Д. А. Массеров. Совершенствование организационно-экономического механизма управления энергосбережением в регионе

Д. А. МАССЕРОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В РЕГИОНЕ

МАССЕРОВ Дмитрий Александрович, доцент кафедры экологии и природопользования Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: энергосбережение, программы энергосбережения, механизм управления энергосбережением, промышленное производство, энергоресурсы, регион

Key words: energy-saving, energy-saving programmes, energy-saving management mechanism, industrial production, energy resources, region

Увеличение стоимости затрат на сырье и энергию приводит к падению конкурентоспособности продукции промышленности России по сравнению с импортными аналогами. С учетом высокой доли затрат на энергию в структуре затрат на промышленную продукцию проблема ресурсосбережения определяется по большей части как вопрос энергосбережения. При этом актуализируется разработка, соответствующая современному периоду развития промышленности экономического и организационного механизма ресурсосбережения.

Повышение экологичности и эффективности производства в рамках отдельного промышленного предприятия и всей отрасли означает стабильность или увеличение производства на единицу затрат. Таким образом, если хозяйственный механизм усиливает заинтересованность предприятий в снижении энергетических затрат и платы за выбросы вредных веществ, то его можно оценить как эффективный, ресурсосберегающий и энергосберегающий.

Критерием эффективности хозяйственного механизма может служить степень стимулирования снижения энергетических и экологических затрат в процессе производства необходимого обществу количества потребительных стоимостей. Поскольку затраты материальных ресурсов могут быть выражены через энергетические ресурсы и доминируют в структуре затрат, то эффективность хозяйственного механизма должна проявляться в снижении удельных затрат энергетических ресурсов, выражающихся в энергоемкости валового национального продукта, национального дохода или в других показателях энергоемкости.

Переход к рыночной экономике не создал предпосылок к формированию механизма ресурсосбережения на всех уровнях управления промышленностью. Ряд проблем теоретического, методического и практического характера остался нерешенным, в том числе обоснование методики формирования механизма ресурсо- и энергосбережения, действующего на различных уровнях управления промышленным производством; разработка классификации факторов, оказывающих влияние на уровень и динамику ресурсо- и энергосбережения в промышленности, учитывающую внутреннюю и внешнюю экономическую среду промышленного предприятия, и т. д.

В ходе разработки механизма энергосбережения в промышленности необходимо дифференцировать современные методы и формы его реализации по сферам производственной деятельности, в том числе по отраслям промышленности, уровням управления, территориальным формированиям, временным периодам. Подобная классификация позволяет на основе учета факторов, в наибольшей степени влияющих на показатели энергоемкости различного уровня, создать систему управления энергосбережением в промышленности. Большое значение в данном случае имеют государственное программирование, структурная перестройка промышленного производства, субвенции, налоговые льготы, льготное кредитование, амортизация и др.

Значительную роль в реализации государственной энергосберегающей политики играют государственные программы поддержки промышленного сектора. Прежде всего это относится к программам технического развития, разрабатываемым правительственными органами совместно с крупнейшими национальными и транснациональными промышленными корпорациями. В частности, эти программы относятся к энергетическим отраслям, ускоренному развитию наукоемких промышленных производств с относительно низким удельным потреблением энергетических ресурсов, созданию и внедрению малоотходных и безотходных технологий, комплексному использованию сырья и увеличению использования отходов производств для утилизации энергии.

За рубежом большие масштабы приняли различные формы государственного регулирования, использующие в качестве стимулов налоговые и амортизационные льготы, субсидии и льготные кредиты. Особую роль играет экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов — промышленных предприятий. Экономичное, рациональное использование топлива и энергии, а также воды ведет к уменьшению бюджетных затрат на топливо- и энергообеспечение объектов промышленности.

Одной из форм государственного регулирования мате-риало- и энергопотребления в промышленности в условиях рыночных отношений может стать поощрительная амортизационная политика, осуществляемая при создании и использовании высокоэффективных энергоэкономных технологий и оборудования. Ускоренная амортизация в данном случае способствует энергосбережению с двух точек зрения. Во-первых, это позволяет списывать стоимость основных производственных фондов (как правило, составляющих большую часть основного капитала) по более высоким нормам амортизации, создавая возможность быстрейшего оборота капитала и ускорения технического перевооружения. Во-вторых, это означает налоговые субсидии. К концу амортизационного срока промышленного оборудования потери сырья увеличатся на 15—20 %. Таким образом, ускорение списания оборудования позволит сократить не только затраты топливно-энергетических ресурсов изношенного оборудования, но и снизить прямые потери сырья.

На Западе широкое распространение получило государственное регулирование энергосбережения посредством налоговой политики, как правило, с применением налоговых скидок с сумм, направляемых на проведение НИОКР по энергосбережению. В США, Японии и западноевропейских странах есть государственные органы, с помощью которых усиливается или ослабляется вмешательство государства, изменяются приоритеты определенных элементов хозяйственного механизма энергосбережения и отдельных его направлений.

Целесообразно создание подобного органа в регионах России. К процессу выработки решений о приоритетных направлениях энергосбережения и соответствующих мероприятиях должны привлекаться ведущие в этой области предприятия, акционерные общества, НИИ и КБ. В функции структур, принимающих участие в выработке и реализации мер государственного регулирования энергосбережения в регионе, должны входить выбор приоритетных направлений энергосбережения на основе прогнозирования, темпов роста и отраслевой структуры промышленности и всего народного хозяйства, направлений и темпов роста научно-технического прогресса, текущей и прогнозируемой экологической ситуации в регионе; разработка форм и методов регулирования энергопотребления (ресурсосбережения) по приоритетным направлениям; разработка соответствующих рекомендаций; оценка эффективности предлагаемых мероприятий и ресурсов, необходимых для их осуществления; подготовка соответствующей нормативной базы.

Для стимулирования инвестиций, в том числе иностранных, в энергосбережении необходимо создать правовые условия для их привлечения, а также устранить информационный барьер в этой сфере между странами и регионами. Международные институты и государства, помимо проведения разумной энергосберегающей политики в регионах страны, решают и общечеловеческие проблемы обеспечения энергоресурсами, сдерживания эмиссии парниковых газов и глобального потепления. Следовательно, возможность совместного решения глобальных проблем развития цивилизации является сегодня одним из благоприятных факторов привлечения зарубежных инвестиций в энергосбережение России.

Таким образом, источниками инвестиций для реализации программ энергосбережения могут быть средства международных и зарубежных организаций, фондов и государств, бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов и организаций, хозяйствующих субъектов РФ. При этом стимулированию энергосбережения может способствовать также применение традиционных способов экономического поощрения: льготы, в том числе налоговые, для предприятий, выпускающих продукцию, соответствующую мировым стандартам по показателю энергоемкости; амортизационные льготы по налогу на прибыль, таможенным пошлинам на энергосберегающее оборудование; льготные кредиты; отсрочки выплат по кредитам; налоговые кредиты по энергосберегающим проектам, в том числе с участием иностранного инвестора. Возможность заниматься внешнеэкономической деятельностью становится новым позитивным фактором решения регионами экономических и социальных проблем.

Система административных методов стимулирования энергосбережения находится в стадии формирования и требует значительных корректировок. Кроме того, использование административных методов ограничено экономическими и финансовыми возможностями. В этой ситуации необходимо использование методов административного и экономического воздействия на осуществление и интенсивность реализации энергосберегающих мероприятий. В настоящее время при реализации программ энергосбережения все большее значение, на наш взгляд, следует придавать экономическим рычагам.

Для успешного проведения энергосберегающей политики в промышленности Республики Мордовия (РМ) необходимо разработать организационно-экономический механизм и создать нормативно-правовую, производственную и кадровую базы, которые позволили бы сделать энергосбережение не только выгодным, но и относительно простым.

Экономия энергоресурсов в производственной и непроизводственной сферах в Мордовии осуществляется далеко не в полной мере. Это объясняется неустойчивым финансовым положением большинства предприятий, неподготовленностью соответствующих служб, персонала к осуществлению мер энергосберегающей политики. К важнейшим задачам в этой сфере следует отнести системы нормативов потребления энергоресурсов, льгот и штрафов для потребителей и производителей энергии, энергосберегающего оборудования, приборов учета и контроля; систему контроля за использованием энергоресурсов в регионе; отработку методики обследования предприятий для выявления потенциала энергосбережения и выработки управленческих решений; организацию льготной торговли приборами учета, измерения и контроля за использованием энергоресурсов, специального энергосберегающего оборудования и материалов; выявление основных участников процесса управления энергосберегающей деятельностью, определение их функций, прав и обязанностей.

Со стороны государства следует предусмотреть ограничения в предоставлении финансовых средств для потребителей, не уделяющих достаточного внимания этим вопросам. С позиции организации энергосберегающей деятельности ключевым является вопрос о финансировании энергосберегающих проектов и программ. Каждый проект требует индивидуального решения при выборе источников, механизмов и схем финансирования. Следовательно, задачей совершенствования нормативно-правовой базы является расширение возможностей выбора таких решений.

Финансирование программ энергосбережения предполагается осуществлять за счет республиканского и местных бюджетов, средств инвесторов, собственных средств предприятий, ожидаемой в будущем экономии энергоресурсов. Достаточно существенная финансовая поддержка государства стимулирует привлечение инвестиций и вложение собственных средств в энергосбережение. Основным вариантом получения бюджетных средств является включение проектов по энергосбережению в региональные и федеральные программы.

Другой вариант финансирования энергосберегающих мероприятий, проводимых на промышленных предприятиях, предусматривает возвратный «револьверный» механизм финансирования из средств республиканского и местных бюджетов. Суть этого механизма состоит в том, что организации, выполняющей энергосберегающие работы на объектах бюджетной сферы, выделяется из бюджета начальный объем финансирования, значительно меньший требуемого для работ на всех объектах, но достаточный для выполнения энергосберегающих мероприятий на части объектов. В результате выполнения работ потребление энергоресурсов соответствующих объектов уменьшится. Для них можно будет снизить объем бюджетных дотаций на эти цели. Подобные дотации можно использовать для регионов, не имеющих собственных энергоресурсов. При этом часть полученной экономии бюджетных средств направляется на погашение полученных кредитов, а часть используется для целевого аккумулирования средств, предназначенных для финансирования энергосберегающих работ на следующей части объектов. Дальнейшее финансирование может осуществляться из бюджета и аккумулированных средств. В зависимости от величины начального финансирования, сроков окупаемости проектов и доли реинвестируемых сэкономленных средств наступает момент, когда аккумулированных сэкономленных средств хватает для финансирования работ, а бюджет, ничего не инвестируя в программу, получает возможность снизить объем затрат на потребление энергоресурсов объектам бюджетной сферы. Здесь возможны различные варианты: реинвестирование в энергосбережение отсутствует, т. е. организация использует средства от экономии на собственные нужды; реинвестируется часть экономии; реинвестируется вся экономия.

Максимальные бюджетные вложения и их экономия получаются в последнем варианте. Однако в этом случае отсутствуют стимулы для организации, в которой проведены энергосберегающие мероприятия. Каждое бюджетное вложение в энергосбережение после окупаемости мероприятий и использования, например, в течение года полученной экономии, должно заканчиваться уменьшением бюджетного финансирования на величину экономии.

Для проведения подготовительных работ потребуются денежные ресурсы и подготовленные кадры. Наиболее простой путь получения необходимых средств — формирование фонда энергосбережения. Он формируется всеми участниками финансовой инфраструктуры региона с обязательным участием уполномоченного банка. Последнему законодательно определяются льготы на ведение инновационной деятельности по энергосберегающим проектам со сроком окупаемости 3—5 лет. Источниками наполнения фонда могут быть региональные тарифы на топливно-энергетические ресурсы; платежи промышленных предприятий за экологически вредные выбросы; штрафы, начисляемые Министерством природных ресурсов РМ и Мордовгосэнергонадзором в порядке их деятельности; доходы от использования временно свободных средств самого фонда (депозит и др.); добровольные взносы юридических и физических лиц. При создании фонда энергосбережения необходимо предусмотреть, с одной стороны, разумную централизацию средств, с другой — четкое распределение функций по внедрению систем управления энергосбережением между теми, кто будет иметь возможность пользоваться финансовыми средствами фонда.

Мощным средством реализации энергосберегающего потенциала региона должна быть нормативно-правовая регламентация деятельности хозяйствующих субъектов в направлении формирования благоприятной экономической среды, включая соответствующую налоговую политику и доступ к льготному кредитованию. Система разработанных мер, безусловно, сделает энергосбережение экономически выгодным.

Систему управления энергосбережением должен возглавлять орган, авторитет которого позволил бы преодолевать межведомственные и другие барьеры, организовывать взаимодействие с федеральными структурами, координировать деятельность всех органов государственного управления в республике. Главными итогами реализации механизма управления энергосбережением будут достижение состояния энергетического насыщения экономики и превращение энергосбережения на предприятиях в крупный источник удовлетворения потребности региона в энергоресурсах. Вместе с тем политику энергосбережения следует направить не только на снижение дефицита топливно-энергетических ресурсов республики, но и на защиту окружающей среды.

Для территории Мордовии характерна высокая техногенная нагрузка. Негативное влияние энергетики на окружающую среду проявляется, во-первых, в количественном воздействии, т. е. в изъятии и потреблении природных ресурсов (кислород, вода, земля), во-вторых, в качественном воздействии отходов энергетического производства в виде вредных выбросов, отходов, побочных эффектов (теплового, электромагнитного, акустического загрязнения), нарушения ландшафтов территории, влияния на микроклимат.

Переход на энергосберегающий путь развития является необходимым условием успешной модернизации промышленности РМ, поэтому большое значение приобретает реализация республиканской программы энергосбережения. Мониторинг за ее реализацией необходимо вести всем государственным структурам, трансформируя ее в политику энергосбережения.

Поступила 27.04.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная