И. С. Комадоров. Положение молодежных политических организаций в регионе
И. С. КОМАДОРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНЕ
КОМАДОРОВ Илья Сергеевич, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Камской государственной инженерно-экономической академии (г. Набережные Челны).
Ключевые слова: молодежные организации, многопартийность, гражданское общество, социальное самоуправление, государственное управление
Key words: youth organisations, multiplicity of parties, civil society, social self-government, social management
В современных условиях развития России особую актуальность приобрела проблема формирования гражданских структур общества. Кризис социального государства и крах авторитарных идеологий способствуют возрождению общественных политических движений. Одним из главных элементов гражданского общества является институт самоуправления, представляющий собой разновидность общественного устройства, выступающую за ликвидацию принудительного управления и неограниченной власти человека над человеком.
Несомненно, что управление — неотъемлемая часть любой политической системы. Чтобы что-то создавать, необходимо координировать совместные действия. Мировая практика выработала три основных инструмента управления: иерархию (жесткое подчинение нижестоящих уровней вышестоящим); культуру (человек руководствуется существующими традициями, обрядами, выработанными в обществе моделями поведения) и рынок (построен на равновесии интересов производителей-продавцов и потребителей-покупателей). Эти инструменты управления сосуществуют в сложной взаимосвязи, отделить их друг от друга практически невозможно, важно — чему отдается предпочтение. Это и определяет социально-политическую структуру конкретного общества или коллектива1.
Возникает вопрос «Какова роль государства в управлении обществом, подчинении масс людей политической воле власти?», на который существует множество ответов, охватывающих широкую палитру мнений: от монархистских и либеральных до анархических. В любом случае, признав необходимость управления в обществе, следует также признать необходимость в специальном координирующем, направляющем органе, способном соединить разрозненные интересы и помыслы в единую целенаправленную деятельность.
Самоуправление может служить не только альтернативой государственности, но и одним из механизмов реализации управленческой функции власти, которая не может охватить все аспекты государственного и муниципального управления и вынуждена делегировать полномочия (от узких, ограниченных до самых широких) на более низкий управленческий уровень2.
В контексте нашего исследования есть смысл говорить о двух аспектах формирования современного гражданского общества в регионе: о том, каким образом происходят самоорганизация и самоуправление в молодежных движениях, а также как они влияют на местное самоуправление, поскольку именно в молодежных организациях воспитывается и формируется культура государственности как ценность.
Анализ структуры и деятельности общественных организаций показывает, что они децентрализованы, часто бесструктурны и имеют ограниченные административно-политические связи. Инициативные группы, возникающие по разным проблемам, могут действовать совершенно независимо до определенного этапа или в течение всего своего существования. Они могут вступать в коалиции с местными политическими или другими общественными организациями, инициативными группами, которые работают по той же проблеме. Они могут создавать объединения в регионах.
Сегодня в г. Набережные Челны действуют 72 общественные организации, 10 из которых — молодежные, но, как отмечают активисты, дело не в количестве. Теперь у молодежи есть выбор, и она может себя реализовать. Многие руководители молодежных политических организаций — молодые люди. Сказанное выше актуализирует вопрос об отношении молодежи к общественным организациям и степени их самоорганизации.
Лабораторией рекламно-маркетинговых коммуникаций кафедры рекламы и связей с общественностью Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА) в феврале — апреле 2011 г. было проведено исследование, направленное на выявление рейтинга молодежно-политических общественных организаций. В качестве метода сбора первичной информации было выбрано формализованное интервьюирование. Объектом исследования стали студенты г. Набережные Челны. По данным, предоставленным исполнительным комитетом города, общая численность студентов города (генеральная совокупность) составляет 22 тыс. чел. Выборочная совокупность составила 1 500 чел. (студенты ИНЭКА, Набережночелнинского филиала Казанского государственного технического университета (КГТУ) (Казанского государственного авиационного института — КАИ), На-бережночелнинского филиала Казанского государственного университета (КГУ), Набережночелнинского филиала Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ), Набережночелнинского государственного торгово-технологического института (НГТТИ) и Института управления (ИУ).
Результаты опроса показали, что руководство Института управления всячески отговаривает студентов от участия в общественной жизни города, ссылаясь на то, что ребята, активно проявляющие себя в общественной жизни, имеют плохую успеваемость.
В каких-либо молодежно-политических общественных организациях состоят 68 % опрошенных студентов, 17 % не состоят, но интересуются, 5 % не состоят и не интересуются этим. Следует отметить, что 17 % респондентов, которые не состоят в какой-либо молодежно-политической общественной организации, но интересуются, ссылались на то, что недостаточно проинформированы о деятельности этих организаций. «Молодую гвардию „Единой России"» знают 96 % студентов, «Городской студенческий совет» — 83 %, «Свой мир строим сами» — 14 %, «Я — Челнинец» — 14 %, «Наше поколение» — 9 %.
Следует отметить, что первое место в рейтинге популярности заняла молодежно-политическая организация «Молодая гвардия» (96 %, 88 % из которых лично принимали участие в предвыборных пикетах для кандидатов партии «Единая Россия»); 9 %, которые отметили «Наше поколение» в качестве молодежной организации, ошиблись, так как это клуб альтернативного отдыха, направление деятельности которого — создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и молодежи, и к политике никакого отношения не имеет.
Деятельность молодежных общественных организаций нуждается в рекламе, она востребована, так как ситуация в Набережных Челнах, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, бедностью населения, требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешная модернизация страны возможна только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению государственной региональной молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость мониторинга реализации молодежной политики, сбора достоверной информации о досуге молодежи, ее потребностях и интересах.
Трудности формирования гражданского общества в современной России активно обсуждаются. Политическая повестка дня общенационального уровня гласит, что для того чтобы обществу двигаться вперед, необходимо, чтобы люди поверили в возможность построения хорошего общества, ибо «всякое политическое действие несет в себе стремление к знанию блага, в роли которого выступает хорошая жизнь или хорошее общество. Ибо хорошее общество представляет собой завершенное политическое благо»3. Институты самоуправления, появляющиеся в молодежной среде, дают каждому россиянину возможность (пусть иногда и призрачную) следить за развитием политических событий и способствовать продвижению общества по пути приобретения статуса «хорошего».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 5—14.
2 См.: Талеров П.И. Самоуправление — альтернатива государственности? // Прямухинские чтения 2009 года. М.: Тип. «Футурист», 2011. С. 81.
3 Штраус Л. Введение в политическую философию. М.: Логос, Праксис,2000. С. 9.
Поступила 10.11.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная