастает количество предприятий, имеющих сертификаты серии международных стандартов ISO, регламентирующих контроль качества экологичности продукции на предприятиях. Как показывает опыт, сертификация ISO позволяет предприятиям занимать лучшие позиции на рынке, принимать участие в государственных заказах, минимизировать издержки производства при этом повышая качество услуг и продукции. Сертификации ISO предполагает периодические проверки соответствия системы менеджмента качества на предприятии по международному и российскому стандарту. Сертификация ISO по международным стандартам ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, хотя и достаточно дорогостоящая процедура, но целесообразная для предприятий, стремящихся к выходу на международные рынки. Оптимальный вариант сертификации ISO — проверка соблюдения требований российского варианта стандарта ISO 9001 — ГОСТ Р ИСО 9001-2008, наличие подобного

сертификата дает возможность для участия в конкурсах и тендерах в России. Работа предприятия по стандартам такого рода, предусматривает повышение экологичности производства и выпускаемой продукции.

В регионе прошли сертификацию по стандартам ИСО в основном предприятия, имеющие выход на международный рынок (таблица)1. Деятельность предприятий в рамках стандартов обусловлена их экономическим эффектом. В то же время работа по современным международным стандартам приводит к сокращению экологического риска.

Таким образом, экологоориентированных предприятий на рынке региона не много. К их числу относится крупный мясоперерабатывающий комплекс «Атяшевский», позиционирующийся как производитель экологически чистой и натуральной продукции. Предприятие регулярно представляет свои продукты на Международной выставке «Экологически чистая, натуральная и безопасная продукция». С 2002 г. ООО «МПК "Атяшевский"» занесен в Реестр производителей и поставщиков продукции, отвечающей экологическим требованиям, и является членом Союза производителей натуральной и безопасной продукции2.

На товарные рынки России поступает до 40 % пищевой продукции низкого качества. В связи с этим в России разработана «Программа формирования рынка экологически чистой, натуральной и безопасной продукции» и регулярно проводится выставка «Экологически чистая продукция». К продукции, представленной на конкурс, предъявляются повышенные критерии оценки. Все товары обязательно должны соответствовать показателям, установленным нормативными документами, и показателям качества детского питания. На конкурс допускаются продукты только высокого качества, изготовленные из натурального сырья без применения технологий генной инженерии, без красителей, ароматизаторов, консервантов. Пищевые предприятия республики работают в рамках данной программы и принимают участие в работе выставки3.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

К экологически ориентированным предприятиям, согласно сертификации можно отнести и ОАО «Ламзурь» — кондитерский комбинат «Саранский». Предприятие выпускает более 250 наименований изделий. Мощности предприятия позволяют ежегодно производить более 14 т продуктов. Используются только экологически чистые, натуральные компоненты: ягоды и фрукты для наполнителей, орехи, какао-продукты, жиры, нетрадиционные виды сырья (все они проходят тщательный контроль).

На ОАО «Завод "Сарансккабель"» для дальнейшего улучшения потребительских свойств выпускаемой продукции, освоено изготовление силовых и контрольных кабелей, проводов повышенной экологической безопасности. Оболочка этих кабельно-проводниковых изделий изготовлена из ПВХ-пластикатов, не содержащих опасных для здоровья человека веществ.

К основным предлагаемым видам товаров и услуг Мордовии на современном рынке относятся: дезинфекция и дезинсекция; продажа оборудования для очистки воды; очистка сточных вод; частичная сортировка бытового мусора; продажа различных фильтров, фильтрующих материалов; продажа измерительного оборудования и приборов экологической направленности; образовательные услуги; разработка проектной документации, лимитов размещения отходов, томов ПДВ и ПДС. К сожалению, производственная специализация в экологическом предпринимательстве Мордовии нашла отражение лишь в ряде сфер, таких как переработка черных и цветных металлов, стекла и бумаги. Остальной спектр производств в экологической сфере освоен плохо и обусловлено это более длительной окупаемостью. Например, «ниша» вторичной переработки пластиковых изделий практически свободна.

Кроме того, существуют предприятия, декларирующие экологичность своей продукции в качестве конкурентного преимущества (экологически чистые окна, двери, матрасы, продукты питания, отделочные материалы), заявления которых, к сожалению, ничем, кроме декларации не подкреплены. Например, ряд пекарен дают потребителям информацию об экологичности хлебобулочной продукции. Многие потребители в данном случае верят производителям на слово, тем более что само понятие «экологически чистый товар» далеко не однозначно и во многом дискуссионно. Мода на экологич-ность привела также к тому, что многие фирмы используют в своих названиях экологические лейблы, не имея отношения к действительно экологическим видам деятельности. Пользуясь повышенной заинтересованностью потребителя экологическими аспектами продукции, многие производители, не пройдя сертификации, наносят на упаковку своих продуктов различные знаки, например, «экологически чистый» или «экологически безопасный продукт», и автоматически повышают цены. К сожалению, таких «псевдоэкологических продуктов» становится все больше. Ряд экспертов небезосновательно рассматривают маркировку «экологически чистый продукт» на товаре всего лишь как маркетинговую уловку. Даже если компания на самом деле заботится о безопасности и экологичности производства, она все равно не может объективно утверждать, что результат ее деятельности — органический продукт.

Современное состояние экологического рынка региона ведет к развитию предпринимательской деятельности на условиях сохранения окружающей среды. Соответственно, спектр экологических товаров работ и услуг формируют в большей степени предприниматели. К условиям развития экологического предпринимательства в Мордовии следует отнести природные, экологические, экономические, социальные, нормативно-правовые, информационные, научно-технологические (инновационные) и инфраструктурные условия. Их исследование проводилось нами с помощью метода экспертных оценок. Экспертами выступили экономисты, юристы, экологи, а также представители предпринимательских структур и сотрудники Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия.

Экспертам была предложена пятибалльная оценочная шкала условий развития экологического предпринимательства: 1 — очень неблагоприятные, 2 — неблагоприятные, 3 — достаточно благоприятные, 4 — благоприятные, 5 — очень благоприятные (рисунок).

Результаты опроса оценки показывают, что информационные условия оценены в среднем как достаточно благоприятные, ниже удовлетворительного оценены социальные условия. Самое меньшее количество баллов получили нормативно-правовые условия. Объясняется это тем, что в Мордовии отсутствует поддержка предпринимателей в сфере экологии, в этом направлении отсутствуют финансовые и налоговые льготы. Достаточно высоко оценены экспертами инновационные (научно-технологические) условия и природные. Как показывает экспертная оценка, отсутствие именно комплексного подхода при решении проблем экологического рынка повлияло на столь «вялое» развитие рынка экологических товаров и услуг в республике. Обеспечение всего комплекса условий развития экологического предпринимательства в регионе позволит приступить к формированию полноценной экологической индустрии и вывести экологический рынок на другой качественно новый уровень.

информационные условия

Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.

В России в целом и Мордовии в частности отсутствует полноценная нормативно-правовая база о производстве, переработке экологической продукции и контроле за подлинностью ее чистоты. Для выхода на мировые рынки продукции региона, а также развития внутреннего рынка необходимо создать благоприятные условия для производства экологической продукции и гарантировать ее должную сертификацию на государственном уровне. Предприятие должно доказать соответствие продукта и процесса его производства жестким экологическим критериям. Во-первых, товар не должен содержать веществ, опасных для человека и окружающей среды, во-вторых, производство товара, сам товар и его утилизация должны быть безопасны для окружающей среды.

Таким образом, перспективными направлениями развития экологического рынка Республики Мордовия, на наш взгляд, являются переработка твердых бытовых и промышленных отходов; очистка и производство экологически чистой воды; работы по восстановлению качества окружающей среды; производство экологически чистых продуктов питания; разработка и внедрение энерго- и ресурсосберегающих техно-

логий; инженерно-консультационные услуги; аудиторские услуги и услуги в области разработки проектной природоохранной документации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Логинова Н.Н., Пресняков В.Н., Семина И.А., Сотова Л.В., Федотов Ю.Д., Фоломейкина Л.Н. Социальные и экономико-географические исследования региона (на примере Республики Мордовия) // Вестн. Удмурт.ун-та. 2012. № 3. С. 127—136.

2 См.: Фоломейкина Л.Н. Инновационный потенциал как ресурс регионального развития // Гуманитарные ресурсы регионального развития (на примере естественно-природного и культурного наследия) / под ред. С.С. Артоболевского, Ю.А. Веденина и Л.М. Синцерова. М.: Эслан, 2009. С. 277—294.

3 См.: Фоломейкина Л.Н., Игонченкова О.А. Инновационный потенциал региона: подходы к исследованию // Актуальные проблемы географии и геоэкологии: электрон. науч. период. изд-е. № гос. регистрации в гос. регистре баз данных НТЦ «Информрегистр»: 0420800071, 2009. Вып. 2.

Поступила 28.11.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Loginova N.N., Presnjakov V.N., Semina I.A., Sotova L.V., Fedotov Ju.D., Folomejkina L.N. Social'nye i jekonomiko-geograficheskie issledovanija regiona (na primere Respubliki Mordovija) // Vestn. Udmurt. un-ta. 2012. № 3. S. 127—136.

2 Sm.: Folomejkina L.N. Innovacionnyj potencial kak resurs regional'nogo razvitija // Gumanitarnye resursy regional'nogo razvitija (na primere estestvenno-prirodnogo i kul'turnogo nasledija) / pod red. S.S. Artobolevskogo, Ju.A. Vedenina i L.M. Sincerova. M.: Jeslan, 2009. S. 277—294.

3 Sm.: Folomejkina L.N., Igonchenkova O.A. Innovacionnyj potencial regiona: podhody k issledovaniju // Aktual'nye problemy geografii i geojekologii: jelektron. nauch. period. izd-e. № gos. registracii v gos. registre baz dannyh NTC «Informregistr»: 0420800071, 2009. Vyp. 2. L. N. Folomeykina. Market for Environmental Goods, Works and Services in a Region

The paper examines the market for environmental goods and services in a region by the case study of the Republic of Mordovia. It is noted that the regional market for environmental goods, works and services is in the stage of formation, which confirms the limited list of goods with environmental characteristics, the lack of developed demand for much of environmental services and works. Examples are given of companies having certificates of the ISO series of international standards regulating quality control of product ecological compatibility at enterprises.

The main types of services offered by the Republic of Mordovia in the contemporary market include: disinfection and disinsectization, sale of water treatment equipment, wastewater treatment, partial sorting of household waste, sale of various filters and filtering materials, sale of measuring equipment and environmentally oriented devices, educational services, development of project documentation, limitations of waste disposal, volumes of maximum permissible emissions and maximum allowable discharge.

The present state of the environmental market in the region causes the development of entrepreneurial activity in the conditions of preservation of the environment. In this regard, it is important to create the necessary conditions for the development of environmental business in the Republic of Mordovia. The article presents the results of the study of conditions for the development of ecological entrepreneurship using the method of expert assessments. The main problems in formation of the environmental market of Mordovia are identified, and promising directions of its development are highlighted.

FOLOMEYKINA Larisa Nikolaevna, Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic and Social Geography, National Research Mordovia State University.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная