В. А. Кибенко. Нравственные императивы в социальной и духовной сфере информационного социума
В. А. КИБЕНКО
НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ В СОЦИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОЦИУМА
КИБЕНКО Валерий Александрович, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Ключевые слова: нравственность, противоречивость, мирочувствование, межфреймовые связи, глобализация, ценностое воздействие, единый организм цивилизации, сетевые коммуникации, доминанты, личностные смыслы Key words: morality, contradictoriness, sensation of the world, inter-frame connections, globalization, value exposure, single organism of civilization, network communications, dominants, personal meanings
В статье анализируется соотношение нравственности в управлении материального, социального и духовного состояния культуры социума, а также способы управления информационными системами в социокультурной сфере.
The paper examines the correlation of morality in management of the material, social and spiritual conditions of a society culture as well as the ways of management of information systems in the social sphere.
Принципиальным является вопрос о соотношении нравственности в управлении материального, социального и духовного состояния культуры социума. Это обусловлено тем, что ценностно-нормативный вакуум, характерный для периодов возрастания социальной аномии существенно ослабляет нормативное социальное регулирование, вследствие непоследовательности, противоречивости и неопределенности государственной политики социально-экономического и духовного развития. Темпы социального, научно-технического прогресса иногда порождают девиантное поведение людей в нем1. В связи с этим нравственный императив является приоритетным, причем он тесно связан с устойчивыми состояниями социосистем в духовной, социальной и материальной сферах.
В материальной сфере устойчивость нравственного императива социума обусловлена его экологической эффективностью. Ключевая проблема экономической устойчивости состоит в том, чтобы обеспечить достаточный и непрерывный экономический рост, гарантирующий высокий уровень занятости и удовлетворяющий общественные ожидания, причем сделать это без истощения материальных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Этот аспект обусловлен нравственными императивами и общественными ценностями, формируемыми в обществе на данное время. Например, гармоничное взаимодействие потребностей и возможностей посредством информационно-коммуникационных технологий: конверсия материалов в информацию, в знания и информационные услуги.
В духовной сфере ценности как нравственные императивы представлены знанием, воплотившимся в цель и программу деятельности. Образование само по себе является одним из важных средств формирования устойчивости как элемента мировоззрения человека и вместе с тем становится все более основополагающим ресурсом общества. Решающий вклад информационное общество может внести в обеспечение для каждого человека возможности обучения и переобучения в течение всей жизни. Такая возможность не только является необходимостью на фоне динамики продолжающегося технологического прогресса, но и лежит в основе фундаментального права личности на свободный выбор стиля и места жизни.
Обучение и переобучение в процессе современных информационных технологий представлено понятием «мирочувство-вание», которое отвечает за компоненты, формирующиеся в процессе обучения. Информационная нагрузка определяет языковые компоненты знания и возникает при рассмотрении сообщений, составляющих запас сведений для усвоения и использования их в процессе приобретения знаний. Содержание знания трактуется в информационных рамках как функциональная полнота или интегрирующий, дифференцирующий коэффициент. Сущность модели информационного знания состоит в замещении объекта его моделью, удовлетворяющей условиям подобия и экстраполяции (переноса) информации на подлинный объект изучения.
Понятие «мирочувствование» рассматривается в образовательном процессе как отвечающее за представление действительности с элементами нравственного мировоззрения. Это обусловлено, с одной стороны, условиями-факторами — глобализацией, интеллектуализацией и технологизацией информационных процессов в системе интеллектуальной нагрузки, с другой — возможностью использования в системе этих процессов мирочувствования как индикатора информационного кода культуры. Межфреймовые связи, фигурирующие в образовательном процессе представлены на основе установления сходства свойств и отношений на базе понятийных смыслов. Смещение понятийных смыслов в модели образования происходит по принципу нравственной доминанты на основе двойного содержания базисных компонентов (ее информационной нагрузки и мирочувствования), т. е. на первый план выходит мирочувствование. Так как педагогические конструкты формулируются на основе «памяти» о личности воспитуемого как целостном феномене, то необходимо говорить о выяснении границы и смыслах переноса информации. Если говорить о мировидении в исторических традициях, то невозможно проигнорировать его представление в качестве информационного кода в дискурсе национальной культуры.
Природа этнической информации заключается в топологических и метрических тождествах в системе культуры. Мирочувствование в образовательных процессах выступает как семиотические механизмы культуры. Кодирование наследственной памяти и программы поведения на основе опыта обусловлены представлением метрических и топологических элементов информации в структуре этноса, что отражает эволюцию возникновения, формирования и развития письменности. В кодировании наследственной памяти на основе нравственных императивов налицо переход от знаниево-ори-ентированного к личностно ориентированному образованию.
Программа устойчивости в образовании опирается на традиции духовности и общегуманистические ценности, принятые мировым сообществом. Это приоритет личности, свобода совести, права человека, сильное государство как гарант прав и свобод, эффективное правительство, демократия как волеизъявление народа, порядок и законность, единство России на базе сочетания интересов2.
Анализируя понятие сильного государства, необходимо отметить, что ценностное воздействие в социальном управлении обусловлено, во-первых, тем, что государство, оставаясь главным субъектом управления, меняет свое поведение, строит свои отношения с обществом в большей мере на основе научного управления, соблюдения не только правовых норм, но и социально-нравственных. Во-вторых, возрастание роли общества как субъекта управления включает в механизм регулирования свой коллективный разум, создает интеллектуальные и нравственные системы управления, способные сбалансировать разные интересы его структур3.
Нравственным, объединяющим стержнем в управлении и регулировании информационных социосистем является целостный взгляд на мир в контексте сетевых коммуникаций и кооперации. Сетевые коммуникации рассматривают информационные структуры через разнообразие культур в системе нравственных концепций, например, теории поколений. Основные ценностные доминанты, обозначенные Н. Хоувом и В. Штраусом, — это трудолюбие, ответственность, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений, терпение, склонность к соблюдению норм, правил и законов. Устойчивость общественных отношений, явлений или процессов представлена созданием единых императивов в материальной, социальной и духовной сферах в рамках глобального информационного общества, создающего предпосылки для формирования единого организма цивилизации4.
Устойчивость современного общества предполагает развитие ряда приоритетных информационных направлений, тенденций и значимых характеристик в качестве доминирующих факторов инновационной политики в материальной, социальной и духовной сферах. Она предполагает модернизацию и создание механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в соответствии с нарастающей динамикой социальных изменений. В этом контексте необходимо выделить проблемы интеллектуальной собственности, неприкосновенности частной жизни, конфиденциальность и защиту персональных данных.
Нравственным обоснованием интеллектуальной собственности является Всеобщая декларация прав человека или «Международный пакт о правах человека». Инновационное решение вопроса об интеллектуальной собственности связано с анализом и экспертизами на основе положений декларации прав человека о так называемом цифровом наблюдении. Оно обеспечивает охрану и безопасность в общественных местах, противодействуя случайным или преднамеренным угрозам. Другими практическими формами инновационных информационных технологий, которые требуют обоснования и нуждаются в тщательном контроле, являются технологии, позволяющие отслеживать местонахождение отдельных людей с помощью систем радиочастотной идентификации (RFID) или ИКТ-имплантов, а также наблюдение за собственным домом, офисом, дачей или каким-либо другим объектом в режиме онлайн (P-видеонаблюдение).
Проблема конфиденциальности информации становится ключевой в современных представлениях о личности и ее частной жизни. Нравственным обоснованием защиты персональных данных являются принципы уважения, информированного согласия, равновесия (между защитой частной жизни и общественной безопасностью), социальной ректификации (очищения).
Переход к экономике знаний требует формирования в стране и ее регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих потребителей на национальных или глобальных рынках. Внедрение инновационной стратегии в развитие сферы образования обусловлено модернизацией образовательного и научно-исследовательского процессов, а также структуры высших учебных заведений и системы управления. Управление этим процессом заключается в том, что основным действием в нем является целеполагание, имеющее нравственный аспект и зависящий от состояния духовного, социального и материального сфер общества. Моделирование общественных процессов требует соблюдения баланса между мерами административно-правового, властно-силового и духовно-нравственного регулирова-ния5. Инструментом регулирования является определенная шкала ценностей, основанная на приоритете личности и окружающей среды.
Существуют силовые, энергетические, информационные способы управления информационными системами в социальной сфере. Информационное управление представлено сменой фаз дезорганизации структуры элементов социума, окружающими факторами — социальной энтропией. Последняя как нравственный императив определяется внутренним временем, цивилизационной трансценденцией и личными субъектными системами.
Таким образом, в духовной и социальной сферах информационного социума можно выделить ряд императивов. В образовании они представлены личностными смыслами, в дискурсе культуры — ценностными доминантами сильного государства как гаранта прав и свобод. Регулятором правовых отношений граждан выступают личностные смыслы, которые характеризуются возможностью передачи, хранения и переработки информации, что обусловлено определенным типом мировосприятия и мирочувствования, дисбалансом между традиционными и нетрадиционными подходами в сфере образования. Устойчивость в социосистемах на основе баланса нравственных императивов представлена мерой дезорганизо-ванности системы в контексте элементов информационного социума, а также принципами ее функционирования (социальным равновесием, социальной ректификацией).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Павиленис Р.И. Проблема смысла // Современный логико-философский анализ языка. М., 1983. 288 c.
2 См.: Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: Экономика, 2001. С. 26—28.
3 Барциц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и механизмы // Правоведение. 2000. № 4. С. 308.
4 См.: Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290—295.
5 См.: Барциц И.Н. Федеральное вмешательство ... С. 12—14.
Поступила 13.03.2014.
REFERENCES
1 Sm.: Pavilenis R.I. Problema smysla // Sovremennyj logiko-filosofskij analiz jazyka. M., 1983. 288 c.
2 Sm.: Ivanov V.N., Patrushev V.I. Innovacionnye social'nye tehnologii gosu-darstvennogo i municipal'nogo upravlenija. M.: Jekonomika, 2001. S. 26—28.
3 Barcic I.N. Federal'noe vmeshatel'stvo: osnovanija i mehanizmy // Pravovedenie. 2000. № 4. S. 308. ,
4 Sm.: Isaeva M.A. Pokolenija krizisa i pod ema v teorii V. Shtrausa i N. Houva // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 3. S. 290—295.
5 Sm.: Barcic I.N. Federal'noe vmeshatel'stvo . S. 12—14.
V. A. Kibenko. Moral Imperatives in the Social and Spiritual Spheres of the Information Society
The paper examines the issue of correlation of morality in management of the material, social, and spiritual conditions of a society culture. Management of this correlation is due to the program of sustainability of a society. Moreover, sustainability in education is based on traditions of spirituality and common humane values adopted by the international community. In the sphere of national culture, topological and metric identities in the system of its invariants are marked. In semiotic mechanisms of cultural processes, the sensation of the world comes out encoded in the genetic memory and programs of behavior of experience in the structure of the ethnic group. On the basis of the sensation of the world, the educational process in the system of modern information technologies is carried out, and the information load determines the language components of knowledge as supply of information to digest and use them in the process of acquiring knowledge. Thus, there are several ways of management of information systems in the social sphere: the power, energy, and information ones. These management methods are based on a number of imperatives: for example, in education they are presented by personal meanings, in the discourse of culture — by axiological dominants of a strong state as a guarantor of rights and freedoms.
KIBENKO Valery Aleksandrovich, Postgraduate, Department of the Humanities, Saransk Cooperative Institute Branch of Russian University of Cooperation
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная