Д. В. Доленко, С. А. Мальченков. Политическая модернизация России и ее геостратегические приоритеты
Д. В. ДОЛЕНКО, С. А. МАЛЬЧЕНКОВ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ И ЕЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
ДОЛЕНКО Дмитрий Владимирович, заведующий кафедрой регионо-ведения и политологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор политических наук, профессор.
МАЛБЧЕНКОВ Станислав Александрович, доцент кафедры регионо-ведения и политологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук.
Ключевые слова: политическая модернизация, Россия, геополитический феномен, геостратегия, геостратегические приоритеты, национальная безопасность
Key words: political modernization, Russia, geopolitical phenomenon, geostrategy, geostrategic priorities, national security
В статье рассматриваются геополитические аспекты постсоветской политической модернизации. Показаны уникальные особенности ее геополитической трансформации. Анализируется реализация геостратегических приоритетов России.
The paper examines geopolitical aspects of the post-Soviet political modernization. The unique characteristics of its geopolitical transformation are exposed. Implementation of the geostrategic priorities of Russia is analyzed.
Современная политическая модернизация России, содержанием которой является становление демократии и гражданского общества, является во многом уникальным геополитическим феноменом по сравнению с другими странами, осуществлявшими постсоциалистическую модернизацию. Эта уникальность связана с особенностями ее геополитической трансформации и ее геостратегическими приоритетами. В самой геополитической специфике российской модернизации можно выделить три основных аспекта.
Первый связан с трансформацией ее внутреннего политико-территориального устройства. В отличие от других социалистических федераций (Чехословакии и Югославии), которые, как СССР и РСФСР, были построены по национальному принципу и имели в значительной мере формально-юридический характер, России удалось не только избежать дезинтеграции и распада, но и трансформировать декоративную советскую национальную в реальную федерацию нового типа с разнотипными (национальными и территориальными) и разностатусными (республики, автономные округа, автономная область, области, края, два города федерального значения) субъектами федерации. Другими словами, в результате трансформации политико-территориального устройства страны был создан уникальный феномен российского федерализма, позволивший сохранить территориальную целостность и единство страны1. Дальнейшее совершенствование федеративного устройства и региональной политики приобрели для России геостратегическое значение, а связанные с этим задачи стали ее геостратегическими приоритетами.
Второй аспект уникальной геополитической трансформации и геостратегии связан с возникновением и развитием такого уникального геополитического региона как постсоветское пространство. В этом регионе Россия является ведущей региональной державой, а сам он выступает главным региональным приоритетом ее внешней политики2.
Следующая уникальная особенность российской геостратегии связана с ее статусом и ролью в мировой политике. В отличие от других постсоциалистических государств Европы и Азии Россия является евразийской державой, принадлежащей к Европе и Азиатско-Тихоокеанскому регионам, соседями которой являются западные и азиатские региональные державы, а также проблемные государства, зоны конфликтов и нестабильности. Уже одно это предопределяет специфику ее геополитических интересов и приоритетов.
Кроме того, Россия единственная из постсоциалистических государств имеет, несмотря на социально-экономическое отставание от ведущих стран мира, атрибуты великой мировой державы, позволяющие ей играть глобальную роль в международной политике и иметь интересы и геостратегические приоритеты во всех основных регионах мира. Не вызывает сомнения, что процесс и результаты модернизации России в значительной степени будут зависеть от выбора приоритетов, адекватных геополитическому положению страны.
Геостратегические приоритеты современной России можно рассматривать в двух измерениях: внутриполитическом и внешнеполитическом. Традиционно в геополитике и геостратегии приоритет отдавался внешней составляющей, но в последнее время усиливается роль внутриполитических факторов. При этом нельзя забывать о том, что обе составляющие геополитики тесно связаны между собой и одна из них может оказывать определяющее влияние на другую3.
Внутриполитическая составляющая современной геостратегии России имеет первостепенное значение, поскольку именно отсюда исходят главные угрозы ее национальной безопасности. Именно здесь находятся проблемы, от решения которых зависит положение России в мире. Во внутренней геополитике Российской Федерации можно выделить достаточно много элементов, но с начала 90-х гг. доминировал компонент, связанный с обеспечением территориальной целостности и укреплением единства страны. В начале 90-х гг. ХХ в. активные сепаратистские устремления в ряде регионов (Чечня, Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия, Тыва) поставили недавно появившуюся страну на грань развала. Сложившаяся ситуация была вызвана рядом причин, важнейшей из которых оказалась слабость центральной власти. Кроме того, опасность зарождения сецессионных процессов была заложена уже в самом асимметричном построении России.
К настоящему времени наиболее заметные проявления этносепаратизма в России остались в прошлом. Этому способствовало приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством, а также продолжающаяся административная реформа, вехами которой стали введение института полномочных представителей Президента РФ, старт кампании по укрупнению регионов и изменение системы избрания губернаторов. Итогом этих преобразований стала трансформация России в управляемую федерацию, некоторые черты которой характерны скорее для унитарного государства.
С этим связано то, что в ближайшее время на первый план во внутренней геополитике страны актуализируются другие региональные проблемы. Самой острой среди них является не сокращающийся разрыв между богатыми и бедными регионами, приводящий к оттоку населения из Сибири и Дальнего Востока, остающихся стратегически важными в российской геополитике.
Серьезнейшую проблему представляет неравномерная плотность населения. Отсюда вытекает очаговый характер экономических зон, их контраст в использовании людских ресурсов и энергии, уязвимость транспортных коммуникаций, АЭС и предприятий с потенциальной экологической опасностью, которые усложняют подготовку и осуществление мероприятий стратегического характера4. Результатом является также демографический прессинг и экспансия со стороны приграничных государств и, как следствие, массовый исход оттуда русскоязычного населения.
Помимо этого, необходимо решать и частные проблемы. Важным условием безопасности России является грамотное обеспечение пограничного контроля. Совершенно очевидно, что его осуществление на современных российских границах по советской схеме (т. е. с помощью войсковых формирований) невозможно и нецелесообразно. Поэтому не вызывает сомнений необходимость перехода к современному оперативно-войсковому контролю.
Давно назрела необходимость решения проблемы Калининградской области. Очевидно, что возможное ограничение сообщения с этим регионом станет серьезным нарушением суверенитета РФ. Потенциал этого региона огромен: начиная от выгодного географического положения и заканчивая плодородной почвой. Наконец, Калининград, по сути, остался «последним форпостом» России непосредственно в Балтийском море (не считая Санкт-Петербурга, который расположен на берегу Финского залива).
Проблемной становится и роль России в качестве транзитного узла. Действующие международные коммуникации сейчас минуют Россию. Связи между Европой и АТР в основном осуществляются по морю в обход ее территории. Не действуют и российские сухопутные коммуникации.
В будущем значение внутренней составляющей национальной геостратегии будет постоянно возрастать, причем упор должен делаться на социально-экономические аспекты развития.
Внешнеполитическое измерение геостратегических приоритетов можно проследить, проанализировав Концепцию внешней политики 2013 г. В этом документе приоритеты разделены на глобальные и региональные.
Согласно Главе III Концепции, основными задачами России в сфере решения глобальных проблем являются формирование нового мироустройства, верховенство права в международных отношениях, укрепление международной безопасности, международное экономическое и экологическое сотрудничество, международное гуманитарное сотрудничество и права человека, информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.
Первые два из перечисленных приоритетов являются традиционными для нашей страны. Задача построения нового справедливого мироустройства встала перед Россией сразу после распада биполярной системы мира. С точки зрения России, новое устройство мира должно быть основано на принципах «равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств»5. В Концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается также ключевая роль ООН в регулировании международных отношений в ХХ1 в. и решительный настрой России противодействовать попыткам принизить эту роль.
Не вызывает сомнения необходимость продолжения работы над формированием концепции такого миропорядка, в основу которого положен ряд принципов. Во-первых, новое мироустройство должно быть многополярным, отражая реальное существование в мире различных центров влияния. Во-вторых, новое мироустройство должно основываться на самом широком многостороннем сотрудничестве.
Проблемы безопасности также имеют огромное значение, несмотря на снижение угрозы прямого военного конфликта в современных международных отношениях. В этой сфере Россия стремится к дальнейшему снижению роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Национальная оборона России должна соответствовать ее задачам и месту, роли и возможностям в современном мире, одновременно оставаясь способной осуществлять защиту национальных интересов. Уже сейчас очевидно, что традиционная трактовка национальной безопасности, включавшая исключительно военную составляющую, отходит на второй план. В современной России следует создавать систему безопасности, способную предотвратить угрозы в экономической, экологической и информационной сферах.
Несмотря на снижение угрозы прямого военного конфликта в современных международных отношениях, проблемы безопасности также сохранили огромное значение, поскольку для России они являлись ключевыми во все исторические периоды. В XXI в. Россия столкнулась с новыми вызовами и угрозами, среди которых международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, нелегальная иммиграция. Эти проблемы решались в основном в рамках двусторонних контактов, хотя для их полноценного преодоления требуется объединение усилий всего мирового сообщества.
В области внешней экономики у России больше нерешенных проблем, чем достижений. Хотя экономический вес страны повысился, сотрудничество с ключевыми игроками мирового рынка развивалось недостаточно. Еще одной застарелой проблемой является почти исключительно сырьевая направленность российского экспорта.
Важное значение для России имеют ее новые глобальные приоритеты, впервые провозглашенные в 2000 г.: защита прав человека и информационное сопровождение внешней политики. Если в сфере повышения собственного авторитета России уже создаются конкретные программы действий, то задача бороться за соблюдение прав человека во всем мире пока остается лишь на бумаге. Можно сделать вывод, что реализация приоритетов России в глобальной политике происходит с запозданием. В первое десятилетие XX в., наконец, был достигнут тот международный статус, который был заявлен в качестве целевого еще в начале 90-х гг.6
Региональные внешнеполитические приоритеты отражены в Главе IV Концепции внешней политики РФ. Среди них важнейшее значение имеют СНГ, Европа, США, Азия, Ближний Восток, Африка, Центральная и Южная Америка.
Главенствующая роль СНГ среди региональных приоритетов по-прежнему не подвергается сомнению, хотя в XXI в. отношения с государствами постсоветского пространства стали строиться на новой основе: учитываются прагматические интересы. В этом отношении показательно воплощение в жизнь концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции, логичным итогом действия которой стало развитие на постсоветском пространстве системы организаций более узкого состава и специализации (Союзное государство России и Белоруссии, ОДКБ, ЕврАзЭс, Таможенный союз и др.). В то же время отношения с отдельными государствами (Грузия, Украина) в эти годы существенно ухудшились вследствие прихода к власти в этих странах прозападных сил.
Европейское направление геополитики также переживает подъем, но в этом направлении многое зависит от отношений России с региональными организациями. Если партнерство с ЕС (в основном экономическое) следует признать успешным, то взаимодействие России с НАТО и ОБСЕ было практически провалено из-за принципиального расхождения взглядов на проблемы безопасности в Европе.
Российско-американское взаимодействие остается необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности. Страны заметно сблизились в своем однозначном неприятии международного терроризма, однако 2006—2008 гг. характеризуются очередным витком «охлаждения» отношений, что, несомненно, является большим минусом на пути решения многочисленных совместных задач.
Весьма интенсивными становятся в первое десятилетие XXI в. контакты России с государствами Азии (прежде всего, с Китаем, Индией, Японией), несмотря на имеющиеся противоречия в двусторонних отношениях, некоторые из них связаны с нерешенностью территориальных проблем. Самой важной задачей для России в этот период являлась максимальная интеграция в такие перспективные международные организации, как АТЭС и АСЕАН. На Ближнем Востоке Россия стремится играть значительную роль, используя свой статус конспонсора мирного процесса в палестино-израильском конфликте.
В 2000-е гг. активизировались отношения России со странами Латинской Америки. Налицо расширение контактов России с государствами Африки, однако они, видимо, в течение определенного времени останутся на периферии внешнеполитических интересов России ввиду ограниченности ее экономических и организационных ресурсов.
Важной задачей российской геостратегии во внешней политике остается минимизация воздействия отрицательного исторического опыта в отношениях с другими странами на современные международные отношения.
В целом можно констатировать, что первые десятилетия XXI в. характеризуются заметным прорывом во внутренней территориальной политике России, в то время как международная деятельность (особенно внешнеэкономическая) по-прежнему требует более грамотного и точного определения приоритетов. Развитие и трансформация геостратегии страны продолжат оставаться одними из главных факторов, определяющих темпы ее модернизации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Доленко Д.В. Политика и территория. Саранск, 2000. С. 98—120.
2 См.: Его же. Современная мировая политика. Саранск, 2010. С. 76—90.
3 См.: Мальченков С.А. Категория «геостратегический приоритет» в современной политической науке // Изв. Саратов. ун-та. Сер.: Социология. Политология. Вып. 3. 2010. Т. 10. С. 92—94.
4 Ивашов Л.Г. Геополитическое противоборство: место и роль России. URL: http://www.ibci.ru/AGP/conferencia/statya01.htm (дата обращения: 25.12.2013).
5 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142236 (дата обращения: 25.12.2013).
6 См.: Мальченков С.А. Геостратегия России: внутренние и внешние приоритеты // Изв. Рос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. № 26 (60): аспирантские тетради: науч. журн. СПб., 2008. С. 176—181.
Поступила 23.01.2014.
REFERENCES
1 Sm.: Dolenko D.V. Politika i territorija. Saransk, 2000. S. 98—120.
2 Sm.: Ego zhe. Sovremennaja mirovaja politika. Saransk, 2010. S. 76—90.
3 Sm.: Mal'chenkov S.A. Kategorija «geostrategicheskij prioritet» v sovremennoj politicheskoj nauke // Izv. Saratov. un-ta. Ser.: Sociologija. Politologija. Vyp. 3. 2010. T. 10. S. 92—94.
4 Ivashov L.G. Geopoliticheskoe protivoborstvo: mesto i rol' Rossii. URL: http://www.ibci.ru/AGP/conferencia/statya01.htm (data obrashhenija:
25.12.2013).
5 Sm.: Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 12.02.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142236 (data obrashhenija: 25.12.2013).
6 Sm.: Mal'chenkov S.A. Geostrategija Rossii: vnutrennie i vneshnie prioritety // Izv. Ros. ped. un-ta imeni A.I. Gercena. № 26 (60): aspirantskie tetradi: nauch. zhurn. SPb., 2008. S. 176—181.
D. V. Dolenko, S. A. Malchenkov. Political Modernization of Russia and Its Geostrategic Priorities
Contemporary political modernization of Russia is a unique geopolitical phenomenon in comparison with other countries. This uniqueness is connected with the peculiarities of the geopolitical transformation and its geostrategic priorities. The process and results of modernization of Russia will largely depend on the choice of priorities adequate to the geopolitical position of the country. Geostrategic priorities of contemporary Russia can be considered in two dimensions: those dealing with the domestic and foreign policies.
The domestic component of the contemporary geostrategy of Russia is of paramount importance, because this is the origin of the main threats to its national security. Since the early 1990's, the component associated with the ensuring of territorial integrity and the strengthening of unity of the country dominated the internal geopolitics of the Russian Federation.
Foreign policy priorities are divided into global and regional ones. The main objectives of Russia in the solution of global problems are: the formation of a new world order, the rule of law in international relations, strengthening of the international security, international economic and environmental cooperation, international humanitarian cooperation and human rights, information support of foreign policy. CIS, Europe, USA, Asia, Middle East, Africa, Central and South America are among the regional foreign policy priorities of the utmost importance.
In general, it can be stated that the development and transformation of Russia's geostrategy will remain among the main factors that determine the pace of modernization.
DOLENKO Dmitry Vladimirovich, Doctor of Political Sciences, Full Professor, Head of the Department of Regional Studies and Political Science, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
MALCHENKOV Stanislav Aleksandrovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Regional Studies and Political Science, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная