А. Н. Егоров. Самооценка действий студенческой молодежи, соответствующих здоровому образу жизни

А. Н. ЕГОРОВ

САМООЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ЕГОРОВ Александр Николаевич, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Пензенского государственного университета.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенческая молодежь, социальная среда, здоровье, социальная группа, заболеваемость

Key words: healthy way of life, student youth, social environment, health, social group, incidence of diseases

В условиях изменений структуры российского общества и усиления его дифференциации развиваются процессы, которые ведут к обострению проблем адаптации молодого поколения в условиях постоянных трансформаций социальной среды. В этом контексте здоровье перестает быть только личным делом индивида. Оно становится важнейшим социальным фактором, определяющим направление развития общества1.

Здоровье различных социальных групп населения России складывается из совокупности многих факторов. Снижение уровня жизни большей части людей в условиях социальной и экономической незащищенности вынуждает общество учитывать эти факторы, чтобы преодолеть демографический кризис2.

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют о том, что здоровье человека более чем на половину зависит от его образа жизни3. Поэтому возникает необходимость его изучения. Именно различия в жизнедеятельности и жизнепроявлениях людей являются главным критерием дифференциации и типологизации образа жизни. В первую очередь необходимо обладать информацией об отношении молодежи, в том числе и студенческой, к окружающей действительности и происходящим событиям; иметь представление о жизненных целях и ориентирах, насущных проблемах и способах их решения.

Общеизвестно, что состояние здоровья студенческой молодежи имеет тенденцию к ухудшению. По прогнозам ряда исследователей, число учащейся молодежи, отнесенной к специальной медицинской группе, в ближайшие годы может достигнуть 50 %. К сожалению, эта тенденция будет сохраняться в ближайшие 10—15 лет и для остальных категорий населения страны. По предварительным прогнозам, общие потери рабочей силы составят более 10 млн чел. (в среднем по 1 млн чел. ежегодно)4. Показательно, что в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. указывалось на необходимость создания условий для формирования и укрепления здоровья населения РФ5.

Здоровый образ жизни — это интегральное понятие, характеризующее степень реализации потенциала конкретного общества в обеспечении здоровья и степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья6. Нами была сделана попытка изучения самооценки здорового образа жизни студенческой молодежи с вытекающими из этого последствиями. Исследование проводилось в 2009 г. со студентами Пензенского государственного университета. В нем принимали участие студенты I—IV курсов (600 чел.).

В ходе исследования было важно определить, что студенты имеют в виду под здоровым образом жизни, а также какие основные компоненты ему присущи. Результаты опроса показали, что все респонденты верно понимают содержание здорового образа жизни и выделяют именно те его основные компоненты, которые отражают его суть: систематические занятия физическими упражнениями, отказ от вредных привычек, режим питания, соблюдение гигиенических правил, закаливание.

Далее студентам был задан вопрос «Как Вы оцениваете свои действия, соответствующие основам здорового образа жизни?». Исследование показало, что в целом у студенческой молодежи наблюдается соответствие своих действий основам здорового образа жизни. На один и два балла в сумме оценил свои действия каждый десятый студент, т. е. это незначительная часть, в то время как на три балла — каждый третий, на четыре — почти каждый второй, на пять — каждый седьмой. Таким образом, студенты оценили свои действия, соответствующие здоровому образу жизни, в среднем на 3,7 балла из 5 возможных.

Наиболее объективным показателем здорового образа жизни является изменение состояния здоровья. В связи с этим был задан вопрос «Как изменилось состояние Вашего здоровья за время обучения в вузе?». Анализ полученных ответов показал, что за время обучения в вузе улучшение состояния здоровья наблюдалось у пятой части студентов. Без изменений оно осталось у большей части опрошенных (61 %), ухудшение отметили в среднем 18 %. При этом основные причины ухудшения состояния здоровья за время обучения в вузе, по их мнению, вызваны неправильным режимом дня (19,6 %), неудовлетворительным питанием (20,4 %), плохой экологической ситуацией (24,4 %), постоянным пребыванием в состоянии стресса (35,6 %).

Для пятой части студентов неправильный режим дня стал основной причиной ухудшения их состояния здоровья. Практически такая же часть учащейся молодежи указала на неудовлетворительное питание. Плохую экологическую ситуацию отметили 24,4 %. Постоянное пребывание в состоянии стресса стало самой популярной причиной из всех, которую указали 35,6 % молодых людей.

Образ жизни — это более широкое понятие, нежели стиль, уровень или качество жизни, представляющие собой конкретизацию и различные «срезы» этого сложного по своей структуре явления.

Болезнь можно рассматривать как следствие ведения нездорового образа жизни. На вопрос «Сколько дней Вы пропустили по болезни за последний год обучения?» 44,1 % ответили, что «не пропустил(а) вообще», до одной недели пропустили 37,5 % молодых людей. Эти две группы составляют основную часть студенческой молодежи, которую можно определить как практически здоровую. От одной до двух недель пропустила небольшая часть студентов (12,2 %), от двух до трех недель — 50,0 %, свыше трех недель — 1,2 %.

Общество считает студентов взрослыми людьми, которые сами отвечают за свои действия. Естественно контроль над ними понижен со стороны родителей и медицинских учреждений, особенно это касается тех молодых людей, которые живут вдали от дома. На вопрос «Как часто за последний год обучения Вы болели простудными заболеваниями?» 77,1 % студентов отметили, что один-два раза, ни разу не болели 14,9 % и лишь 8 % опрошенных болели три и более раза. Этот вопрос позволил выявить некоторые отступления от закономерности. Выясняется, что некоторые учащиеся посещали занятия, несмотря на не совсем здоровое состояние.

В результате исследования установлено, что в целом студенческая молодежь оценивает соответствие своих действий основам здорового образа жизни высоко. Эта самооценка подтверждается реальным показателем улучшения состояния здоровья за время обучения в вузе у 21 % студентов и сохранения здоровья большей их части — у 61 %. Чуть меньше пятой части учащихся отметили ухудшение состояния здоровья. Это закономерно, так как их действия не соответствовали здоровому образу жизни. Постоянный стресс, по мнению респондентов, стал главной причиной ухудшения состояния здоровья за время пребывания в университете. Основная часть студенческой молодежи имела простудные заболевания за последний год обучения от одного до двух раз, но при этом пропущенные дни учебных занятий по болезни были незначительными, что может свидетельствовать о переносимости заболевания без постельного режима.

Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а улучшение показателей здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.

Можно констатировать, что исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными, в то время как в отношении здоровья молодежи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченности исследовательских возможностей. Такое положение обусловлено тем, что образ жизни студенчества как социальной группы объективно определен ее специфической позицией в обществе. Студенчество является наглядным отражением общественных процессов и имеет дифференциацию по множеству оснований: месту учебы (престижный — непрестижный вуз, специальность), стартовым возможностям, социальному статусу и материальному положению родителей и т. д. Характер проблемы требует, чтобы в ее изучении сочетались не только социально-медицинский и психолого-педагогический подходы, но и социологический подход, что позволит обеспечить более корректную социальную оценку факторов и тенденций в отношении здоровья студенческой молодежи. Современные социальные и политические реалии требуют поиска эффективных механизмов формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, его нового качественного осмысления.

При анализе влияния социокультурных изменений на процессы формирования новых жизненных стратегий российской молодежи необходимо помнить, что в связи с трансформациями в обществе все более очевидной становится зависимость поведения человека не только от его принадлежности к тому или иному социальному слою, но и от его индивидуального жизненного ресурса7.

Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения требует формирования новых социальных норм, ролей, ценностей для отдельных индивидов и целых трудовых коллективов, социальных групп и слоев населения. В современном российском обществе все чаще приоритет отдается ценности духа индивидуализма, суверенитета личности, свободной конкуренции. Все более привлекательными становятся стратегии жизненного успеха, стратегии самореализации, опирающиеся на все виды активности, предприимчивости, инициативы человека8. В условиях кризиса социальной сферы, когда для многих ориентация на собственные силы является трудноразрешимой проблемой, необходимы специальные меры по оказанию помощи, связанной с обеспечением жизнедеятельности в условиях повседневного быта. И путь здесь во многом уже определен — максимальное улучшение физического состояния на базе оптимизации образа жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Римашевская Н.М. Здоровье человека — здоровье нации // Экон. стратегии. 2006. № 1. С. 36—41.

2 См.: Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социол. исслед. 2003. № 4. C. 42—51.

 

3 См.: Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. 1998. № 3. C. 48—54.

4 См.: Маркин В.В. Социальное благополучие регионов: преодоление диспропорций в уровне и качестве жизни населения. Основные направления преодоления диспропорций социально-экономического развития регионов России // Сб. материалов / под общ. ред. В.В. Маркина, А.А. Нелюбина, С.Л. Краснорядцева. М.: Изд-е Совета Федерации, 2008. С. 25—27.

5 См.: Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. URL: http://tours.Kremlin.ru (дата обращения: 25.05.2011).

6 См.: Шендрик А.И. Социология культуры: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «социология» и «социальная антропология». М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. 241 с.; Большова Т.Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования института социальной работы // Отеч. журн. социальной работы. 2007. № 2. C. 17—20.

7 См.: Лапин Н.И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян // Доклады Всерос. социол. конгресса «Глобализация и современные изменения в современной России». М.: Альфа-М, 2007. С. 45—48.

8 См.: Эрштейн Л.Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. СПб., 2008. 122 с.

Поступила 14.06.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная