Н. Ю. Егорова, И. Л. Сизова. Насилие над детьми: от проблем семьи к проблемам школы

Н. Ю. ЕГОРОВА, И. Л. СИЗОВА

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ:ОТ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ К ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЫ

ЕГОРОВА Надежда Юрьевна, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского национального исследовательского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат социологических наук.

СИЗОВА Ирина Леонидовна, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор социологических наук, профессор (г. Нижний Новгород).

EGOROVA Nadezhda Yurievna, Candidate of Sociological Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of General Sociology and Social Work, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russian Federation).

SIZOVA Irina Leonidovna, Doctor of Sociological Sciences, Full Professor, Head of the Department of Social Sciences and Humanities, National Research University Higher School of Economics (Nizhny Novgorod, Russian Federation).

© Егорова Н. Ю., Сизова И. Л., 2016

Ключевые слова: насилие над детьми, родительско-детские отношения, школьное насилие

Key words: child abuse, parent-child relationships, school violence

В статье рассматриваются насилие в семье и школьное насилие. На основе анкетного опроса школьников, проведенного в 2013 г. в Нижнем Новгороде, анализируются основные параметры родительско-детских отношений и их влияние на вовлеченность ребенка в ситуации агрессивных действий в школе. Подчеркивается, что качество семейных отношений, благополучие/неблагополучие во взаимодействии «родитель — ребенок» определяют положение ребенка во внесемейном, в частности в школьном пространстве.

The paper examines domestic violence and school violence. On the basis of a questionnaire survey of schoolchildren conducted in Nizhny Novgorod in 2013, the main parameters of the parent-child relations and their influence on the involvement of the child in the situations of aggressive actions in school are analyzed. It is emphasized that the quality of family relationships and well-/ill-being in parent-child interaction determine the position of the child in the extrafamilial space, particularly in school.

Насилие над детьми — относительно новая проблема. В рамках традиционной/патриархальной системы семейных отношений наказание ребенка вплоть до физического воздействия было нормой. В ХХ в. активно пересматривались нормы межличностного взаимодействия в семье, в том числе и в отношениях «родитель — ребенок». На законодательном уровне это выразилось сначала в принятии ряда международных документов (Декларации прав ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989)), а затем в закреплении на уровне Российской Федерации, например в Семейном кодексе Российской Федерации, ответственности родителя за использование в воспитательном процессе различных вариантов насильственного воздействия1. Несмотря на это, родительско-детские отношения в России далеки от идеальных. Современные родители не всегда способны отказаться от неправильных/деструктивных/авторитарных способов общения с ребенком, о чем свидетельствуют социологические исследования, подчеркивающие разнообразие родительских практик2.

Одновременно идет процесс увеличения агрессии в поведении подростков, на что часто обращается внимание в СМИ. Ареной таких действий нередко становится школьное пространство — достаточно новая сфера анализа насилия для отечественной социологии. Согласно положениям педагогических, психологических (например теории модификации поведения А. Бандуры3, бихевиористской теории Б. Ф. Скиннера4), а также социологических теорий5, семейный опыт формирует у ребенка установки на восприятие и реализацию практик насильственного поведения, специфические поведенческие стереотипы и жизненный потенциал. Соответственно, можно предположить, что нарушение роди-тельско-детских отношений вплоть до применения, например, физического воздействия не только создает атмосферу напряженности и недоверия в семье, но и мешает ребенку конструктивно выстраивать отношения во внесемейном пространстве, в частности в школе.

На базе эмпирического исследования проанализируем качество родительско-детских отношений в семьях нижегородских школьников и его влияние/связь с проявлением агрессии в школе. Эмпирической базой исследования был анкетный опрос школьников, проведенный 2013 г. в Нижнем Новгороде в рамках реализации проекта «Школа: обыденность насилия (анализ социокультурных корней насилия в современной российской школе)»6. Опрошены учащиеся 5—11-х классов нижегородских школ трех типов: общеобразовательных, общеобразовательных с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий (лицеев). Выборка формировалась в соответствии с принципом районирования, методом «гнезд». Всего опрошено 1 465 учащихся: 47 % мальчиков и 53 % девочек. Большинство (68 %) детей воспитывалось двумя родителями, 32 % — одним или бабушками/дедушками (другими родственниками).

В качестве инструментария опроса использовалась адаптированная анкета немецких исследователей, имеющая положительный опыт апробации в Германии во время проведения панельных исследований в школах (1994 г., 1999 г., 2004 г.)7. Основой анкеты стали две зависимые переменные, представленные в виде идентичных шкал (каждая содержит 19 суждений, которые при обработке были объединены в 7 и 6 групп соответственно), презентирующих насилие из перспективы агрессоров и их жертв. Остальные вопросы составили комплекс независимых переменных. В рамках статьи анализируются только переменные, отражающие характеристики родительско-детских отношений, и оценивается их связь с проявлениями агрессии учениками и их участием в эпизодах школьного насилия в качестве агрессоров или жертв. Данные обрабатывалась с помощью пакета IBM SPSS Statistics с использованием корреляционного, факторного анализов.

Не останавливаясь подробно на анализе самой проблемы школьного насилия, ограничимся только формулировкой основного вывода, который позволяет сделать исследование. Насилие в школе есть, формы его разнообразны: от «безобидных» вербальных («оскорблял одноклассника») до опасных и жестоких вариантов («избили одноклассника так, что ему необходимо было обратиться к врачу»). Существует также психическое давление, вандализм, действия против учителей, что заставляет говорить о наличии еще одной серьезной проблемы в образовательной сфере8. Более того, из-за закрытости школьной среды и слабой сконструиро-ванности проблемы9 ученики могли занижать степень своей вовлеченности в ситуацию насилия, что означает наличие более высокого уровня насилия, чем показали результаты исследования.

Школа не единственный источник рождения и распространения агрессии. Безусловно, школьное насилие — многофакторное явление, но формирование отношения к действиям такого характера и самих моделей поведения во многом связано с ситуацией значимого ближайшего окружения, которым чаще всего является семья. Поэтому одна из гипотез исследования связана с важной ролью благополучия/ неблагополучия семейной среды в провокации насилия во внесемейном пространстве, в данном случае в школе.

Судя по результатам опроса, школьники положительно оценивают свои отношения с родителями. Лишь 3 % учеников описывают их как плохие, 12 % считают, что сложившийся характер взаимодействия можно считать удовлетворительным. Большинство (85 %) считает сложившиеся родительско-детские отношения хорошими и очень хорошими. Благополучная картинка начинает разрушаться при анализе дальнейших ответов. Каждый второй ребенок отмечает, что родители не имеют последовательной четкой позиции в общении с ними, воспитывая «по-разному, когда как», каждый третий утверждает, что к нему относятся «мягко и любовно», а каждый пятый называет стиль воспитания родителей жестким, правда, чаще справедливым (16 %), чем нет (4 %). Надо отметить, что речь идет лишь о субъективном восприятии школьником своего положения в семье, как следствие, за одинаковыми оценками детей могут стоять различные действия родителей. Отсутствие четкой связи между переменными подтверждается результатами корреляционного анализа, что опять же подчеркивает неоднозначность субъективных ощущений, т. е. отношение детей к родителям не зависит от того, как их воспитывают. Однако это значимый показатель комфортности семейной среды для ребенка, наличие или отсутствия понимания им поступков взрослых.

Реальный характер взаимоотношений в семье раскрывается через описание конкретных действий. На восприятие отношения детей к родителям существенно влияют такие действия и качества взрослых, как помощь в решении проблем (,261**)10, интерес родителей к успехам детей в школе (,248**), проверка выполнения домашнего задания (,206**), их стремление к тому, чтобы дети получили хорошее образование (,186**), вопросы о происходящем в школе (,176**),посещение родительских собраний (,116**). Положительная корреляция во всех перечисленных случаях означает, что отношения детей и родителей имеют тенденцию к улучшению, если родители проявляют внимание и интерес к жизни ребенка. Возможно, школьным педагогам и руководству школы будет интересно, что те родители, которые склонны не пропускать родительские собрания, больше интересуются успехами ребенка в школе (,170**), чаще задают вопросы о происходящем в школьной жизни ребенка (,165**), а также лучше следят за выполнением домашнего задания (,156**). Таким образом, присутствие родителя в школе — один из показателей благополучия ребенка в семье, готовности взрослого идти на контакт с учителями/школой для поддержания комфортной среды ребенка.

Если говорить о полученных данных, то 77 % нижегородских родителей более или менее регулярно посещают школьные собрания, около 80 % интересуются школьной жизнью ребенка, его успехами и проблемами, немногим более 60 % следят за выполнением домашних заданий. Большинство родителей нижегородских школьников заинтересованы в получении ребенком хорошего образования, однако не всегда стремятся (или имеют возможность) помочь своим детям в этом (табл. 1).

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Исследование еще раз подтвердило, насколько велико значение ситуации, складывающейся в ближайшем окружении ребенка, и насколько существенно влияют на его жизнь характер, качество взаимоотношений, формирующихся в семье. Невнимание родителя к жизни ребенка, игнорирование его интересов и проблем, проявление чрезмерной жесткости не только создают неблагоприятную атмосферу в семье, но и делают ситуацию для ребенка во внесемейном пространстве потенциально опасной, в частности увеличивая вероятность его участия в школьном насилии в качестве агрессора и жертвы. Напротив, благополучная обстановка в семье (восприятие отношений с родителями как позитивных, интерес взрослых к проблемам и жизни ребенка, в том числе школьной, выстраивание партнерских отношений, отсутствие постоянных конфликтов между родителями) становится своего рода защитой для ребенка вне семьи, снижая риск попадания в ситуацию насилия в школе.

К сожалению, далеко не для всех нижегородских школьников сегодня может быть обеспечена комфортная семейная среда. Дети часто становятся объектами насилия в собственной семье, ситуация не остается замкнутой лишь в семейном пространстве. Жестокость распространяется в зонах ближайшего окружения ребенка, становится частью его жизни, встраивается во взаимодействие со сверстниками, трансформируется в новую проблему уже в школьном пространстве. Поэтому решение последней не может быть изолированным, обеспеченным действиями только внутри школы. Необходимо активное взаимодействие школы, семьи, социальных служб на разных этапах формирования проблемы, начиная от профилактики насилия в семье и заканчивая выработкой конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций в школе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Семейный кодекс Российской Федерации // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

2 См.: Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 325 с.; Саралиева З.Х., Егорова Н.Ю., Судьин С.А. Насилие в школе: позиции школы и родителей // Актуальные проблемы родительства в России / отв. ред. Т.А. Гурко. М., 2013. C. 119—138.

3 См.: Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

4 См.: Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль / Междунар. ун-т бизнеса и управления. М., 1996. С. 29—44.

5  См.: Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр.; отв. ред., пер. Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.; Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с пол. С.М. Червонной. М.: Логос, 2010. 664 с.

6 Проект осуществлялся в течение 2012—2013 гг. при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках мероприятия 1.1 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры новой России на 2009—2013 годы» коллективом кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского под руководством проф. З.Х. Саралиевой.

7 См.: Fuchs M., Lamnek S. u a. Gewalt an Schulen. 1994 — 1999 — 2004. 2. Auflage. VS Verlag für Sozialwissenschaften. Wiesbaden, 2009. P. 50—52.

8  См.: Sizova I. The risk of prevalence of violence at Russian schools: sociological analysis. URL: https://www3.mruni.eu/ojs/social-work/article/ view/1670 (дата обращения: 10.09.2015).

9  См.: Егорова Н.Ю., Судьин С.А. Школьное насилие: от описания к конструированию проблемы // V Социологическая грушинская конф. «Большая социология: расширение пространства данных», 12—13 марта 2015 г. М., 2015. С. 750—752.

10 Здесь и далее в тексте ** корреляция значима на уровне p < 0,01.

Поступила 15.09.2015.

N. Yu. Egorova, I. L. Sizova. Child Abuse: from Family Problems to Problems at School

The paper analyzes child abuse in the family and school violence. The family is examined as the basic environment where patterns of the child’s behavior are formed, as well as their perception of the destructive forms of behavior. The questionnaire survey of schoolchildren, conducted in Nizhny Novgorod in 2013, gives the grounds to draw conclusions about the presence of different variants of violence in schools and about presence of different practices in building parents-children relations, including the use of physical methods of influence.

Children are physically punished for bad behavior both frequently (8 %) and occasionally (17 %). Every fifth child may be physically punished for bad school grades (21 %), every fourth has experience of being punished with a waist-belt. The analysis of different parameters of family relationships (children’s perceptions of parental attitudes and behavior; conflicts/scandals in the family; interest of the parents in the needs, interests, and school life of the child; methods of communication, building relationship with the child) and their connection to aggression in school gives grounds to say that the level of well-/ill-being of a family environment determines the position of the child in the extrafamilial space, particularly in school. The problem family environment increases the likelihood of a child being involved in violent actions in school, both as the aggressor and the victim, while a problem-free family reduces such risks.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная