Л. П. Васильева. Особенности и проблемы управления сбалансированного развития региональных социально-экономических систем
Л. П. ВАСИЛЬЕВА
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ВАСИЛЬЕВА Людмила Петровна, профессор кафедры экономики и управления Вологодского института бизнеса, кандидат экономических наук, доцент.
Ключевые слова: управление регионом, проблемы, задачи государственного регулирования, концепция региональной политики
Key words: administration of a region, problems, tasks of state regulation, concept of regional policy
В статье рассмотрены некоторые вопросы управления региональной социально-экономической системой. Осуществлена попытка анализа системных проблем регионального управления.
The paper considers some issues of management of a regional socioeconomic system. An attempt to analyze the system problems in regional administration was undertaken.
Российской Федерации всегда была характерна дифференциация в развитии ее регионов. В последние годы увеличились различия в уровне благосостояния большей части населения, дезинтеграция экономического пространства и реакции на кризисные явления. Различия среднедушевого ВРП в регионах страны составляют 24 раза. Этим в основном определяется отличие социального и политического положения благополучных и проблемных территорий.
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими мировые тенденции и внутренние барьеры развития1. Первый вызов — усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Второй вызов — ожидаемая новая волна технологических изменений, существенно усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая традиционные факторы роста. Третий вызов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами — это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов (рабочей силы, топлива, электроэнергии).
Социально-экономическое развитие региона — основная функция органов государственной власти региона. Особенно актуальной она становится во время кризиса и структурных изменений. К сожалению, региональные органы управления чаще действуют, как «пожарная команда». Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов отодвигаются на задний план2.
Регион является социально-экономической системой, обладающей свойствами открытости, сложности, динамичности, многоуровневости. Его сбалансированное территориальное и ресурсное развитие предполагает способность противостоять внешним возмущениям общественной системы, повышать уровень и качество жизни населения, а также территориальную конкурентоспособность. Поэтому понимание сути и условий сбалансированности является ключевым и жизненно необходимым для развития территории3.
Проблемы регионального развития являются сейчас одним из ведущих направлений, так как формирование государственной региональной политики во многом определяет курс развития страны в целом. Дифференциация регионов требует различных подходов к анализу функционирования и управления. Россия имеет сравнительно небольшой опыт градации регионального развития отдельных территорий, так как на протяжении 70 лет навязывание плановой экономики влекло за собой подавление региональной самостоятельности, деградацию инновационности и новаторства, так как существование плановой экономики полностью отрицало необходимость самостоятельного развития и совершенствования.
Мировая и российская экономики переживают один из сложнейших периодов в новейшей истории. Экономическое пространство и его региональные сегменты находятся в деформационном состоянии, вызванном условиями посткризисного развития, политической нестабильностью, низкой эффективностью развития предпринимательского сектора и т. д. Поэтому комплексное изучение социально-экономических проблем региона должно проводиться как изучение целостной природно-хозяйственной системы, являющейся частью глобальной экономической системы.
Строение региональной социально-экономической системы базируется на организационных связях (институтах регулирования, управления, контроля и др.), которые представляют собой институциональную инфраструктуру, где основное место занимает управление.
Выполнение управленческой функции может осуществляться двумя методами: институциональным и директивным. Как показывает практика экономически развитых стран, наиболее эффективными являются плавные меры политики регионального развития, включающие формирование и поддержку региональных институтов, межрегионального партнерства, государственно-частных ассоциаций. Именно такие формы поддержки позволяют в большей степени задействовать неформальные институты и опираться на них. Кроме того, они создают условия для того, чтобы региональные группы интересов оказались вовлечены в процесс принятия и исполнения решений.
Проблемы трансформации государственной региональной политики и ее адаптации к современным реалиям стоят весьма остро, так как в отличии от других эта проблема не локализована в экономической, социальной или политической сфере, она охватывает все сферы системы и осложняет институциональные процессы4.
Региональная система функционирует как единый механизм. Каждый его элемент выполняет определенную функцию для того, чтобы система обеспечила свое целевое назначение. Соответственно и управление такой системой должно быть целостным. Однако на практике территория функционирует целостно, а ее управление осуществляется по частям. За функционирование и развитие системы, как правило, отвечает один человек, на уровне региона — это губернатор. Он не может один осуществлять управление территориальным развитием, поэтому назначает ответственных и делегирует им полномочия по управлению определенными видами деятельности, процессами, территориями. Создается определенная организационная структура управления. Осуществляя управление одного структурного подразделения, руководитель старается обеспечить ему эффективное развитие, не заботясь при этом об общем результате. Это ведет к локальной эффективности. Известно, что сумма локальных эффективностей элементов системы не равна общей эффективности всей системы. Управление организацией «по частям» приводит к появлению системных ограничений, что влияет на обеспечение стабильности функционирования и непрерывности развития организации. Появляется субоптимизация системы, когда улучшение одного элемента осуществляется за счет другого или всей системы, что приводит к нарушению системной логики и появлению системных ограничений.
На основе вышеизложенного становится очевидной проблема целостности управления регионом и отсутствие такой возможности из-за сложившихся подходов к управлению. Поэтому при обеспечении сбалансированного и устойчивого развития устранение системных ограничений за счет целостного управления является актуальной задачей.
Не менее важной проблемой является адекватность управления. Она заключается в том, что при достижении региональной системой основных целей (функционирование, самосохранение и развитие) возникает необходимость обеспечения стабильности ее функционирования, минимизации рисков, которые могут возникнуть при внедрении инновационных управленческих методов, и адаптации к изменяющимся условиям и факторам, вынуждающим субъект управления искать эффективные управленческие решения.
Также системной проблемой управления является проблема организационного развития управления. В соответствии с теорией жизненного цикла любая организация развивается поэтапно. Организационное развитие — это концепция инициирования, планирование реализации долгосрочных процессов, направленных на развитие. Любая организация функционирует и развивается по определенным законам и в каждый момент времени отличается набором отличительных признаков. Так как организация не может существовать без системы управления, то с созданием организации создается система управления, также имеющая набор отличительных
особенностей, характерных для любой организации находящейся на таком же уровне развития. Организационное управление является одним из элементов организационного развития и представляет для нас особый интерес, так как оно является ключевой составляющей и влияет на остальные аспекты организационного развития (развитие материальных активов, трудовых ресурсов и т. д.).
По сравнению с другими социально-экономическими системами регион региональная система развивается более медленно. Сегодня она находится на этапе самоорганизации и саморазвития. Завершение каждого этапа организационного развития соответствует завершению этапа управления, характеризующимся кризисным состоянием.
Управление регионом подчинено определенным закономерностям. При принятии управленческих решений органами региональной власти на различных уровнях управления может возникнуть проблема внедрения управленческих подходов, методов и технологий, которые не соответствуют существующему в организации уровню организационного развития.
Важной системной проблемой является осуществление эффективного внутреннего мониторинга. Цель его проведения — выявление системных несоответствий в управлении регионом и причин их появления. Мониторинг региона осуществляется по разным сферам деятельности. Инвестиции, инновации, трудовые ресурсы региона и др. не дают целостной оценки функционирования и развития региона.
Повышение эффективности мониторинга предполагает интеграцию анализа всех аспектов деятельности, влияющих на устойчивость развития территории. Разработка методики проведения комплексного мониторинга региона и эффективности его управления является одной из актуальных задач.
Основной задачей регионального развития является сглаживание межрегиональной дифференциации и повышение уровня жизни населения. Огромное значение в этом процессе имеет политика региональных и федеральных властей. Анализ периода активных экономических преобразований последних лет свидетельствует о том, что социальные потери России достигли значительного уровня.
Также затрудняет эффективное развитие региональных социально-экономических систем несовершенство экономической инфраструктуры. В современных условиях она рассматривается как общественно-рыночный институт, формирующий единое экономическое пространство страны. Глобальный экономический кризис диагностировал слабые стороны региональной экономической инфраструктуры в части обеспечения экономики необходимыми ресурсами. Это проявилось в деформации банковского сектора, но больше всего пострадал самый перспективный экономический кластер — предпринимательский, лишенный финансового и законодательного обеспечения.
Точное представление о проблемах развития региона облегчает принятие стратегических и тактических управленческих решений. Экспертиза и ранжирование проблем по степени важности позволяет определить проблемную область сбалансированного развития исследуемого объекта.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. URL: http:// www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/documents/document8371. shtml (дата обращения: 15.12.2013).
2 См.: Дмитриев Ю.А. Васильева Л.П., Толоконникова Н.С. Принципы и инструменты формирования социально-экономической политики региона — 2013 / под общ. ред. Дмитриева Ю.А. Владимир: «Собор», 2013. 201 с.
3 См.: Герасимов А.Н. Проблемы функционирования и развития региональных социально-экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2. С. 27—31.
4 См.: Сыров А.Н. Методологические аспекты территориальной политики в регионе // Экономика региона. 2008. № 2. С. 241—247.
Поступила 13.01.2014.
REFERENCES
1 Prognoz social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020—2030 godov. Prilozhenie k Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. URL: http://www. socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/documents/document8371.shtml (data obrashhenija: 15.12.2013).
2 Sm.: Dmitriev Ju.A. Vasil'eva L.P., Tolokonnikova N.S. Principy i instrumenty formirovanija social'no-jekonomicheskoj politiki regiona — 2013 / pod obshh. red. Dmitrieva Ju.A. Vladimir: «Sobor», 2013. 201 s.
3 Sm.: Gerasimov A.N. Problemy funkcionirovanija i razvitija regional'nyh social'no-jekonomicheskih sistem // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 2. S. 27—31.
4 Sm.: Syrov A.N. Metodologicheskie aspekty territorial'noj politiki v regione // Jekonomika regiona. 2008. № 2. S. 241—247.
L. P. Vasilieva. Features and Issues of Management of Balanced Development of Regional Socio-Economic Systems
Intensification of processes of globalization of the economic space, the ongoing manifestations of the global economic crisis, and the growing regional differentiation are accompanied by system features and problems that suggest the need for increasing the efficiency of management systems at the federal and regional levels.
The paper focuses on the problems in the administration system of a region: lack of integrity and adequacy of control; external and internal factors are not taken into account; there is no goal of organizational development of administration; lack of effectiveness in the internal monitoring of the management system.
Ignoring the solution of the above mentioned problems has led to high social and territorial asymmetry, imperfection of economic infrastructure, resistance to external influences. Identification and systematization of the problems of development and management of the regional socio-economic system increases the efficiency of the management process through strategic and tactical decisions that will affect the balanced and sustainable development of the territory.
VASILIEVA Lyudmila Petrovna, Candidate of Economic Sciences, Docent, Professor at the Department of Economics and Administration, Vologda Business Institute (Vologda, Russian Federation).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная