В. М. Сидоркина. Социальные ценности в региональном измерении

В. М. СИДОРКИНА

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ1

СИДОРКИНА Валентина Михайловна, доцент кафедры социологии Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: ценности, базовые ценности, ценностные ориентации, динамика социальных ценностей, региональные особенности

Key words: valuables, basic valuables, axiological orientations, social valuables dynamics, regional peculiarities

В общесоциологическом смысле понятие «социальная ценность» характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые и полезные для его существования и развития.

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека или общества2. Таким образом, человек, познавая эти объекты, формирует и свое отношение к ним, делая их важными или неважными для себя. В этом проявляется двойственная природа ценностей, с одной стороны, содержащих в себе те или иные свойства, с другой — субъективную оценку этих свойств, с точки зрения отдельных индивидов или групп людей. То, что ценно для одних, может быть вовсе не важным или ненужным для других.

Ценности многообразны. Они имеют определенную иерархию в общественном и индивидуальном сознании. Существует множество типологий ценностей, насчитывающих не один десяток классификаций (подлинные и мнимые, гражданские, обыденные и религиозные и др.). Особое место в социологической типологии ценностей занимают базовые, или традиционные. «Под традиционными ценностями понимаются разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре»3. Эти ценности наиболее устойчивы в течение длительного времени и медленно поддаются изменениям в периоды радикальных преобразований. Несмотря на то, что набор базовых ценностей различен, в него чаще всего включают семью, работу, здоровье, материальный достаток и др. Совокупность ценностей, в первую очередь базовых, определяет ценностные ориентации личности.

Для общества всегда было важно достижение гармонии ценностных ориентаций. В современном российском социуме эта проблема актуализируется, формирует устойчивый интерес к ее изучению. Проведенный в августе — сентябре 2011 г. социологический опрос «Резервы гармонизации социальных отношений финно-угорских регионов» включал и блок вопросов о социальных ценностях4. Базовые ценности стабильно лидируют в рейтинге предпочтений. Абсолютным лидером является здоровье (от 70 до 90 % в зависимости от пола, возраста и места проживания). Помимо бесспорной значимости этого фактора в жизнедеятельности человека, следует учитывать рост индивидуализма в менталитете российского населения, понимание, что главным условием собственного благополучия и выживания остается сам индивид. Сказываются также снижение доступности и качества медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни и факторов долголетия и др.

При общей высокой значимости традиционные ценности имеют существенные различия в предпочтениях гендер-ных, возрастных и территориальных групп и общностей. Так, ценность семьи отметило около 70,0 % опрошенных. Но женщины ставят ее выше, чем мужчины (в Удмуртии: мужчины — 58,3 %, женщины — 69,8 %; в Республике Марий Эл — 54,3 и 82,1 %, в Республике Мордовия — 77,9 и 81,8 % соответственно). В то же время ценность друзей выше для мужчин (44,5 %), чем для женщин (33,0 %). Это диссонирует с широко распространенным мнением, что в современной ситуации меркантильные и физиологические потребности вытеснили духовные. Значимость человеческой солидарности, бескорыстия, открытости для мужчин продолжает оставаться высокой, особенно в возрастной группе до 30 лет. В целом иерархия базовых ценностей у мужчин по степени убывания выглядит следующим образом: здоровье, семья, безопасность, друзья, деньги, работа. У женщин она почти такая же, только работа заняла четвертое место, а друзья — шестое.

Работа и досуг — основные элементы индивидуального и общественного времени. Работа представляет собой форму реализации творческого потенциала личности, источник доходов, позволяющий удовлетворять большую часть социальных потребностей и т. п. Свободное время предназначено для отдыха, сопряжено с получением удовольствий, развлечениями. Очевидна высокая значимость обоих видов деятельности. В западной, особенно американской, социологии уже более полувека исследователи отмечают, что ценность свободного времени, досуга имеет тенденцию к росту, а некоторые, например, Р. Дьюбин, утверждают, что она превысила ценность работы5.

В российском обществе этот феномен отсутствует. Если работа входит в шестерку наиболее важных ценностей (из 20 предложенных респондентам), то свободное время, развлечения и удовольствия к ним не относятся, более того, они завершают рейтинговую таблицу. Наиболее важными их назвали 3,1 и 1,9 % соответственно. Свободное время более значимо для сельских жителей, а развлечения и удовольствия — для горожан. Это явление объясняется рядом причин, начиная с особенностей ментальности советского времени, где работа была главнейшей ценностью, а удовольствие, развлечение, досуг ассоциировались с праздностью, неразвитостью (особенно на селе) развлекательной инфраструктуры. Интересно, что респонденты, видимо, не связывают просмотр телевизионных программ с понятиями досуга, развлечения, уделяя этому (судя по рейтингам телеканалов) много времени. Возможно также, что этот вид досуговой деятельности является не отдельным, а одновременным с другими, служит звуковым и видеофоном при занятии домашними делами. Результаты опроса подтверждаются и другими данными. Итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2009 г., показывают, что «второсортность свободного времени и досуга по отношению к работе — устойчивый стереотип российского общественного сознания. Во всяком случае, и 15 лет назад доля людей, полагающих, что „самое важное — это работа, а досуг нужен для того, чтобы восстановить силы для нее", был вдвое больше доли тех, для кого самым важным было „то, чем человек занимается в свободное время"»6.

Роль конфессиональных институтов в жизни государства и общества становится более очевидной. Однако религиозные ценности в общей иерархии вошли в число наименее востребованных наряду с властью и творчеством. Их отметили в качестве приоритетных лишь 3,0 % опрошенных. Заметно выше их рейтинг только в Мордовии (10,5 %). Возможно, это связано с более активной деятельностью церкви, масштабным (выше, чем в соседних финно-угорских республиках) восстановлением и строительством храмов, политикой республиканских органов государственной власти, способствующих деятельности церкви. Интересным представляется и тот факт, что в трех возрастных группах респондентов республики (до 30 лет, 30—49 и свыше 50 лет) рейтинг ценностей вероисповедания равнозначен, что опровергает устойчивое мнение о преимущественно пожилом возрасте верующих. Нравственные ценности — доброта (20,0 %), уважение окружающих (15,4 %), социальная справедливость (19,3 %) — условно можно отнести к срединному блоку приоритетов, уступающему в популярности только базовым.

Таким образом, можно констатировать, что в целом проведенный опрос подтвердил иерархию и динамику социальных ценностей современного общества, выявленную на общероссийском и региональном уровнях исследовательского поля. Отдельные отклонения вполне объяснимы с точки зрения территориальных особенностей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 11-03-1801е) «Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах» (социологическая экспедиция).

2 См.: Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 512.

3 Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. 2006. № 9. С. 95.

4 N = 801. Выборка репрезентативная, квотная, территориальная. Респондентам предлагалось выбрать не более 5 позиций в представленном списке.

5 См.: Большой толковый социологический словарь. М., 1999. Т. 1. С. 194—195.

6 Российская повседневность в условиях кризиса: моногр. / Ин-т социологии РАН; ред.: М.К. Горшков, Р. Крумм, Н.Е. Тихонова. М.: Альфа-М, 2009. С 105.

Поступила 03.10.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная