А. А. Денисова. Трансформация систем управления регионом в условиях информатизации
А. А. ДЕНИСОВА
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ДЕНИСОВА Анастасия Александровна, ассистент кафедры экономической информатики и управления Волгоградского государственного университета.
Ключевые слова: система управления регионом, экономика знаний, элементы системы управления, трансформация системы управления, оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти
Key words: region management system, economy of the knowledge, management system elements, management system transformation, evaluation of state power bodies activities efficiency
В условиях проводимой административной реформы на региональном уровне реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы управления на основе информатизации, зачастую сводится к выполнению соответствующих федеральных целевых программ и технической автоматизации, а исследование степени ее развития ограничивается, как правило, анализом развития средств связи. Внедрение в органы исполнительной власти информационных систем для улучшения тех или иных элементов системы управления требует проведения комплексной модернизации системы управления.
Система управления в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению поставленных целей1.
Управляемая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс следует понимать широко, включая процессы производства продуктов и изделий, сооружений, а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно-исследовательских и прочих услуг.
Другая основополагающая подсистема системы управления — управляющая, называемая субъектом управления. Это совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения основной и других целей системы. Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем2.
В процессе исследования систем управления необходимо четко представлять особенности социально-экономических систем и их элементов. Главным и наиболее активным элементом таковых выступает человек, так как в их основе лежит совокупность общественных, коллективных и личных интересов. При этом понятие «интересы» включает все их виды: идеологические, политические, экономические, социальные и др.3
Особенностями социально-экономических систем являются, во-первых, жизнеустойчивость, динамичность, способность к самоуправлению и самоорганизации. Кроме того, любой элемент системы является структурообразующей частью какой-либо системы. Например, предприятие является элементом отрасли как системы. В то же время само предприятие выступает в качестве системы, так как состоит из различных служб, являющихся ее элементами. Во-вторых, элементу присуще одно или несколько свойств, и каждое из них будет использоваться в системе или являться потенциально возможным для использования. Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы. В-третьих, важную роль в определении особенностей элемента играет его функциональная специфичность. Любое изменение одного из элементов вызовет изменение характера связи между элементами, а также изменение элементов, на которые оказано воздействие. В этих случаях вступает в действие механизм саморегулирования системы4. В-четвертых, структура системы основана на упорядоченной взаимосвязи элементов и на вхождении одной системы в другую, что обусловлено иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, какой является социально-экономическая система.
Система управления регионом представляет собой множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и реализующих процесс регионального управления для достижения поставленных целей5. Она представляет собой мезоуровень, т. е. является средним звеном между макро- и микроуровнем, поэтому обладает определенными особенностями: является подсистемой народного хозяйства государства, поэтому ее нельзя рассматривать изолированно; в ней действуют три взаимосвязанных подсистемы: государственная, подсистема муниципальных образований, а также подсистема юридических и физических лиц; в отличие от систем управления предприятием (микроуровень) она не может быть ликвидирована. Особенностью ее функционирования в неблагоприятных условиях является невозможность расширенного воспроизводства экономических, демографических и природных процессов.
Традиционно в системе управления регионом выделяют четыре основных составляющих. Это механизм управления (цели, функции, принципы и методы, которые характеризуют фундаментальные основы системы управления); структура системы управления — это управляющая система в статике, характеризующая строение системы управления, расположение и соотношение входящих в нее органов и звеньев управления; процессы управления — логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих между собой операций, этапов, стадий и процедур и предоставляющих единство действий работников аппарата управления, которые основаны на процессе разделения труда и определенной технологии; совершенствование управления — улучшение, рационализация с учетом конкретных условий функционирования6.
В условиях модернизации национальной экономики к системам управления регионом предъявляются новые требования, трансформируются общие подходы к их развитию. С формированием экономики знаний в системе общественного производства возникают новые процессы: развитие нематериальной сферы и нематериальной деятельности; производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная сеть.
Условия хозяйствования заставляют совершенствовать региональные системы управления, адаптируя старые элементы и формируя новые. Одними из них выступают «электронное правительство», «электронные общественные приемные», «многофункциональные центры». Это связано с решением правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти требования к системам управления ведут к изменениям в организационной структуре и механизме управления7.
Новые компоненты выполняют функции аккумулирования, хранения, обработки, передачи и распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений; создания условий для оперативного получения необходимой информации хозяйственными субъектами; ускорения социально экономических процессов за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий и средств связи; уменьшения информационной неопределенности за счет получения необходимой дополнительной информации из официальных источников; координации субъектов управления, т. е. проявление самостоятельности субъектами управления, в рамках создаваемого информационного пространства8.
Таким образом, трансформация систем управления регионом должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с информационной составляющей, что позволит эффективнее реализовывать функции управления: анализ, мониторинг, сопровождение, планирование и прогнозирование, а также консалтинг экономического роста региона и многие другие управленческие функции. Определить, насколько эффективно выполняются перечисленные функции управления, позволяет оценка деятельности органов исполнительной власти. Она необходима органам власти и обществу для повышения системности, обоснованности управленческих решений и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Для проведения такой оценки в различных регионах РФ разработаны собственные методики: «Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», «Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», «Методика оценки и мониторинга эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Калининградской области» и др. Всех их объединяет наличие в системе показателей блоков комплексной оценки уровня социально-экономического положения региона; оценки на основе показателей эффективности расходования бюджетных средств; оценки реализации реформ, признанных актуальными на федеральном уровне (реформы в сферах образования, здравоохранения и др.); оценки уровня выполнения полномочий на региональном уровне; оценки эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти населением с использованием опросных и социальных показателей; оценки открытости деятельности исполнительных органов государственной власти (ИОГВ).
К достоинствам рассмотренных методик следует отнести определение целевых установок, к выполнению которых в отчетном периоде должны стремиться ИОГВ; группировку показателей по основным направлениям деятельности ИОГВ, что позволяет проводить детальный анализ деятельности по отдельным направлениям; возможность проведения территориальных сравнительных оценок и определения направлений повышения эффективности деятельности ИОГВ.
В то же время для этих методик характерны и недостатки: подмена критерия эффективности критерием результативности; в большинстве методик отсутствуют интегральные показатели или, если они есть, то показатели при их формировании имеют одинаковый вес, что не соответствует реальности; односторонность оценки, так как значение интегрального показателя зависит только от одного направления деятельности (чаще всего от социально-экономического развития региона); зависимость оценки эффективности работы одного ИОГВ от эффективности работы другого ИОГВ, так как значение интегрального показателя одного муниципального образования зависит от уровня социально-экономического развития других муниципальных образований; слишком большой перечень показателей (150 и более), что делает методику оценки очень громоздкой.
С учетом вышесказанного мы предлагаем несколько иной подход к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти. Предлагаемая система показателей должна включать в себя три блока: показатели, характеризующие результаты деятельности управления регионом (основные социально-экономические показатели развития региона, результаты отрасли); показатели, характеризующие качество управления регионом (включая показатели общественного мнения, количественные оценки эффективности использования бюджетных средств, инвестиционной привлекательности региона); показатели, характеризующие деятельность органов государственной власти (реализация основных функций управления, степень развития инсти-туциональной сферы региона, состояние информационной инфраструктуры региона); показатели характеризующие использование ИТ в деятельности органов исполнительной власти.
Таким образом, предлагаемая система оценок должна быть прозрачной и доступной для проведения расчетов или получения оценок, не должна содержать большое количество показателей, чтобы исключить излишнюю громоздкость, должна содержать интегрированные показатели. Другое требование к такой системе состоит в необходимости обеспечения полной совместимости и сопоставимости показателей для разных условий их измерения, а также применения этих индикаторов в различных регионах страны. Иными словами, система должна быть инвариантна по отношению к оцениваемым объектам и условиям проведения этих оценок.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. C. 30.
2 Там же. C. 33.
3 См.: Макашева З.М. Исследование систем управления: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2009. С. 15.
4 Там же. С. 17.
5 См.: Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 26.
6 См.: Макашева З.М. Исследование систем управления ... С. 20.
7 См.: Петрова Е.А. Совершенствование систем государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18. С. 22—30.
8 См.: Ее же. Воспроизводство информации в региональной хозяйственной системе: теория, методология и практика. Волгоград: Изд-во ВолГу, 2009. С. 69.
Поступила 16.05.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная