С. Г. Ушкин. Тональность дискурсов национальной (этнокультурной) политики в средствах массовой информации Приволжского федерального округа

С. Г. УШКИН

ТОНАЛЬНОСТЬ ДИСКУРСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ) ПОЛИТИКИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА1

УШКИН Сергей Геннадьевич, аспирант кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: дискурс, национальная политика, этнокультурная политика, средства массовой информации

Key words: discourse, national policy, ethno-cultural policy, mass media В статье рассматриваются проблемы национального (этнокультурного) дискурса в средствах массовой информации Приволжского федерального округа. Проанализирована тональность публикуемых материалов, рассмотрены их структурные и содержательные особенности.

The paper considers issues of national (ethnic and cultural) discourse in mass media of the Volga Federal District. The tone of the published materials is analyzed, their structure and content features are considered.

В декабре 2012 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан Указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Текст документа направлен на «обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан»2.

В соответствии с требованиями Указа Правительством Российской Федерации был разработан план мероприятий по приоритетным направлениям национальной политики, состоящий из 82 пунктов. По мнению кабинета министров, «реализация плана мероприятий будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, развитию языкового и этнокультурного многообразия Российской Федерации, популяризации истории и культур народов России, профилактике и раннему предупреждению конфликтов в сфере межэтнических отношений»3.

Особое внимание в этом плане уделяется поддержке средств массовой информации (СМИ), поскольку они представляют собой мощный инструмент сохранения гармонии и согласия в многонациональном российском обществе. В рамках информационного обеспечения национальной (этнокультурной) политики предполагается реализация 16 мероприятий, которые должны минимизировать появление в прессе и на телевидении сообщений, способствующих разжиганию межнациональных конфликтов.

Приволжский федеральный округ (ПФО) входит в число наиболее плотно населенных территорий Российской Федерации и отличается своей многонациональностью и поли-конфессиональностью. В состав округа входят 14 субъектов, при этом во многих из них в течение длительного времени этнокультурная политика характеризовалась «значительным разнообразием и не во всем совпадает с официально декларируемой федеральным центром моделью»4. За последний год на территории округа произошло несколько резонансных событий, которые заметно актуализировали вопросы национальной (этнокультурной) политики. Среди них наиболее крупным стали бунт в Пугачеве (Саратовская область) после убийства десантника, в котором обвиняют чеченцев, и массовая драка в Нурлате (Татарстан), где участвовали татары, русские и дагестанцы. Вскоре после этого во всех регионах Приволжского федерального округа при органах государственной власти были созданы общественные советы по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений, одной из приоритетных задач которых выступает гармонизация отношений между представителями различных национальностей и религиозных движений5.

Рассмотрение дискурса национальной (этнокультурной) политики в СМИ ПФО представляется весьма актуальным ввиду высокого их манипулятивного потенциала, т. е. возможностям целенаправленного управления общественным мнением6, ибо любой политический текст создается для «убеждения в некоторой позиции, презентации тех или иных фактов в определенном свете, побуждения к действию»7.

Объект нашего исследования — дискурс национальной (этнокультурной) политики в СМИ ПФО, предмет — тональность публикуемых в них материалов (позитивная, нейтрально-сдержанная и негативная). Эмпирический материал представляют размещенные в открытом доступе публикации новостных и информационных порталов, отобранные в соответствии с упоминанием словосочетаний «национальная политика» или «этнокультурная политика». В ходе анализа нами изучен ряд региональных СМИ («Время Н», «Известия Мордовии», «Татар-информ», «Улпресса» и т. д.). Были рассмотрены упоминания о национальной (этнокультурной) политике на протяжении года, начиная с сентября 2012 г. и заканчивая сентябрем 2013 г.

В процессе исследования нам удалось обнаружить за год только десять поисковых запросов по ключевым словам «национальная политика» или «этнокультурная политика» в СМИ ПФО. Освещение этого вопроса производилось в Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях, а также республиках Башкортостан, Мордовия и Татарстан. В остальных субъектах ПФО дискурс по теме национальной (этнокультурной) политики либо не ведется, либо присутствует латентно.

Базисным методом исследования был дискурс-анализ, который широко используется социальными науками для оценки того, что «характерно для данной речи и только для нее, выявляющего весь спектр отношений и интересов, стоящих за словом»8. Иными словами, он не только позволяет детально рассмотреть лингвистические особенности формирования текста, но и проанализировать настроения в сфере национальной (этнокультурной) политики, выявить их взаимосвязь с социальными изменениями9.

Представленные в СМИ материалы можно ранжировать в зависимости от тональности их содержания. Однако необходимо отметить тот факт, что число позитивных сообщений существенно превышает количество негативных. Репрезентация дискурса национальной (этнокультурной) политики в зависимости от позитивного, нейтрально-сдержанного и негативного характера отношения авторов текстов весьма показательна.

Позитивный дискурс. Большинство заголовков представляют собой лаконично сформированные идиомы «многонационального государства» и «содружества народов», представляющими основные тезисы национальной (этнокультурной) политики. Здесь мы можем выделить материалы с такими заголовками: «Межнациональное согласие — фактор социальной стабильности», «Дружба народов — не абстрактное понятие» и т. д.

Значительная часть заголовков носит описательный характер и рапортует о складывающейся ситуации в сфере национальных (этнокультурных) отношений. Примером выступают такие материалы, как «Межнациональные отношения в Нижегородской области построены самым лучшим образом», «Время искать общий язык» и т. д.

Заголовки статей содержат четкий коммуникативный месседж, который, во-первых, направлен на формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, а, во-вторых, на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Основное их предназначение заключается даже не в том, чтобы заинтересовать широкую публику. Они являются своеобразным «рупором» действующей власти, цель которого — доведение до широких слоев населения в форме тезисов основных положений национальной (этнокультурной) политики. Иначе говоря, функция подобных материалов является преимущественно идеологической.

В содержании публикаций особым образом выделяется отношение к вопросам национальной (этнокультурной) политики со стороны лидеров общественного мнения, которыми выступают федеральные и региональные политики, экспертное сообщество, ученые. Обращает на себя внимание, что тексты статей, хотя и содержат понятия «согласие», «стабильность», «дружба», «межнациональная политика», многонациональность», однако гораздо чаще в материалах поднимается тема миграции, которая прямо или косвенно обозначается как приоритетная для информационного сообщения.

Необходимо отметить, что основой позитивного дискурса является новость-событие, представляющая собой официальную хронику, репортаж с места событий (заседания экспертных групп, проведение научных конференций и т. д.), пресс-релиз. Нередко среди этих материалов мы можем встретить интервью. Поэтому для текстов подобного рода наиболее характерен дескриптивный дискурс, предполагающий освещение реального положения дел в области национальной (этнокультурной) политики. На втором уровне анализа материалов в большинстве случаев мы можем обнаружить понимание дискурса, сформированного посредством идеологической составляющей.

Если мы рассмотрим каждый из представленных материалов на уровне речевых актов, то увидим, что чаще всего публикации начинаются с ассертива-утверждения. В частности, «Межнациональные отношения стали предметом обсуждения представителей органов государственной власти РМ, федеральных силовых ведомств, руководителей региональных национально-культурных автономий и некоммерческих общественных организаций»; «В областном центре завершилась II Международная научная конференция, посвященная вопросам этнокультурного взаимодействия»; «19 ноября 2012 года главный федеральный инспектор по Самарской области Алексей Бендусов провел рабочую встречу с директором Московского Бюро по правам человека, членом экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, членом совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александром Бродом».

Основная текстовая часть также состоит из ассертивов-утверждений — фактологической информации, прямых и косвенных цитат, федеральных и региональных политиков, которые представляют собой соотнесение абстрактной категории «национальная (этнокультурная) политика» с реальным политическим процессом и действиями политических акторов. При этом особый упор делается на акцентуацию того, что событийный контекст санкционирован «сверху».

Заканчиваются публикации комиссивом-обещанием, комис-сивом-утверждением плана будущих действий или декларацией намерений. В речевых актах материалов региональных СМИ мы обнаруживаем следующие примеры: «чтобы в дальнейшем не допустить повторения подобных инцидентов, необходимо тщательнее контролировать миграционные процессы», «перед учеными этнологами и представителями власти стоит много вопросов об их (мигрантов) социокультурной адаптации» и т. д. Немаловажным является тот факт, что дискурс происходит на основании перфекционизма — убежденности в том, что совершенствование национальной (этнокультурной) политики является той целью, к которой стремится государство и региональные власти. Структурно во многих текстах мы наблюдаем триаду «месседж о состоянии дел ранее — месседж об осуществленных мероприятиях — месседж об улучшении положения дел в сфере национальной политики».

Журналисты стремятся не просто вступить в контакт с читательской аудиторией, донести до нее важную информацию о национальной (этнокультурной) политике, но и оказать некое влияние на общественное мнение и духовные ценности, интегрировать в ментальную сферу понятия гармонизации этнокультурных отношений и гражданского самосознания.

Нейтрально-сдержанный дискурс. Вновь обратимся к анализу заголовков. Здесь наиболее отличается от других статей публикация «Пятая графа для Ульяновской области». Словосочетание «пятая графа» отсылает нас к выражению, употребляемому в переносном смысле для обозначения национальности в официальных документах как факта принадлежности к той или иной национальной общности. Можно констатировать, что заголовок информирует нас о том, что в тексте статьи будет пристально рассматриваться национальный вопрос, при этом отсутствуют позитивные или негативные коннотации. Эта статья является в большей степени аналитическим, чем новостным материалом и представляет собой размышления автора по проблемам национальной (этнокультурной) политики. При этом начинается она с экспрессива-утверждения, который посвящен раскрытию проблемы межнациональных отношений на территории Российской Федерации, плавно переходя к рассмотрению того, как решается национальный вопрос в Ульяновской области.

Структурно статья разделена на три смысловых блока, имеющих следующие подзаголовки: «Погромов не было», «Есть нелегалы», «В Багдаде все спокойно». Основная часть статьи представляет собой ассертив-утверждение, где мы можем обнаружить собственные наблюдения автора, статистическую информацию о регионе и цитаты экспертов в области национальной (этнокультурной) политики. В частности, в тексте статьи фигурируют такие выражения, как

«считает председатель региональной еврейской национально-культурной автономии Игорь Дабакаров», «заявил прокурор области Сергей Хуртин», что свидетельствует об отнюдь не дилетантском подходе журналиста к описываемому сюжету, поскольку эти два человека имеют в регионе определенный вес.

Публикация заканчивается выводом о том, что, несмотря на пристальный контроль национального вопроса в Ульяновской области со стороны региональных властей, проблема межнациональных отношений имеет место. Поэтому автор, подытоживая все вышесказанное, использует экспрессив-предложение, которое заключается в призыве быть терпимее друг к другу и уважать чужую культуру.

Особо стоит подчеркнуть тот факт, что с понятием «национальная (этнокультурная) политика» в материале четко сопряжено понятие миграции. Это фиксируется еще в лиде статьи, который позволяет читателю выделить три актора, провоцирующих межэтническую напряженность: чеченцев, дагестанцев и кавказцев. В дальнейшем содержание статьи конструируется вокруг лиц кавказской национальности, однако существенных поводов для беспокойства не наблюдается.

Автор статьи вступает в процесс коммуникации с массовой аудиторией, оставляя ей место для дальнейших размышлений и призывает к толерантности. В материале мы наблюдаем смешение нескольких стилей: разговорного, публицистического и официально-делового. Подобное смешение позволяет держать читателя в тонусе и стремится в полной мере выполнить свою функцию по воздействию на характер и меру информированности по общественным проблемам.

Негативный дискурс. Мы можем особо выделить статью, которая ставит под вопрос национальную (этнокультурную) политику в Республике Башкортостан. В ее названии — «Краеугольный камень идеологии башнационализма — Антитатаризм» — четко выделены две антагонистичные стороны: башкиры и татары. Текст публикации содержит описание проблемной ситуации, которая заключается в том, что татарское население угнетает коренных башкирских жителей. В частности, это касается национальных обрядов, языка и культуры. Основной месседж заключается в том, что татары проводят крупномасштабную экспансию в отношении башкир. При этом особо подчеркивается, что в этом виновата властная элита, которая включает в себя представителей татарской национальности, активно продвигающих свои правила и законы на территории субъекта Российской Федерации.

Характер этой статьи является экспрессивно-утверждающим, поскольку автор делает упор на то, что татарские политики тесно связаны между собой и все противоборствуют решению национального башкирского вопроса. В качестве вывода используется экспрессив-предложение, которое заключается в том, чтобы башкирский народ активно начал противостоять татарской диаспоре, имеющей рычаги управления в регионе. Особую обеспокоенность автора вызывает национальный язык, поскольку ввиду «татаризации» республики его дальнейшая судьба находится под вопросом.

Можно констатировать, что фигурирующие в материале обороты формируют у читателя чувство тревоги и экзистенциальное чувство опасности за свой народ (естественно, в данном случае основной аудиторией коммуникативного месседжа выступают башкиры). Призывов к разжиганию национальной розни эта статья не содержит. Однако четко фиксируется необходимость ведения политической борьбы для сохранения самобытности и уникальности народа Башкирии.

Таким образом, несмотря на то, что тема национальной (этнокультурной) политики заметно актуализировалась в течение последнего года, адекватной реакции со стороны региональных СМИ в ПФО за редким исключением не последовало. Следовательно, информация о реализации плана Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. не нашла широкого отклика в СМИ. На основе этого мы можем говорить о том, что региональные власти не всегда имеют желание привлекать внимание общественности к проблемам национальной (этнокультурной) политики, поскольку во многих субъектах Российской Федерации действуют свои стратегии, часто ориентированные на два взаимоисключающих направления: поддержание и развитие этнической и общероссийской идентичностей.

Репрезентация национальной (этнокультурной) политики в СМИ ПФО наиболее часто происходит в терминах «миграция» и «миграционная политика». При этом даже в статьях, выполненных в позитивной тональности, фиксируется обеспокоенность авторов этими вопросами. Таким образом, разрешение возникающих миграционных проблем в зеркале многих изданий «является составляющей этнокультурной политики»10.

Если рассматривать содержательную сторону дискурса национальной (этнокультурной) политики в СМИ ПФО, то мы увидим, что чаще всего публикуемые материалы выполнены в позитивной тональности и направлены на формирование и выработку принципов межнационального согласия и культурного единства. В настоящее время можно констатировать о том, что серьезные информационные конфликты на почве национальной (этнокультурной) политики отсутствуют, а дискурсивного поля по этому вопросу не наблюдается. Однако необходимо отметить тот факт, что реализация стратегии государственной национальной политики России возможна только в период социально-политической устойчивости, которая, как хочется верить, «наступила на российском геополитическом пространстве после череды различного рода манипулятивных натисков»11.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Соглашение 8004. «Социальные факторы межэтнического и межконфессионального согласия в полиэтническом регионе».

2 Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. № 1666.

3 Распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013—2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 15 июля 2013 г. № 1226-р.

4 См.: Богатова О.А., Долгаева Е.И. Этнокультурная политика в регионе: интеграция институциональных факторов формирования межэтнических отношений // Регионология. 2011. № 1. C. 197.

5 См.: Во всех регионах Приволжского федерального округа при органах государственной власти созданы общественные советы по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. URL: http://www. genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-84015 (дата обращения: 11.10.2013).

6 См.: Никитина К.В. Политический дискурс СМИ и его особенности, создающие предпосылки для манипуляции общественным сознанием // Управление обществ. и экон. системами. 2006. № 2. C. 8.

7 См.: Левшенко Ю.И. Политический дискурс в СМИ и легитимация власти в контексте социально-политических изменений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 3. С. 112.

8 Бушев А.Б. Элементы дискурс-анализа для оценки манипуляции в глобальных средствах массовой коммуникации // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2009. № 6а. С. 301.

9 См.: Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. М.: Гуманит. центр, 2008. С. 19.

10 См.: Мусин Д.А., Василенко Ю.В. Региональные модели этнокультурной политики как предмет сравнительного анализа // ARS ADMINISTRANDI. 2010. № 1. С. 52.

11 См.: Воронкова О.А. Дискурс-анализ: риторические и метариторические приемы коммуникации // Социология: 4М. 2007. № 25. С. 69.

Поступила 18.10.2013.

REFERENCES

1 Stat'ja podgotovlena v ramkah FCP «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009—2013 gody. Soglashenie 8004. «Social'nye faktory mezhjetnicheskogo i mezhkonfessional'nogo soglasija v polijetnicheskom regione».

2 Ukaz Prezidenta RF «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» ot 19 dekabrja 2012 g. № 1666.

3 Rasporjazhenie «Ob utverzhdenii plana meroprijatij po realizacii v 2013—2015 godah Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj

Federacii na period do 2025 goda» ot 15 ijulja 2013 g. № 1226-r.

4 Sm.: Bogatova O.A., Dolgaeva E.I. Jetnokul'turnaja politika v regione: integracija institucional'nyh faktorov formirovanija mezhjetnicheskih

otnoshenij // Regionologija. 2011. № 1. C. 197.

5 Sm.: Vo vseh regionah Privolzhskogo federal'nogo okruga pri orga-nah gosudarstvennoj vlasti sozdany obshhestvennye sovety po problemam mezhnacional'nyh i mezhkonfessional'nyh otnoshenij. URL: http://www. genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-84015 (data obrashhenija: 11.10.2013).

6 Sm.: Nikitina K.V. Politicheskij diskurs SMI i ego osobennosti, sozdajush-hie predposylki dlja manipuljacii obshhestvennym soznaniem // Upravlenie obshhestv. i jekon. sistemami. 2006. № 2. C. 8.

7 Sm.: Levshenko Ju.I. Politicheskij diskurs v SMI i legitimacija vlasti v kontekste social'no-politicheskih izmenenij // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 3. S. 112.

8 Bushev A.B. Jelementy diskurs-analiza dlja ocenki manipuljacii v global'nyh sredstvah massovoj kommunikacii // Vestn. Burjat. gos. un-ta. 2009. № 6a. S. 301.

9 Sm.: Fillips L., Jorgensen M.V. Diskurs-analiz. Teorija i metod. M.: Gumanit. centr, 2008. S. 19.

10 Sm.: Musin D.A., Vasilenko Ju.V. Regional'nye modeli jetnokul'turnoj politiki kak predmet sravnitel'nogo analiza // ARS ADMINISTRANDI. 2010. № 1. S. 52.

11 Sm.: Voronkova O.A. Diskurs-analiz: ritoricheskie i metaritoricheskie priemy kommunikacii // Sociologija: 4M. 2007. № 25. S. 69.

S. G. Ushkin. Tone of the Discourse of National (Ethno-Cultural) Policy in Mass Media of the Volga Federal District

The paper considers the discourse of national (ethno-cultural) policy in mass media of the Volga Federal District. The topic was examined due to the fact that several conflicts were registered last year.

Discourse practices possess highly manipulative potential and aim to persuade a reader in a certain point of view, to present facts in a certain perspective, to motivate to action. To explore this potential, a sociological research was carried out devoted to the study of the discourse of ethno-cultural policy in mass media of the Volga Federal District in the context of the tone of published materials. The empirical base was made of selected articles from news and information websites in public domain which used the word combinations «national policy» or «ethno-cultural policy». The period to be analyzed was from September 2012 to September 2013.

The results showed that the discourse of ethno-cultural policy in mass media of the Volga Federal District is practically not formed and there are also no clearly expressed information conflicts on this issue. Most often the published materials are made in a positive tone and are aimed at the formation and development of principles of international understanding and cultural unity. Thus, we can say that there are no significant information conflict resulting from the ethno-cultural policy, as well as no discursive field on this issue was observed.

USHKIN Sergei Gennadievich, Postgraduate, Department of Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная