Е. Г. Саранцева. Повышение результативности предпринимательской деятельности машиностроительных предприятий региона на основе операционного анализа прибыли

Е. Г. САРАНЦЕВА

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ

САРАНЦЕВА Елена Геннадьевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

SARANTSEVA Elena Gennadievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Accounting, Analysis and Audit, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Саранцева Е. Г., 2016

Ключевые слова: операционный анализ, прибыль, затраты, критический объем производства, маржинальный доход, порог рентабельности, запас финансовой прочности Key words: operational analysis, profit, costs, critical production volume, profit margins, profitability threshold, reserves of financial durability

В статье рассмотрены возможности использования операционного анализа прибыли на машиностроительных предприятиях региона как метода управления предпринимательской деятельностью в целях повышения ее эффективности и увеличения финансовых результатов.

The paper considers possibility of using operational analysis of profits in machine-building enterprises in a region as a method of business management in order to enhance efficiency and increase financial performance.

Современные условия хозяйствования ставят перед предприятиями задачи повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и увеличения прибыли. Формирование и использование прибыли составляют основу предпринимательской деятельности и ее финансовым результатом. Сравнение суммы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия.

Промышленные предприятия регионов России, выпускающие машиностроительную продукцию, имеют наиболее высокую ресурсоемкость. Значительную долю в затратах на производство и реализацию их продукции занимают постоянные затраты, которые в меньшей степени поддаются быстрому изменению, в связи с чем компании теряют гибкость в управлении своими расходами. Предприятия с подобной структурой затрат наиболее остро нуждаются в разработке направлений более эффективного управления ими в целях принятия управленческих решений, обеспечивающих повышение отдачи от применяемых ресурсов1.

Операционный анализ — один из эффективных методов управления предпринимательской деятельностью, осуществляемый по схеме «затраты — оборот — прибыль». Этот метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и реализации продукции. Операционный анализ позволяет решить широкий спектр управленческих задач: оценить чувствительность прибыли к изменению основных показателей — факторов, формирующих ее уровень; прогнозировать уровень показателей рентабельности на основе расчета запаса финансовой прочности; оценить предпринимательский риск; выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния; разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации готовой продукции.

Основными элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства (точка безубыточности), порог рентабельности (отношение постоянных расходов к доле маржинального дохода в выручке от продаж), запас финансовой прочности (разница между выручкой от продаж и порогом рентабельности).

Для предприятия очень важен расчет этих показателей, поскольку знание их значений позволит принимать эффективные управленческие решения, прогнозировать финансовые результаты, исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность2. Знание запаса финансовой прочности позволит определить возможное снижение выручки от реализации продукции до уровня, достигнув которого предприятие перейдет из области прибыльности в область убытков.

Операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, сила воздействия которого определяется отношением маржинального дохода (дохода, покрывающего переменные затраты) к валовой прибыли. Этот показатель указывает на степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства и отражает степень производственного риска. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению валовой прибыли3.

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата. Действие эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации продукции. Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и сила воздействия производственного рычага падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках. Величина запаса финансовой прочности у первого предприятия выше, чем у второго. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов вынуждено в значительно большей мере опасаться падения объемов производства и продаж.

В случае снижения выручки от реализации продукции (за счет уменьшения объема производства) сила воздействия производственного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, т. е. эффект производственного рычага по модулю ниже единицы. Увеличение выручки от реализации продукции на таком предприятии не вызовет быстрого снижения убытков и роста объема производства. Наоборот, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, так как аналогичный рост объема реализации продукции обеспечит более интенсивное снижение убытков.

Операционный анализ показывает чувствительность, реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров. В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных расходов, переменных издержек, цены за единицу изде-лия4. Факторный анализ объема производства проводится по следующей методике.

Влияние изменения постоянных расходов на объем производства в натуральном выражении (Q1), обеспечивающий исходные условия, можно определить следующим образом;

Q1 = МД´ / КМД0 : Ц0 ,                        (1)

где МД´ — маржинальный доход в отчетном периоде, КМД0 — доля маржинального дохода в выручке в базисном периоде, Ц0 — цена за единицу продукции в базисном периоде.

Влияние изменения переменных издержек на объем производства в натуральном выражении (Q2) устанавливается по формуле:

Q2 = МД0 / К´МД : Ц0 ,                        (2)

где МД0 — маржинальный доход в базисном периоде, К´МД — доля маржинального дохода в выручке в отчетном периоде.

Влияние изменения цены на объем производства (Q3) в натуральном выражении определяется по формуле:

Q3 = МД0 / К´МД : Ц1 ,                        (3)

где Ц1 — цена за единицу продукции в отчетном периоде. Рассмотрим влияние факторов на изменение объема производства на примере данных предприятия N. Допустим, что оно выпускает 10 тыс. шт. изделий по цене 30 тыс. руб. за

единицу (в том числе 8 тыс. руб. — переменные издержки), а общая сумма постоянных расходов составляет 115 млн руб. В таблице даны показатели деятельности предприятия N при базовых условиях и при условии 10%-го увеличения цены. На основе приведенной методики факторного анализа и данных таблицы определим изменение объема производства в натуральном выражении под влиянием изменения постоянных расходов, переменных расходов, цены.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

При изменении постоянных расходов объем производства в натуральном выражении составит 11 415 изделий (250 000 : 0,73 : 30). Таким образом, в результате 10%-го увеличения постоянных расходов для обеспечения базисного финансового результата предприятию необходимо дополнительно произвести 1 415 изделий (11 415 — 10 000).

При изменении переменных расходов объем производства в натуральном выражении равен 9 679 изделиям (220 000 : 0,7576 : 30,0). Итак, в результате роста переменных расходов на 10 % предприятие вынуждено снизить объем производства на 321 изделие (10 000 — 9 679).

Увеличение продажной цены приводит к необходимости выпуска объема производства, равного 8 799 изделиям (220 000 : 0,7576 : 33,0). Таким образом, 10%-ный рост продажной цены способствовал снижению объема производства на 1 201 изделие (10 000 — 8 799), что характерно для предприятий-монополистов.

На основе операционного анализа можно оценить факторы, влияющие на изменение прибыли. Увеличение переменных издержек (на 10 %) привело к снижению прибыли на 8 млн руб. ((300 000 — 80 000 — 115 540) — (300 000 — 88 000 —

—   115 000)), или 7,62 %. Рост постоянных издержек (на 10 %) вызвал снижение прибыли на 11 млн 500 тыс. руб. ((300 000 — 80 000 — 115 000) — (300 000 — 80 000 —

—  126 500)), или 10,95 %. Рост продажной цены изделия на 10 % привел к росту прибыли на 30 млн руб. (105 000 —

—  135 000), или 28,57 %. Таким образом, приоритетное значение по степени влияния на прибыль имеет изменение цены, менее существенное — колебание переменных издержек. Важно определить запас финансовой прочности предприятия, т. е. уровень возможного снижения выручки от реализации продукции, безопасный для результатов предприятия. Этот показатель определим как разницу выручки от реализации и порога рентабельности: 300 млн — 156 млн 818 тыс. руб. = 143 млн 182 тыс. руб., или 47,7 % к сумме выручки от реализации. Предприятие N сможет выдержать 47,7 % снижения выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового состояния.

На машиностроительных предприятиях высокий уровень постоянных расходов зависит от отраслевых особенностей деятельности, характеризующихся значительной фондоемкостью производимой продукции. Такие предприятия имеют высокое значение производственного рычага и теряют гибкость в управлении затратами. Для снижения суммы и удельного веса постоянных затрат машиностроительным предприятиям рекомендуется использовать резервы: сокращение расходов на управление, сокращение потребления коммунальных услуг, продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения амортизационных отчислений, использование лизинга машин и оборудования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Саранцева Е.Г. Анализ безубыточности в принятии стратегических решений на промышленных предприятиях региона // Регионология. 2012. ¹ 2. С. 62—67.

2 См.: Саранцева Е.Г., Давыдова В.В. Информационная база поддержки стратегических управленческих решений // Международный бухгалтерский учет. 2014. ¹ 2. С. 27—34.

3 См.: Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2009. 480 с.

4 См.: Саранцева Е.Г. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений. URL: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2013/12/Саранцева. pdf (дата обращения: 29.07.2015).

5 Данные таблицы условные.

Поступила 03.09.2015.

E. G. Sarantseva. Increasing Effectiveness

of Business Activity of Machine-Building Enterprises

in a Region on the Basis of the Operational Analysis of Profits

The current economic conditions require enterprises to improve the efficiency of financial and economic activities and increase their profits.

The study of some industrial enterprises, producing engineering products, in the Republic of Mordovia showed that they are the most resource consuming ones. Fixed costs make up a considerable share in their production costs and in selling their products. They are less amenable to rapid change; therefore these companies lose flexibility in managing their costs. Enterprises with similar costs structures need development of more effective management for the purpose of making management decisions that enhance the efficiency of the resources used.

Operational analysis is one of the effective methods of management of entrepreneurial activities under the “costs — turnover — profit” scheme. This method allows to reveal dependence of financial results of production and commercial activity on changes in costs, prices, production capacities and sales.

Operational analysis allows to solve a wide range of managerial tasks: to evaluate sensitivity of profit to changes in key indicators, i. e. the factors that influence its level; to predict the level of profitability indicators based on the calculation of margin of financial strength; to assess business risk; to choose the optimal ways out of the crisis situation; to develop the most profitable product assortment policy in the sphere of production and sales of finished products.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная