М. Ю. Присяжный. Современная территориальная организация высшего образования России

М. Ю. ПРИСЯЖНЫЙ

СОВРЕМЕННАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

ПРИСЯЖНЫЙ Михаил Юрьевич, заведующий кафедрой североведения Северо-Восточного федерального университета, кандидат географических наук, доцент (г. Якутск).

Ключевые слова: высшее образование, Россия, анализ территориальной организации

Key words: higher education, Russia, territorial organisation analysis

Важным достижением региональной политики в сфере высшего образования в советский период стал тот факт, что в 1990 г. во всех республиках, краях и областях РСФСР функционировали высшие учебные заведения. Высшая школа стала обязательным элементом территориальных социально-экономических систем первого порядка, однако, как правило, отставала от развития хозяйственного комплекса.

После распада СССР России досталась мощная база высших учебных заведений. Несмотря на экономические, социальные и политические трудности, система высшего образования России не только сохранилась, но и значительно увеличилась. Если в начале 90-х гг. XX в. в России было около 600 вузов, то в начале XXI в. их количество превысило 1 000. Это связано с тем, что появился негосударственный сектор высшего образования, начали открываться негосударственные вузы. Существенно увеличилась (почти в 3 раза) численность студентов на 10 тыс. населения. Массовая «университезация» высших учебных заведений в начале 90-х гг. XX в. привела к размыванию понятия «университет», вызвала необходимость выделения «классического» университета из общей совокупности вузов.

Университет как высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры, складывался в средневековой Европе. Изначально возникли две модели университетского образования: немецкая исследовательская и английская интеллектуальная. Целями «исследовательского» подхода являются единство обучения и исследования, автономия, академическая свобода в поиске и обучении, включение университета в общественную жизнь, поддержание его целостности. Цели «интеллектуального» университета — развитие интеллекта посредством обучения, формирование общей культуры и гражданственности, расширение знаний, поддержание стандартов истины, свободы и демократии. Позже американская модель университета совместит в себе эти модели, а также сервисную функцию университетской корпорации в ответ на потребности среды.

Россия позже большинства европейских государств осознала необходимость создания специальных высших профессиональных учебных заведений и позже других стран приступила к созданию государственной системы высшего образования. К моменту появления в начале XVIII в. первого российского академического университета в Европе насчитывалось уже около 100 университетов.

В исторической науке существуют две различные точки зрения на появление первого университета в России. Одни историографы (А. И. Аврус, Е. С. Кулябко, Ю. Д. Марголис, Л. С. Семенова) датируют его появление в Санкт-Петербурге в 1724 г. (Академический университет), вторые (А. Ю. Андреева, Ю. П. Господарик, В. Ф. Хотеенков и др.) — в Москве в 1755 г. (Московский университет).

В основу развития первых российских университетов положены основные принципы модели германского исследовательского университета В. Гумбольдта (фундаментальность образования, академическая свобода в преподавании и исследовании, обучение через исследование, отказ от утилитарного знания и господства эмпирической науки, автономность образовательного учреждения, господство гуманитарного знания). С момента появления первых университетов стала складываться университетская система России, при этом многие черты европейского образования не были развиты, так как российские университеты не имели признака автономности и постоянно находились под влиянием государства, сильной централизованной власти, что не позволяло реализовать принцип автономии, академических свобод. Одним из факторов, обусловивших формирование модели отечественного университета, считают ее религиозно-культурные основания: православная ветвь христианства не способствовала рационализации жизнедеятельности общества, формированию ценностей индивидуализма.

Первые университеты создавались в учебных округах с целью развития региона и создания единого образовательного пространства. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей региона и страны в высококвалифицированных специалистах с высоким уровнем культуры и эрудиции. В дореволюционной России университетское образование в основном было элитарным. К 1917 г. сложилась отечественная университетская система, воспринявшая многие черты немецких и французских университетов. Российские университеты давали глубокие знания в области фундаментальных наук, профессора читали авторские курсы, специализация вводилась на старших курсах, существовала тесная связь с академической наукой, предъявлялись высокие требования к магистерским и докторским диссертациям и т. п. Этот период обозначен значительными достижениями университетов России, формированием их авторитета в стране.

В 20-х гг. XX в. произошли существенные изменения: были ликвидированы гуманитарные факультеты и кафедры, преподавание философии заменено изучением партийной идеологии, многие университеты были раздроблены на более мелкие учебные заведения, высшее образование стало более профессионально ориентированным за счет введения узкоспециализированных специальностей и курсов обучения. Исчезал классический университет с набором характеристик этого учебного заведения. Образование стало более реальным. В конце 30-х гг. в университет возвращается наука, восстанавливаются черты классического образования. В начале 60-х гг., в период либерализации жизни общества, признается роль научного предназначения университетов, а к 70-м гг. они стали носить характер исследовательских центров. В 50—70-е гг. наблюдается тенденция трансформации педагогических институтов в классические университеты, что было обусловлено развитием научно-технической революции и новыми требованиями к уровню и числу подготовки специалистов1. В начале 70-х гг. организуется Совет университетов, уполномоченный способствовать повышению роли университетов в системе высшего образования2. В 2000-х гг. в РФ функционирует уже около 1 400 образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования. Университеты составляют 28,0 % от общего количества высших учебных заведений, институты — 57,7 %, академии — 14,3 %. Государственная система высшего образования представляет собой следующую структуру: университеты — 52,5 %, академии — 25,2 %, институты — 22,3 %. В негосударственном секторе 95,2 % вузов имеют статус института, 2,8 % — академии, 2,0 % — университета. Кроме того, в РФ функционирует более двух тысяч филиалов государственных (1 317) и негосударственных (719) вузов3.

Анализ программ, реализуемых в филиалах высших учебных заведений, показывает, что наиболее часто там представлены экономические, педагогические и гуманитарные специальности. Экономические специальности составляют более 40,0 % (обучаются 46,5 % студентов филиалов), педагогические — 17,2 % (доля студентов составляет 23,8 %)4.

Понятие «классический университет» ввел съезд Евразийской ассоциации университетов (ЕАУ) в 1991 г., а в 1997 г. оно было легализовано в связи с его определением как «высшего учебного заведения, осуществляющего образовательную и фундаментальную научно-исследовательскую деятельность в системе естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний»5. Наиболее значимыми характеристиками «образцового» классического университета являются фундаментальность образования, обучение через исследование, свобода преподавания и учения, наличие автономии и широкого самоуправления, важная роль в развитии просветительской и культурной жизни региона и др. Основной составляющей университетского образования также является гражданская и гуманитарная идеология, направленная на преодоление бюрократической или корпоративной логики, различных оттенков национализма и технократического профессионализма.

К качественным критериям относятся возможность вести обучение на всех ступенях образовательного процесса; длительное сотрудничество с учреждениями науки; наличие в составе вуза учебно-научных центров и комплексов, НИИ, уникальных учебных и научных подразделений, научно-педагогических школ, магистратуры; выполнение вузом функций регионального научно-методического центра, воспитательной и культурно-просветительской работы в вузе и регионе. Количественные критерии — срок функционирования вуза как классического университета, наличие библиотечного фонда более 1 млн экземпляров и др.

Таким образом, под образцовым классическим университетом можно понимать высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку в системе естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний, ведущее фундаментальную научно-исследовательскую деятельность, воспитательную и культурно-просветительскую работу в вузе и регионе, а также выполняющее функции учебно-методического, информационного центра и центра международного сотрудничества.

Российские традиции сильного государства, неразвитости правовых начал, демократичности несколько умалили значение университета как самостоятельного и независимого образовательного центра, но не смогли сдержать появления научной традиции6.

На территории России в базе данных «Вузы России» зарегистрирован 91 классический университет7. Все они были основаны в разные исторические периоды развития страны. В период до 1917 г. основаны 12 вузов: в XVIII в. — Санкт-Петербургский государственный университет (1724 г.) и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1755 г.). В течение XIX в. основаны 4 вуза, и еще 6 вузов появились в начале XX в. Из 12 вузов дореволюционной России только два университета находились вне европейской части страны. Это Томский государственный университет (1878 г.) и Дальневосточный государственный университет (1899 г.). Основная подготовка специалистов с высшим образованием была в центре страны. Сибирь и Дальний Восток в тот период были отсталыми в экономическом отношении и особо не нуждались в местных высококвалифицированных кадрах.

В период советской власти было основано большинство вузов, имеющих в данный момент статус классического университета (61 вуз). Из них до Великой Отечественной войны вузовский, а позднее университетский, статус обрели 24 вуза, а после нее — 35. Удивительно, что даже в тяжелейшие годы войны развитие высшего образования не стояло на месте. Было образовано два вуза в 1943 г.: Южно-Уральский государственный университет (в настоящее время он является одним из крупнейших университетов страны) и Пензенский государственный университет. Их открытие связано с эвакуацией в более безопасные районы научных материалов и оборудования университетов. Из 61 вуза 18 были основаны в Сибири и на Дальнем Востоке. Это свидетельствует о возросшей потребности в высококвалифицированных специалистах в связи с промышленным освоением этих территорий.

После 1991 г. появились еще 18 образовательных учреждений, которые признаются экспертами классическими университетами. При этом 4 из них открылись в национальных республиках, а 2 — в автономном округе. Основанием для их открытия, вероятно, было возрождение национального самосознания проживающих там народов.

Из 91 вуза с момента основания имели статус классического 56 образовательных учреждений, остальные получили его позже. Один вуз получил этот статус в период царской России, 11 — в советский период, 23 — в постперестроечное время.

Следует отметить, что распределение классических университетов по территории страны, как и других видов высших учебных заведений, отнюдь не равномерно. Наибольшее количество классических университетов (18) находится в Центральном экономическом районе. Лидером по количеству университетов здесь и в масштабе всей страны является Москва (8 университетов). Во всех субъектах этого района, кроме Смоленской области, имеются классические университеты. Район является лидером по количеству университетов, во-первых, благодаря тому, что на его территории находится г. Москва, старейший центр высшего образования России; во-вторых, в связи с тем, что район занимает первое место по количеству субъектов Федерации. В настоящее время явная тенденция образовательной политики России такова, что каждый субъект Федерации должен иметь классический университет8.

Второе и третье место разделили Северо-Кавказский и Уральский экономические районы, в каждом из которых есть по 10 классических университетов. Северо-Кавказский экономический район занял это место, так как в его состав входят десять регионов, семь из которых — национальные республики, и во всех из них есть университет. В Уральском экономическом районе, кроме семи регионов, в которых есть университеты, находятся мощные образовательные центры — Екатеринбург и Челябинск, в которых действуют по 2 университета. Кроме того, университет имеется в таком крупном городе, как, например, Магнитогорск (Челябинская область). В Челябинской области находятся три классических университета, в Свердловской — два, в остальных субъектах Урала — по одному.

Четвертое и пятое место разделили Западно-Сибирский и Поволжский экономические районы, имеющие по 9 классических университетов. В Западно-Сибирском экономическом районе из девяти субъектов университет отсутствует только в Ямало-Ненецком автономном округе, зато в Ханты-Мансийском есть два классических университета. Это вызвано вполне понятными причинами: на территории округа проживает небольшое по численности население, нет крупных городов, поэтому открывать там университет пока нет необходимости. В Поволжский экономический район входят восемь субъектов Федерации, в семи из которых есть по одному университету. Только в Самарской области (в городах Самара и Тольятти) работают два университета.

На шестом месте находится Дальневосточный экономический район, в котором из десяти субъектов классических университетов нет в трех. Это Еврейская автономная область, Чукотский и Корякский автономные округа. Отсутствие здесь университетов вызвано теми же причинами, что и в Ямало-Ненецком автономном округе. На Дальнем Востоке и в Приморском крае есть два классических университета, и оба они находятся во Владивостоке.

На седьмом месте по количеству классических университетов находится Восточно-Сибирский экономический район (7 образовательных учреждений). Нет классических университетов в Усть-Ордынском и Агинском Бурятском автономных округах. В Иркутской области (в Иркутске и Братске) находятся два таких университета.

На восьмом месте стоит Волго-Вятский экономический район, в пяти субъектах которого находятся 6 классических университетов. Два университета расположены в Кировской области (г. Киров).

Девятое и десятое место делят между собой Северо-Западный и Центрально-Черноземный экономические районы с десятью классическими университетами на двоих. В СевероЗападном экономическом районе из четырех субъектов РФ нет университета в Псковской области. В г. Санкт-Петербурге их два. В Центрально-Черноземном экономическом районе во всех пяти субъектах РФ есть по одному классическому университету, причем в Липецкой области — в г. Елецке.

На последнем, одиннадцатом, месте находится Северный экономический район с четырьмя классическими университетами. Из шести субъектов РФ этого района нет классических университетов в Мурманской области и Ненецком автономном округе. Эти субъекты находятся практически на Крайнем Севере, в суровых климатических условиях, и там проживает относительно малочисленное население. Открытие там классических университетов пока не представляется целесообразным.

Таким образом, из всех субъектов РФ лишь в одиннадцати нет классических университетов. Это 4 области (Мурманская, Псковская, Калужская и Смоленская), автономная область (Еврейская), 6 автономных округов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Усть-Ордынский, Агинский Бурятский, Чукотский и Корякский). Из семидесяти пяти субъектов Федерации, где есть классические университеты, более одного имеют г. Москва — 7, Челябинская область — 3, г. Санкт-Петербург — 2, Кировская область — 2, Самарская область — 2, Свердловская область — 2, Иркутская область — 2, Приморский край — 2, Ханты-Мансийский автономный округ — 2.

Таким образом, в России функционирует 91 классический университет, в которых представлена огромная палитра основных образовательных программ по всем группам специальностей. Что касается размещения классических университетов, то они расположены в 75 субъектах РФ. По мере того, как будет проводиться государственное регулирование качества подготовки в вузах страны, роль классических университетов будет более весомой. Подтверждением этому стали процессы формирования сети ведущих вузов страны (национальных, федеральных и исследовательских), происходящие в течение 5—6 последних лет. Однако характер этих изменений и их влияние на развитие страны и регионов пока оценить сложно.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. С. 140—155.

2 См.: Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1993. 84 с.

3 См.: Антипин Е.В., Курчатов Е.А., Присяжный М.Ю. Общая структура и характеристика высшего образования России // Региональные исследования системы образования. Вып. 1. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. 27 с.

4 См.: Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования: аналит. отчет. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2006. 192 с.

5 Ерофеев Д.Ф. Развитие современных классических университетов в России в контексте Болонского процесса (педагогический аспект): авто-реф. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 23 с.

6 См.: Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1994. 189 с.

7 См.: База данных Росаккредагентства. Справочник «Все вузы России». URL: abi-tur.nica.ru (дата обращения: 15.06.2011).

8 См.: Антипин Е.В., Курчатов Е.А., Присяжный М.Ю. Классические университеты в системе высшего профессионального образования России // Региональные исследования системы образования. Вып. 2. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. 72 с.

Поступила 20.06.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная