М. В. Постнова, Н. В. Брыкина. Особенности профильно-профессионального обучения в системе непрерывного образования на селе

М. В. ПОСТНОВА, Н. В. БРЫКИНА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЕ

ПОСТНОВА Марина Викторовна, заведующая кафедрой экономики и управления на предприятиях АПК Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат экономических наук.

БРЫКИНА Наталья Владимировна, аспирант кафедры экономики и управления на предприятиях АПК Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.

Ключевые слова: непрерывное образование, профильное обучение, школа, профессиональное образование

Key words: continuous education, profile training, school, professional education

Одну из ведущих позиций по отношению к проблеме воспроизводства кадрового потенциала региона призвана занять система образования. Формирование конкурентоспособной личности является результатом непрерывного образования как процесса развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека. Целевая установка современной системы образования на развитие личностных качеств и компетенций выпускников, обеспечивающих их конкурентоспособность, направленность на образование и самообразование в течение всей жизни, диктуется высокой скоростью устаревания профессиональных знаний. Идея непрерывного образования уже с 70-х гг. XX в. стала основным принципом образовательных реформ почти во всех странах.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования РФ на 2006—2010 годы непрерывное образование определено как процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества1. Т. Б. Наумова в качестве главной цели непрерывного образования рассматривает пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности. Непрерывное образование — это новый взгляд на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте2.

В. Л. Аношкина и С. В. Резванов под непрерывным образованием понимают не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному (начальному, среднему, высшему), послевузовскому образованию, а гармоничный процесс цикличного обновления личности на каждом из указанных этапов развития. Непрерывность в образовании реализуется в личностно-миро-воззренческих установках, образовательных программах и сети учебных заведений3.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО в 2005 г. отмечено, что «учиться на протяжении всей жизни должно обрести смысл на трех уровнях: личное и культурное развитие, составляющее смысл существования каждого человека; социальное развитие, связанное с местом, занимаемым человеком в обществе, с его гражданской позицией; профессиональное развитие, обеспечивающее надежную и качественную работу и связанное с производством, получением профессионального удовлетворения, материальным благосостоянием»4.

Анализ понятия «непрерывное образование» приводит нас к выводу, что главной его целью является многообразное, охватывающее всю жизнь, образование человека. С одной стороны, непрерывность подразумевает взаимосвязь всех этапов образовательного процесса, т. е. преемственность

содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому, а с другой — «сеть образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и у отдельного человека»5. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами. Лозунг «Life Long Leaner (LLL) — Образование через всю жизнь» провозглашен П. Ленграндом в докладе ЮНЕСКО в 1965 г. Но проблема заключается в том, «образование через всю жизнь» требует постоянного совершенствования, изменения личностного потенциала индивида. Это невозможно без формирования индивидуального алгоритма познания, устойчивого исследовательского навыка, умения оперировать информацией. Реализация образовательных задач посредством системы образования возможна при наличии внутренних побудительных мотивов у граждан к обучению, т. е. чрезвычайно важно осознание человеком необходимости непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности, позволяющих реагировать на систематически изменяющуюся социально-экономическую, информационную и технологическую обстановку.

Систему непрерывного образования, на наш взгляд, можно представить как совокупность подсистем, каждая из которых требует собственного проектирования и моделирования. Такими подсистемами являются профильное обучение в школе и профессиональное образование. В настоящее время низкий уровень преемственности между средней и высшей школой, слабое взаимодействие учебных заведений с производственной сферой, недостаточная профессиональная ориентация вследствие слабой направленности этой работы в школе приводят к необоснованности профессионального выбора, снижению конкурентоспособности личности, трудностям в последующем трудоустройстве.

Высокая социальная и профессиональная конкурентоспособность проявляется в способности личности самостоятельно найти пути самореализации, самосовершенствования. Стратегическими целями образовательного процесса в настоящее время являются развитие системы проектирования профессиональной и социальной карьеры учащихся, формирование у них умения выстраивать свою траекторию личностного развития, находить себя в меняющихся социально-экономических условиях. Цели общего и профессионального образования во многих аспектах сближаются.

Обоснованный выбор профессии является необходимым результатом профориентационного воздействия уже в школе. В исследовании, проведенном нами в средних школах Ульяновской области в мае 2010 г. для изучения мотивов выпускников школ при выборе профессии, принимали участие 270 старшеклассников.

Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.

Из таблицы видно, что почти треть участвовавших в анкетировании выпускников (28,4 %) не определилась с выбором профессии. Зачастую сельские школьники не имеют в должной мере тех знаний, которые необходимы им для профессионального самоопределения. Интересно, что в их числе лишь 8,0 % — это выпускники профильных классов. Профессиональное самоопределение выпускников профильных классов находится на более высоком уровне. Независимо от обучения в профильном или общеобразовательном классе 75,0 % школьников считают перспективным профильное обучение, так как оно помогает определиться с выбором профессии, поступить в институт; 18,8 % полагают, что содержание образовательных программ профильного обучения соответствует интересным им дисциплинам.

Среди этих же респондентов высок процент старшеклассников, считающих, что в городе у них более широкие возможности в профессиональном плане, поэтому после получения профессионального образования 37,8 % выпускников сельских школ не хотят оставаться в сельской местности. 11,0 % связывают выбор места жительства «не в пользу своего села» с его недостаточно комфортными бытовыми условиями и отсутствием досуга. Интересно, что из общего числа выпускников, выбирающих село потенциальным местом жительства, большинство (92,0 %) — это учащиеся профильных классов; 24,0 % школьников делают такой выбор из-за того, что в сельской местности живут родственники, друзья, семья; 5,4 % выбирают профессию, связанную с работой в аграрном секторе; 19,0 % хотели бы остаться в родном селе, если найдут работу.

Анализируя результаты исследования, мы приходим к выводу, что процессы социального становления личности происходят в основном спонтанно и могут регулироваться хотя бы целенаправленным влиянием на ее развитие социально-педагогической деятельностью. Одними из направлений на пути достижения поставленной цели являются внедрение и развитие профильно-профессионального обучения в старших классах сельских школ, создание гибких форм дополнительного и начального профессионального образования в сельской местности.

В системе общего образования Ульяновской области функционируют 547 общеобразовательных школ (данные на 1 января 2010 г.). 78 % школ Ульяновской области являются сельскими, но в то же время в них обучается менее трети (29 %) всех учащихся региона. Профильное обучение реализуется в 64 % школ. Из них по модели внутришкольной профилизации работают 87 % городских и 13 % сельских школ. По модели сетевой организации работают 116 городских профильных школ области. В сельских школах такой модели нет, что свидетельствует о медленной модернизации образования в сельской местности. Причина — ресурсная в широком смысле этого слова неготовность школ к введению нового содержания и инновационных технологий обучения.

Базой профильного обучения в сельском социуме региона являются сельские лицеи или крупные общеобразовательные школы, расположенные в райцентрах. Профильные классы имеют предметно-ориентированную направленность. Это стандартный способ организации профильного обучения, предполагающий углубленное изучение блока предметов и дающий возможность поступления в разные вузы. Наиболее распространенными профилями в Ульяновской области следует назвать физико-математический, химико-биологический, гуманитарный и социально-экономический.

В регионе нет опыта организации профессионально-ориентированных классов, позволяющих получить начальные профессиональные навыки и попробовать себя в профессии. Между тем в сельских школах Ульяновской области одним из вариантов построения профильного обучения должна стать организация сельскохозяйственных, агротехнологических классов и агрошкол. Школы сельскохозяйственного профиля по применяемым педагогическим технологиям не отличаются от иного типа профилирования, но именно такая направленность имеет самую высокую практикоориентированность для села. Миссией агрошколы не должна быть только ориентация на сельскохозяйственные профессии. Главное в том, чтобы дать детям реальный инструмент формирования собственных жизненных планов. Хорошо, если они применят его, работая в АПК, но не менее важно, если выпускник агрошколы научится работать с документами, просчитывать свои шаги в бизнесе, поймет разницу между желаемым, возможным и востребованным и, самое главное, получит осознанную мотивацию к труду независимо от сферы ее применения.

Необходимость интеграции естественно-научного и гуманитарного знаний с возможностью практического их применения и получения необходимого опыта самостоятельного труда при формировании сельскохозяйственной культуры учащихся должна пронизывать практически все компоненты учебно-воспитательного процесса в сельской школе: содержание, организационную структуру деятельности, средства обучения, педагогические технологии и т. д. Это обусловлено целостностью и интегративностью самой системы образования, единством обучения и воспитания, где структура, содержание, управление, технологии, методы и методики выступают единым комплексом мер, которые при наличии соответствующей образовательно-воспитательной среды позволят успешно развивать основы сельскохозяйственной культуры учащихся.

В исследовании, проведенном отделом качества образовательного процесса Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии (УГСХА) в 2008—2011 гг., приняли участие 1 115 четверокурсников. На вопрос «Если бы Вам пришлось выбирать специальность, как бы Вы поступили?» в анкетировании 2008/09 учебного года 67,0 % снова выбрали бы свой вуз, хотя 13,7 % из них выбрали бы другую специальность в этом же вузе; 21,0 % опрошенных сменили бы и вуз, и специальность. Несколько улучшились эти показатели в дальнейшем. В 2010/11 учебного года уже 75,7 % выбрали свой вуз, 61,8 % из них осознанно выбрали специальность и не хотят ее менять, 18,4 % сменили бы и специальность, и учебное заведение.

Таким образом, только половина выпускников уверена в правильности своего выбора. Отсутствие обоснованности в выборе профессии снижает потребность личности в самореализации, негативно отражается на деловых и организационных качествах, а также подкрепляет неуверенность в востребованности своей специальности, деформируя личностные качества конкурентоспособной личности. Следствием этого является неусвоение таким студентом профессионально важных знаний.

Отвечая на вопрос о собственных перспективах на рынке труда, четверокурсники дали ответы, представленные на рисунке.

В 2011 г. большинство четверокурсников УГСХА (37,5 %) готовы работать там, где смогут больше заработать независимо от специальности; 34,7 % оптимистично оценивают свои шансы в трудоустройстве по специальности; 17,9 % испытывают неуверенность; 9,9 % будут работать там, где устроятся. Хотя большинство молодых людей обладают высокой самооценкой и желанием самореализоваться в профессии, но они не представляют себе ее требований, своего соответствия ей. Мотивы выбора профессии характеризуются чаще стремлением удовлетворить свои материальные потребности, чем стремлением приносить пользу семье и обществу и др., что свидетельствует о недостаточном развитии личностных, гражданских и нравственных качеств. Выпускники системы общего образования имеют психологические установки, ориентированные на «зарабатывание денег», а создание условий для их труда и жизни — задача кого-то, но не их. Для школ характерно отсутствие в должной мере развития духовно-интеллектуальных потребностей и мотивационной сферы. Часто ситуация выглядит противоречиво: выпускники сельских школ или успешно обучаются в вузах, мечтая о самореализации и стабильном доходе в городе, или пополняют ряды сельских безработных, ожидающих желаемых условий для профессиональной деятельности. Между тем аграрный сектор нуждается в инициативных предприимчивых молодых людях, ориентированных на профессиональную деятельность на селе, готовых создать условия для собственного труда в рамках деятельности уже работающих предприятий и труда других людей при создании собственной предпринимательской структуры.

Рисунок  доступен в полной PDF - версии журнала.

Недостаточность мер экономической и социальной политики, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности на селе, очевидна, но в реалиях современной жизни в сельской местности изменить ситуацию в экономике села, решить проблему занятости, создать желаемые условия хозяйствования и жизнедеятельности могут только сами выпускники, специалисты разного уровня.

Реализация идеи непрерывного образования путем систематизации разнообразной образовательной практики профильного обучения и выявления ключевых условий эффективности его введения, а также путем обеспечения преемственности между основной школой и учреждениями профессионального образования служит решению задач повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ на региональном рынке учебных и трудовых вакансий, способствует воспитанию человека, готового к осмысленному и добровольному выбору сельского образа жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства РФ «Концепция Федеральной целевой программы развития образования РФ на 2006—2010 годы» от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.

2 См.: Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. 2009. № 5. С. 10—16.

3 См.: Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее (методологические и социокультурные проблемы). Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. С. 5.

4 Всемирный доклад ЮНЕСКО в 2005 году «К обществам знания». URL: www.unesco.org/ru/worldreport (дата обращения: 20.05.2011).

5 Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 3—4. 322 с.

Поступила 22.06.11.

 

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная