В. И. Патрушев, Ю. В. Астахов. Кадровое обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона и муниципальных образований
В. И. ПАТРУШЕВ, Ю. В. АСТАХОВ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ПАТРУШЕВ Владимир Иванович, президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, доктор социологических наук, профессор (г. Москва).
АСТАХОВ Юрий Викторович, доцент кафедры социальных технологий Института управления Белгородского государственного университета, кандидат социологических наук.
PATRUSHEV Vladimir Ivanovich, Doctor of Sociological Sciences, Full Professor, President of the Academy of Sciences of Social Technologies and Local Government (Moscow, Russian Federation).
ASTAKHOV Yuri Viktorovich, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Technologies, Institute of Management, Belgorod State University (Belgorod, Russian Federation).
© Патрушев В. И., Астахов Ю. В., 2016
Ключевые слова: кадры, кадровая политика, кадровые технологии, стратегия, регион, муниципальное образование
Key words: staff, personnel policy, human resources technologies, strategy, region, municipality
Рассматриваются основные факторы и условия устойчивого развития регионов и муниципальных образований, обобщаются лучшие практики кадровой работы, формирования кадрового потенциала.
The paper discusses basic factors and conditions for sustainable development of regions and municipalities; it summarizes the best practices of personnel operations and in forming human resources.
Актуальность исследования кадрового обеспечения социально-экономического развития региона и муниципальных образований обусловлена следующим. Во-первых, необходимо создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, обеспечить управление качеством жизни и условия его реализации посредством выработки и воплощения принятой Стратегии социально-экономического развития территорий Белгородской области до 2025 г. (Стратегия)1. Во-вторых, развитие региона и муниципальных образований как социальной целостности в значительной степени зависит от наличия профессионально подготовленных кадров, способных обеспечить эффективную реализацию функций стратегического и проектного управления и решения стоящих перед сообществом задач, т. е. от кадрового потенциала региона и местного самоуправления.
«Белгородское чудо», о котором говорит вся Россия, есть результат в первую очередь продуманной кадровой политики. Руководители городов и районов, сельских и городских поселений прошли обучение и проверку на прочность в Школе резерва кадров, Высшей школе управления Белгородского государственного университета. В современных условиях экзаменом для кадров является проектирование и запуск Белгородской инновационно-инвестиционной системы, концентрирующей все достижения набирающей обороты третьей производственной революции и формирующей образ Белго-родчины-2050. Только кадры, вооруженные современными знаниями, опирающиеся на науку, использующие независимую экспертизу, социальный аудит, способны победить в конкурентной борьбе.
Как работают органы власти и управления в новых для них условиях? Полагаем, что поняв, как формируется кадровое обеспечение устойчивого развития региона и муниципальных образований, реализуются Стратегия, региональная и муниципальная кадровая политика, можно обрисовать адекватный облик современного инновационного региона и муниципального образования, включая универсальные, инновационные и кадровые технологии, в том числе сугубо российские, параметры и тенденции развития.
Современная экономическая и политическая ситуация во втором десятилетии XXI в., системный кризис финансовых институтов предъявляют органам государственной власти и местного самоуправления жесткие требования к реализации принятых муниципалитетами стратегий социально-экономического развития территорий до 2025 г., муниципальных программ, а также к кадровому составу. Падение мировых цен на нефть, антироссийские санкции вынуждают использовать внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста региональной экономики. Муниципальные образования должны ориентироваться на инновационное развитие. Особую роль в этом играет кадровый потенциал, грамотное управление которым расширит в перспективе возможности представительных и исполнительно-распорядительных органов власти, бизнес-структур, выведет их на новый конкурентный уровень, обеспечит устойчивое и опережающее развитие территорий.
В этих непростых условиях городской округ «Город Белгород» динамично развивается в соответствии с принятой Стратегией. Сегодня Белгород — крупнейшая агломерация в Белгородской области, представляющая собой компактное скопление населенных пунктов, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с прочными производственными, транспортными и культурными связями с центром в Белгороде. Кроме областного центра, Белгородская агломерация включает населенные пункты еще пяти районов (Белгородского, Корочанского, Шебекинского, Яковлевского, Борисовского), в том числе поселки Северный, Разумное, Дубовое, Стрелецкое, Майский, Таврово и другие близлежащие населенные пункты.
По мнению губернатора региона Е. С. Савченко, в Белгородской области «не менее половины производства всего регионального продукта приходится на реальный сектор экономики... Это промышленность, машиностроение, химия, строительство, включая производство строительных материалов, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность. Остальное — это сервисная экономика: торговля, общественное питание, транспорт, связь, бытовые услуги, коммунальные, жилищные, туризм, здравоохранение, образование, культура, финансы, страховое обслуживание, государственное управление и так далее. Есть еще третья экономика — инновационная. Какова ее доля сегодня на территории Белгородской агломерации? Доли процента… А я считаю, что доля инновационной экономики, а это она имеет самый высокий маржинальный доход — до 80 % и более — должна занимать в ближайшие 10 лет не менее 20 % в общем экономическом объеме Белгородской агломерации. И должен сложиться у нас некий оптимум: 40 % — это реальный сектор экономики, 40 % — сервисная экономика и 20 % — инновационная экономика»2. Только так мы сможем обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие региона.
В регионах возникает необходимость импортозамещения продовольственных товаров, дальнейшего развития агропромышленного сектора и подготовки кадров новой генерации, вооруженных современными знаниями. Имеющиеся сегодня заделы в экономике Белгородской области направлены на производство продовольственных товаров. Потенциальные возможности региона определяются как дальнейшим развитием уже имеющихся заделов и увеличением количества проектов в «приглянувшихся» сферах, так и апробированием их в совершенно новой отрасли, такой как тракторостроение, но главная роль отводится профессионально подготовленным кадрам.
В результате Белгородчина по многим социально-экономическим показателям лидирует не только в Центральном федеральном округе, но и в Российской Федерации. Например, по результатам социологического исследования, которое провел Департамент социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Белгородская область по итогам 2015 г. вошла в топ-15 регионов России по уровню потенциала инновационного развития. Эксперты изучали интерес населения к получению образования, развитию творческих навыков, созданию инновационного бизнеса, а также бизнеса как такового. По результатам исследования, Белгородчина заняла 30-е место среди 70 регионов России, тогда как ближайшие соседи (Курская, Орловская и Воронежская области) в топ не попали3. В этом, мы уверены, проявляется слаженная работа кадров, занятых в законодательных, представительных и исполнительных органах государственной и муниципальной власти, бизнес-структурах, поэтапной реализации принятой Стратегии.
Рассматривая проблемы, связанные с кадровым обеспечением реализации Стратегии социально-экономического и устойчивого развития территории региона и муниципального образования, необходимо проанализировать систему управления кадровым потенциалом, так как мы полагаем, что система, как традиционная, так и инновационная, должна быть ориентирована на выполнение ряда задач. Во-первых, необходимо обеспечивать соответствие количественных и качественных характеристик кадров целям органов местного самоуправления4. Во-вторых, следует объединять работников не только на организационном уровне, но и на уровне общих целей, ценностей и традиций, что означает формирование лояльной, высокомотивированной команды профессионалов, объединенных общими целями и корпоративной культурой5.
При этом разные авторы к процессу управления кадровым потенциалом и кадровому обеспечению относят разный набор функций. Управление кадровым потенциалом С. А. Шапиро представляет через функции планирования и оценки потребности в персонале, поиска и отбора персонала, его адаптации6. Н. М. Кузьмина представляет управление кадровым потенциалом через системы управления компетенциями, профессионального обучения и управления деловой карьерой7. Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова в качестве главной функции управления потенциалом персонала предлагают управление деловой карьерой8. На наш взгляд, управление кадровым потенциалом в муниципальных образованиях включает такие кадровые технологии, как подбор, оценка персонала, управление карьерой, ротация и мотивация персонала, профессионально-квалификационное развитие, кадровый резерв, коучинг, наставничество, краудсорсинг9.
Позиция исследовательских мнений сходится в выделении нескольких основных направлений кадрового обеспечения реализации Стратегии устойчивого социально-экономического развития территории, муниципальной кадровой политики по управлению кадровым потенциалом: обеспечение органов местного самоуправления человеческими ресурсами (планирование потребности, поиск, набор и отбор персонала); использование персонала (оценка, управление карьерой, кадровым резервом); управление знаниями и организация системы профессионального обучения муниципальных служащих.
Главными инструментами достижения устойчивого социально-экономического развития России в целом, ее регионов и муниципальных образований в частности, являются стратегическое и проектное управление, эффективная бюджетная политика и программно-целевое планирование. 7 мая 2013 г. президент страны подписал Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»10. Принятый закон предполагает замену долгосрочных целевых программ государственными (муниципальными). При этом требования к ведомственным целевым программам не меняются.
Следовательно, на наш взгляд, особое место в кадровом обеспечении устойчивого развития территории муниципальных образований отводится муниципальным программам. Например, городской округ «Город Белгород» с января 2014 г. перешел на программное планирование бюджета. Постановлением администрации города от 7 июля 2014 г. ¹ 126 утвержден перечень муниципальных программ11. В него вошли 12 муниципальных программ: Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата на 2015—2020 гг.; Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода на 2015—2020 гг.; Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Белгорода на 2015—2020 гг.; Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Белгорода на 2015—2020 гг.; Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015—2020 гг.; «Здоровый город» на 2015—2020 гг.; Социальная поддержка населения города Белгорода на 2015—2020 гг.; Развитие культуры и искусства городского округа «Город Белгород» на 2015—2020 гг.; «Спорт для всех» на 2015—2020 гг.; Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на территории городского округа «Город Белгород» на 2015—2020 гг.; Муниципальное управление и развитие солидарного общества на 2015— 2020 гг.; Информатизация муниципального управления на 2015—2020 гг. Программы разработаны по принципу «одна отрасль — одна программа» и содержат главные направления расходования средств местного бюджета: инвестиции, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здоровье населения, культура, социальная поддержка граждан, спорт, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и др.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» от 2 августа 2010 г. ¹ 588 четко регламентирует структуру и основное содержание государственной (муниципальной) программы. В процессе разработки муниципальной программы должны участвовать основной заказчик по профилю программного документа, финансовый орган муниципального образования и орган, ответственный за соблюдение методологии разработки программ. Конкретно это ответственный исполнитель, соисполнитель и участник12. Таким образом, залогом профессионального решения кадрового обеспечения устойчивого развития муниципальных образований, реализации Стратегии является профессионализм кадров представительных и исполнительно-распорядительных органов власти, командная работа, и как результат, отлаженная система межведомственного взаимодействия с опорой на научную общественность при активном участии ученых и специалистов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» от 25 января 2010 г. ¹ 27-пп // Справ.-прав. система ГАРАНТ.
2 Евгений Савченко: «Белгородская агломерация — это один проект, который состоит из сотен тысяч маленьких проектов». URL: http://www. belregion.ru/press/news/?ID=11278 (дата обращения: 21.01.2016).
3 См.: Белгородская область вошла в топ-15 регионов России по уровню потенциала инновационного развития. URL: http://belnovosti.ru/news/ society/2016/01/15/belgorodskaya-oblast-voshla-v-top-15-regionov-rossii-po-urovnyu-potenciala (дата обращения: 16.01.2016).
4 См.: Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. М.: ГроссМедиа, 2005. 206 с.
5 См.: Кузьмина Н.М. Система управления кадровым потенциалом в интегрированных корпоративных структурах: дис. ... д-ра экон. наук. Самара, 2004. 438 с.
6 См.: Шапиро С.А. Основы управления персоналом ...
7 См.: Кузьмина Н.М. Система управления кадровым потенциалом ...
8 См.: Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Управление персоналом. Модели управления: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 286 с.
9 См.: Астахов Ю.В., Патрушев В.И. Муниципальная кадровая политика: теория, методология, технология: моногр. Белгород; М., 2014. С. 179, 202.
10 См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» от 7 мая 2013 г. ¹ 104-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
11 См.: Постановление администрации города Белгорода «Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа “Город Белгород”» от 7 июля 2014 г. ¹ 126. URL: http://beladm.ru/upload/iblock/73c/73cc0f6bb 57f6db613a6717892516ee4.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
12 См.: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» от 2 августа 2010 г. ¹ 588 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
Поступила 23.01.2016.
V. I. Patrushev, Yu. V. Astakhov. Staffing Sustainable Socio-Economic Development in a Region and in Municipalities
The issue of sustainable development of subjects of the Russian Federation is crucial for Regionology. Management of sustainable innovative development in a region means purposeful changing the control object providing more opportunities for the regional system by increasing the efficiency of resource use, implementation of more advanced technologies, generating more revenue. Among many natural, material and social resources of each region, the paper focuses on human resources, on preparing a reserve of managerial personnel.
Such human resource system was created in the Belgorod Region. It is this phenomenon that gave rise to “the Belgorod miracle”; people from all over the country come to study it.
We believe that only the personnel in possession of modern social technology will be invincible in the competition because today human resources, human intellectual and cultural capital are crucial for the energy-saving Bioeconomy of the noospheric type.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная