А. А. Салатова. Миграция в регион: региональные проявления глобальных трендов
А. А. САЛАТОВА
МИГРАЦИЯ В РЕГИОН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ
САЛАТОВА Александра Александровна, аспирант кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета.
Ключевые слова: миграция, глобализация, иммиграция, трудовая миграция, Республика Татарстан Key words: migration, globalization, immigration, labor migration, Republic of Tatarstan
В статье анализируются проявления основных глобальных миграционных трендов применительно к ситуации в Республике Татарстан. Отмечено, что рост числа нелегальных мигрантов, интенсификация процессов трудовой миграции и изменения в квалификационной структуре мигрантов различаются по динамике и интенсивности своего проявления на локальном уровне.
The paper analyzes the main manifestations of global migration trends with respect to the situation in the Republic of Tatarstan. It is noted that the increase in the number of illegal migrants, intensification of the processes of labor migration and changes in the qualification structure of migrants differ in dynamics and intensity of its manifestation at the local level.
Глобальные геополитические изменения середины и второй половины XX в. повлекли за собой качественные трансформации структуры миграционных потоков. С развитием современных средств коммуникаций, транспорта, с упрощением бюрократических процедур пересечения государственных границ вовлеченной в миграционные процессы оказалась значительная часть населения планеты. Так, по данным ООН, в 2013 г. число международных мигрантов составило 232 млн чел., тогда как в 2000 г. их насчитывалось 175 млн чел., а в 1990 г. — 154 млн чел.1. С 2011 г. тройка стран-лидеров по количеству въезжающих в страну международных мигрантов остается неизменной: первое место занимают США, второе — Россия, третье — Германия2. Находясь в тренде основных тенденции в области миграции населения, Российская Федерация имеет свои объективные особенности, обусловленные особенностями геополитического, экономического положения каждого отдельно взятого ее региона. Иными словами, глобальные тренды имеют особенности своего регионального проявления в каждом субъекте страны.
Сложились несколько глобальных трендов в развитии процессов миграции населения. Рассмотрим ключевые из них, применительно к их проявлению на региональном уровне — в Республике Татарстан.
Интенсификация процессов трудовой миграции. Сегодня миграция рабочей силы и сопутствующие ей движения капитала во многом определяют формирование единого мирового пространства. Глобализация, способствующая мобильности рабочей силы, а также снижение численности населения трудоспособного возраста во многих развитых странах ведет к росту спроса на работников из развивающихся стран (Индия, Китай и др.), обладающих избыточным населением. Сегодня, по оценкам International Organization for Migration, 105 млн чел., работают за пределами страны своего рождения3. Рассматривая интенсификацию процессов трудовой миграции необходимо обратить внимание на два ключевых фактора, оказывающих существенное влияние на общую ситуацию.
Первый фактор — разрыв в уровне доходов между развитыми и развивающимися странами приводит к погоне за экономическим благополучием и, в значительной степени, формирует направленность процессов миграции. По данным на 2013 г. по уровню доходов на душу населения Россия опережала такие страны как Казахстан, Белоруссию, Азербайджан, что способствует интенсификации миграционных потоков из этих стран. На региональном уровне, по данным 2013 г., Республика Татарстан по уровню реальных денежных доходов опережала Марий Эл, Республику Чувашию, Ульяновскую область, Калмыкию и др. Для населения этих регионов Татарстан является миграционно привлекательным. Второй фактор — начавшееся масштабное сокращение трудоспособного населения, которое создает принципиально новую ситуацию на локальных рынках труда России. Согласно «Тезисам о внешней политике России на 2012—2018 гг.» потребности российской экономики и особенности текущего демографического состояния страны будут диктовать необходимость привлечения значительного числа трудовых мигрантов4. Необходимое количество мигрантов может составить порядка 10 млн чел. Такая ситуация может оказаться вполне вероятной, принимая во внимание прогноз Федеральной службы государственной статистики России, согласно которому численность трудоспособного населения страны к 2030 г. сократится на 10,3 млн чел.5
Однако анализ показателей коэффициента миграционного прироста на 10 тыс. чел. населения по трем федеральным округам, в целом показывает нисходящую динамику. Наиболее интенсивное сокращение миграционного прироста характерно для Северо-Кавказского округа, который также имеет самые высокие в России показатели безработицы. Для Республики Татарстан за последние 10 лет характерно сохранение уровня миграционного прироста, с тенденцией к его снижению с 2011 г. Подробнее динамика коэффициента миграционного прироста на 10 тыс. чел. показана на рисунке.
Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.
Динамика трудовой миграции в Татарстане, в сравнении с динамикой коэффициента миграционного прироста не отличается постоянством. Тенденция к увеличению числа иностранных работников в республике, наблюдавшаяся в 2005—2008 гг., начала восстанавливаться после всемирного финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. только в 2012 г. Это в первую очередь являлось следствием масштабных подготовительных работ к проведению Всемирной
летней универсиады, что подтверждается данными об увеличении прироста трудовых мигрантов в республику на 70 % в 2013 г. по сравнению с показателями 2012 г.6 В настоящее время со стороны органов власти наблюдается тенденция к сокращению квот на привлечение трудовых мигрантов в республику. Так в 2014 г. квота на привлечение трудовых мигрантов была сокращена в 10 раз и составила около 2 тыс. чел.7
По мнению А. С. Булатова, Россия становится центром притяжения мигрантов преимущественно из стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдова). Среди стран, из которых в Татарстан приезжает наибольшее количество трудовых мигрантов, лидируют Узбекистан, Турция, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия, Китай, КНДР. Определенные представления об интенсивности трудовой миграции в Республику Татарстан из стран мира дает анализ Приложения к приказу Роструда от 16 июля 2013 г. № 161 «Об утверждении уточненных сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2013 г.», где содержатся сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2013 г. в Татарстане. Предложения по количеству необходимых иностранных работников отражают только пожелания работодателей, их пропорциональное соотношение по странам показывает основные направления трудовой миграции в республику.
Миграция рабочей силы (из развивающихся стран в развитые государства) противоположна по направленности сопутствующему процессу движения капитала (развитые страны — развивающиеся). Поясним эту закономерность: каждый год трудовые мигранты посылают домой в развивающиеся страны значительные объемы денежных переводов для поддержания своих семей. По официальным оценкам, если в 2005 г. суммарный оборот этих денежных переводов составлял 160 млрд долл. США или 250 млрд долл. США — с учетом «неофициальных» переводов, то уже в 2013 г. по оценкам Всемирного банка 414 млрд долл. США было переведено в развивающиеся страны в виде денежных переводов и к 2016 г. ожидается, что эта сумма увеличится до 540 млрд долл. США8. В 2011 г. объем денежных переводов мигрантов из России в страны СНГ составил 16,2 млрд долл. США9. При этом сумма вывезенных средств посредством «хавалы» или цепочки личных контактов в 2007 г. составляла 18,2 млрд долл. США10. Однако не следует забывать о том, что по оценке независимых экспертов, на 1 руб., отосланный мигрантом на родину приходится 4—5 руб., оставляемых в России11.
Рост числа нелегальных мигрантов. Приведенные в статье показатели численности мигрантов базируются на оценке потоков легальной миграции, однако, помимо зарегистрированных мигрантов в России, как и в других странах мира, есть значительное число недокументированных мигрантов. Точно оценить масштабы нелегальной миграции достаточно сложно в виду того, что подавляющая часть иностранных граждан, приезжают на заработки временно, показатели их численности разрозненны и непостоянны. Например, по данным ФМС России, численность иностранных работников в январе — сентябре 2009 г. составила 2 024,0 тыс. чел. и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 133,0 тыс. чел. (на 6,2 %). Число незаконных мигрантов в России колеблется в пределах 1,5—12,0 млн чел.12 По наиболее объективным оценкам в стране незаконно находятся 3 млн иностранцев13.
При попытке оценить потоки нелегальной миграции наряду с объективно существующей сложностью проведения вычислений существует определенная путаница в терминологии. По общепринятому определению под нелегальной миграцией понимается миграция, осуществляемая с нарушением миграционного законодательства страны (незаконное пересечение границы, нарушение визового режима, наличие поддельных документов и др.). Однако отсутствие визового режима между Россией и рядом республик бывшего СССР позволяет потоку мигрантов попадать в страну легальными путями. В 2000-е гг. в зарубежной и отечественной науке стал более широко использоваться термин «недокументированная» или «неучтенная» миграция. Термин был предложен международными организациями, в том числе International Organization for Migration и Международной организацией труда, которые поддерживали идею о том, что многие трудовые мигранты, не имеющие разрешений на работу, зачастую прибывают в страны приема на законных основа-ниях14. Термин «недокументированная миграция» в настоящее время вошел в практику регулирования миграции и широко используется в нормативно-законодательных документах.
Проблема недооценки реальных миграционных потоков является весьма актуальной не только для России в целом, но и для Республики Татарстан в частности. Так, по данным УФМС России по Республике Татарстан, в 2011 г. республика выслала за пределы Российской Федерации 529 нелегальных мигрантов, в 2012 г. — 415 чел., за 9 месяцев 2013 г. число выдворенных мигрантов уже составило 1 192 чел.15 Более того, число правонарушений в сфере миграции, пусть и не значительно, но возрастает. Если в 2011 г. должностными лицами УФМС России по РТ за правонарушения в сфере миграции было составлено 18 179 протоколов об административных правонарушениях, то в 2012 г. этот же показатель составил 18 341, а за 9 месяцев 2013 г. — 14 36616. Характерно, что ежегодно официальная квота на выдачу разрешений на работу в республике выбирается не более чем на 40 %, при том что явных признаков дефицита в иностранной рабочей силе не наблюдается17.
Изменения в квалификационной структуре мигрантов. Общепринято, что мигранты имеют низкую квалификацию и претендуют на малоквалифицированные работы. Для трудовых мигрантов, как правило, отводятся работы качества «3D» по определению International Labor Organization — грязная, опасная и унижающая достоинство (dirty, dangerous, degrading). Иными словами, трудовым мигрантам, как правило, предлагаются рабочие места, на которые не претендуют местные рабочие. Однако Россия в отношении мигрантов повторяет скорее правило «песочных часов», заполняя самые нижние и самые верхние экономические страты18. При этом динамика структуры распределения иностранных работников по отраслям российской экономики отчетливо отражает общемировую тенденцию опережающего роста сферы услуг по сравнению со сферой материального производства. Так, в крупных городах России преобладающими сферами приложения труда нелегальных мигрантов становятся те, что связаны со строительными и ремонтными работами, деятельностью в сфере торговли и услуг. В Татарстане по заявленной потребности в иностранной рабочей силе на 2009 г., 55 % мигрантов были привлечены в строительство, 18 % — на транспорт, 8,7 % — в обрабатывающую про мышленность, 5,6 % — в торговлю и общепит19. Повышенный спрос на иностранную рабочую силу традиционно есть в сферах занятости с тяжелыми, опасными условиями труда и низким уровнем оплаты. Это можно объяснить наличием дефицита в рабочих массовых профессиях, являющегося результатом роста профессиональных притязаний россиян, непопулярностью ряда «синеворотничковых» специальностей, нежелание молодежи получать рабочую квалификацию и в дальнейшем работать по специальности.
В последние годы наметилась тенденция к росту потребности в трудовых мигрантах, имеющих высокопрофессиональную квалификацию. В Татарстане среди заявленных 23 460 должностей, на которые планировалось привлекать иностранных специалистов в 2013 г. 6,95 % составляли позиции, требующие высокого уровня образования и квалификации (главные бухгалтера, директора предприятий, ведущие инженеры, врачи, архитекторы, энергетики, начальники отделов). Общая заявленная потребность в высокопрофессиональных специалистах составила 1 631 чел. при средней заработной плате 25 тыс. руб. Для сравнения: в 2011 г. потребность в квалифицированных кадрах составляла 5,07 % от общей потребности в иностранных работниках или 1 351 чел. Эти показатели демонстрируют незначительное увеличение потребности в высококвалифицированных сотрудниках, однако такая тенденция демонстрирует растущее противоречие с тезисом о том, что трудовые мигранты не претендуют на позиции, которые могут быть закрыты отечественными специалистами. Проблема роста потребности в высококлассных иностранных сотрудниках, в силу своей многоаспектности, требует комплексного подхода, учитывающего как интересы и трудовые притязания жителей республики, так и объективные нужды предприятий.
В XXI в. наметившиеся тенденции растущей миграции и перемещения рабочих мест по всему миру в рамках глобальных цепей поставок позволяют высказать предположения о начале формирования нового глобального рынка труда. Место России в целом, и Республики Татарстан в частности, в формирующемся международном разделении труда будет зависеть от сложившихся практик по привлечению трудовых мигрантов и от локальных особенностей экономики, потребностей производства. Выдвинутый ООН тезис о том, что «международная миграция рабочей силы оказывает благоприятное воздействие на рост и развитие, как в странах-источниках рабочей силы, так и в странах назначения»20 нуждается в теоретико-методологическом осмыслении. Любое утверждения о благоприятном воздействии должно уравновешиваться анализом местных, национальных условий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Пресс-релиз ООН. URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/ migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf (дата обращения: 27.04.2014).
2 См.: Миграция и денежные переводы: цифры и факты — 2011: стат. справ. Изд-во Всемир. банка, 2011. 275 c.
3 См.: International Organization for Migration. URL: http://www.iom. int/cms/en/sites/iom/home/what-we-do/labour-migration.html (дата обращения: 26.05.2013).
4 См.: Тезисы о внешней политике России (2012—2018 гг.). URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=618#top (дата обращения: 06.08.2013).
5 См.: Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics-/publications/catalog/doc_1140095525812 (дата обращения: 06.08.2013).
6 См.: Марков А. Прирост трудовых мигрантов в Татарстане по сравнению с прошлым годом увеличился на 70 %. URL: http://www.iarex.ru/ news/35503.html (дата обращения: 05.06.2013).
7 См.: Казани сократили квоту на трудоустройство мигрантов более чем в 10 раз. URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/17/03/2014/911476.shtml (дата обращения: 27.04.2014).
8 См.: Всемирный банк: переводы мигрантов важнее иностранной помощи. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/migrant-remittances/1762811.html (дата обращения: 27.04.2014).
9 См.: Козловский В. Поназарабатывали тут. URL: http://www.rg.ru/2012/ 11/22/perevodi-site.html (дата обращения: 26.07.2013).
10 См.: Сухорукова Н. Миграционный нарост. URL: http://www.e-vid.ru/ index-m-192-p-63-article-24193.htm (дата обращения: 25.07.2013).
11 См.: Наумов И. Охота на мигрантов // Изв. Татарстана. 2013. № 30. 16—22 авг. C. 1.
12 См.: Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России. URL: http://www.demography.ru/xednay/demography/migration/illegalmukomel. html (дата обращения: 07.05.2013); Вяткина Н. Как из нелегальных мигрантов делают легальных // Наш дом Татарстан. 2008. № 1. С. 15; В аппарате Уполномоченного обсудили медико-социальные проблемы трудовой миграции в Республике Татарстан. URL: http://upch.tatarstan.ru/rus/index.htm/ news/133796.htm (дата обращения: 06.08.2013).
13 См.: Сухорукова Н. Миграционный нарост ...
14 Вяткина Н. Как из нелегальных мигрантов делают легальных ...
15 См.: Основные показатели деятельности УФМС России по Республике Татарстан. Статистические данные. URL: http://ufms.tatarstan.ru/rus/ statistika.htm (дата обращения: 12.09.2013).
16 Там же.
17 См.: В аппарате Уполномоченного обсудили медико-социальные проблемы трудовой миграции .
18 См.: Пить В.В. Коммуникативные стратегии иностранных работников в контексте протестного настроения населения. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всерос. социол. конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. 1 CD ROM.
19 См.: Козловский В. Поназарабатывали тут .
20 Доклад о мировом социальном положении, 2007 год: императив занятости. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2007/11/29/1483 (дата обращения: 06.08.2013).
Поступила 20.11.2013.
REFERENCES
1 Sm.: Press-reliz OON. URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/ migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf (data obrash-henija: 27.04.2014).
2 Sm.: Migracija i denezhnye perevody: cifry i fakty — 2011: stat. sprav. Izd-vo Vsemir. banka, 2011. 275 c.
3 Sm.: International Organization for Migration. URL: http://www.iom. int/cms/en/sites/iom/home/what-we-do/labour-migration.html (data obrash-henija: 26.05.2013).
4 Sm.: Tezisy o vneshnej politike Rossii (2012—2018 gg.). URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=618#top (data obrashhenija: 06.08.2013).
5 Sm.: Predpolozhitel'naja chislennost' naselenija Rossijskoj Federacii do 2030 g. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics-/publications/catalog/doc_1140095525812 (data obrashhenija:
06.08.2013).
6 Sm.: Markov A. Prirost trudovyh migrantov v Tatarstane po sravneniju s proshlym godom uvelichilsja na 70 %. URL: http://www.iarex.ru/news/35503. html (data obrashhenija: 05.06.2013).
7 Sm.: Kazani sokratili kvotu na trudoustrojstvo migrantov bolee chem v 10 raz. URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/17/03/2014/911476.shtml (data obrashhenija: 27.04.2014).
8 Sm.: Vsemirnyj bank: perevody migrantov vazhnee inostrannoj pomoshhi. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/migrant-remittances/1762811.html (data obrashhenija: 27.04.2014).
9 Sm.: Kozlovskij V. Ponazarabatyvali tut. URL: http://www. rg.ru/2012/11/22/perevodi-site.html (data obrashhenija: 26.07.2013).
10 Sm.: Suhorukova N. Migracionnyj narost. URL: http://www.e-vid.ru/ index-m-192-p-63-article-24193.htm (data obrashhenija: 25.07.2013).
11 Sm.: Naumov I. Ohota na migrantov // Izv. Tatarstana. 2013. № 30. 16—22 avg. C. 1.
12 Sm.: Mukomel' V. Jekonomika nelegal'noj migracii v Rossii. URL: http:// www.demography.ru/xednay/demography/migration/illegalmukomel.html (data obrashhenija: 07.05.2013); Vjatkina N. Kak iz nelegal'nyh migrantov delajut legal'nyh // Nash dom Tatarstan. 2008. № 1. S. 15; V apparate Upolnomoch-ennogo obsudili mediko-social'nye problemy trudovoj migracii v Respublike Tatarstan. URL: http://upch.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/133796.htm
(data obrashhenija: 06.08.2013).
13 Sm.: Suhorukova N. Migracionnyj narost .
14 Vjatkina N. Kak iz nelegal'nyh migrantov delajut legal'nyh .
15 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UFMS Rossii po Respublike Ta-tarstan. Statisticheskie dannye. URL: http://ufms.tatarstan.ru/rus/statistika. htm (data obrashhenija: 12.09.2013).
16 Tam zhe.
17 Sm.: V apparate Upolnomochennogo obsudili mediko-social'nye problemy trudovoj migracii .
18 Sm.: Pit' V.V. Kommunikativnye strategii inostrannyh rabotnikov v kon-tekste protestnogo nastroenija naselenija. Sociologija i obshhestvo: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie: materialy IV Ocherednogo Vseros. sociol. kongressa / ROS, IS RAN, AN RB, ISPPI. M.: ROS, 2012. 1 CD ROM.
19 Sm.: Kozlovskij V. Ponazarabatyvali tut .
20 Doklad o mirovom social'nom polozhenii, 2007 god: imperativ zanjatosti. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2007/11/29/1483 (data obrashhenija: 06.08.2013).
A. A. Salatova. Migration to a Region: Local Manifestations of Regional Trends
Global geopolitical changes in the middle and the second half of the twentieth century led to a qualitative transformation of the structure of migration flows. With the development of modern means of communications, transport, simplification of bureaucratic procedures of crossing state borders, a significant part of the population of the planet became involved in migration processes. So, according to the World Bank, in 2011, more than 215 million inhabitants of the earth were migrants and the leader by the number of migrants entering the country were the United States, the runner-up was Russia, and Germany was the third.
Currently, the following main global migration trends are formed: the growing number of illegal migrants, intensification of processes of labor migration, changes in the qualification structure of migrants. While in the trend of the main tendencies in the field of migration of the population, the Russian Federation has constituent regions of heterogeneous levels ofsocio-economic development and geopolitical position. In this respect, global trends have peculiarities of their local manifestations in every region of the country.
The paper analyzes the main manifestations of the global migration trends with respect to the situation in the Republic of Tatarstan. Tatarstan is a well developed region of Russia, actively involved in the world socioeconomic and cultural processes in terms of the volume of foreign trade turnover, availability of free economic zones, representative offices and branches of foreign companies; participation in the world cultural and sports events (Festival of Islamic Cinema, World Summer Universiade); inflow of foreign workers to the regional labor market; establishment of representative offices of the Republic abroad, etc. The considered trends differ in the dynamics and intensity of their manifestation at the local level; however, being relative stable, they have a significant cumulative impact on the situation in the Republic.
SALATOVA Aleksandra Aleksandrovna, Postgraduate, Department of Sociology, Kazan (Volga) Federal University (Kazan, Russian Federation).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная