И. В. Иванов. Составляющие программы реализации инвестиционного потенциала пенсионных накоплений на региональном уровне

И. В. ИВАНОВ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ИВАНОВ Игорь Викторович, аспирант Института региональных экономических исследований (г. Сергиев Посад).

Ключевые слова: регионы, программа, инвестиции, потенциал, пенсионные накопления

Key words: regions, programme, investments, potential, pension savings

Сущность пенсионного обеспечения как экономической категории проявляется в выполняемых им функциях: экономической и социальной. Действие экономической функции заключается в воспроизводстве трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики посредством обеспечения связи между размером пенсии и трудовым вкладом работника. Социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости и выражается в обеспечении минимального жизненного уровня членам общества при наступлении старости, инвалидности и реализации других социальных рисков1.

В бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2008—2010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Эта задача была конкретизирована в следующем бюджетном послании в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, так и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать и упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями2.

Введение механизма социальной защиты накопительного элемента расширяет возможности использования пенсионной системы как элемента инвестиционной среды, в том числе и на региональном уровне. Вместе с тем в последнее время стала отчетливой тенденция к увеличению критических оценок накопительной пенсионной системы. В частности, в докладе Минздравсоцразвития РФ отмечается, что в случае негативных тенденций в экономике возможна раз-балансировка накопительной пенсионной системы двух видов: 1) если пенсионеры для получения права на будущую продукцию накапливают денежные активы, например, в форме государственных облигаций, то желаемое потребление пенсионеров будет превышать возможные накопления работников. Превышение спроса на товарном рынке приведет к росту цен и снижению покупательной способности аннуитета пенсионера; 2) если пенсионеры для получения права на будущую продукцию накапливают денежные активы, например, в форме акций, то желаемые продажи активов пенсионеров будут превышать желаемые покупки этих активов работниками. Превышение предложения на рынке ценных бумаг приведет к снижению цены пенсионных активов, пенсионных накоплений и, соответственно, повлияет на размер аннуитета3.

Кроме того, накопительные пенсионные системы сталкиваются с дополнительными рисками, не присущими распределительным системам. К ним относятся риски, связанные с неумелым управлением пенсионными накоплениями, цикличностью инвестиционных процессов, изменением актуарной стоимости пенсионных аннуитетов. Помимо этого, администрирование накопительной пенсионной системы значительно выше, чем затраты по управлению распределительной системой4. Соответственно, алгоритм использования инвестиционных возможностей пенсионной системы должен быть устойчив к изменениям параметров этой системы.

Реализация мер, адаптированных к динамично меняющейся ситуации и имеющих среднесрочный и долгосрочный характер, наиболее рациональна в рамках программно-целевого подхода. В связи с этим закономерной представляется структуризация проводимых мероприятий в рамках целевой региональной программы, обеспечивающей объединение средств и возможностей всех институтов власти и управления, бизнес-структур, физических лиц, заинтересованных в развитии системы пенсионного обеспечения, в качестве фактора воздействия на социально-экономическую среду.

Оценка структуры и объема регионального рынка пенсионного обеспечения, а также набора факторов и последствий реализуемых мероприятий должна выступать в качестве обязательного этапа, предшествующего разработке программы. В связи с этим интересна система анализа рынка, разработанная О. Н. Козловой и А. Э. Сахабутдиновой5 для негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Они представили субъектно-объектный подход, предполагающий выделение и рассмотрение составляющих этого рынка: НПФ и участники фонда как непосредственные субъекты рынка, а также НПО как специфическая финансовая услуга, оказываемая фондами и являющаяся объектом купли-продажи. С учетом некоторых корректировок этот подход может быть применен для анализа инвестиционного потенциала всего регионального рынка пенсионного обеспечения с учетом результатов предлагаемых программных мероприятий.

Особое значение имеют разработка и предварительная детализация основных направлений и целей комплексной программы. На рисунке представлена возможная структура программы развития инвестиционного потенциала пенсионных накоплений.

Основной целью мероприятий в сфере законодательства и нормативной базы является совершенствование правового обеспечения реализации программы. Начальными этапами должны стать анализ соответствия региональной правовой базы требованиям федерального законодательства и устранение выявленных несоответствий, если они имеют место. Могут также быть предусмотрены разработка регионального закона (постановления органа исполнительной власти) о порядке финансирования пенсионного обеспечения граждан на территории региона и положения о порядке оценки организаций, осуществляющих функции управления пенсионными накоплениями. В части методического обеспечения контроля за эффективностью использования пенсионных накоплений разрабатывается методика оценки экономической обоснованности всей системы пенсионного обеспечения в регионе.

Рисунок  доступен в полной PDF - версии журнала.

Совершенствование механизмов управления системой пенсионного обеспечения региона охватывает сферы развития накопительной пенсионной системы, а также обеспечение качества и надежности структур, осуществляющих инвестирование пенсионных накоплений. Характер мероприятий в области развития институтов накопительной пенсионной системы зависит от выбранных приоритетов. Для решения задачи ускоренного вовлечения в сферу управления пенсионными накоплениями негосударственных управляющих структур, в том числе и недислоцированных на территории региона, может быть установлен ежегодный норматив удельного веса негосударственных структур, управляющих пенсионными накоплениями. В случае принятия решения о приоритетности интенсификации процесса вовлечения пенсионных накоплений в экономику региона возможно установление ежегодного норматива удельного веса пенсионных накоплений граждан, проживающих на территории региона, инвестированных в экономику региона в общем объеме пенсионных накоплений. Мероприятия в сфере обеспечения качества и надежности структур, осуществляющих инвестирование пенсионных накоплений, могут включать установление значений интегральных показателей эффективности деятельности (рейтингов) управляющих структур.

В ходе реализации программы должна быть проведена оптимизация структуры собственности и организационных форм субъектов в сфере пенсионного обеспечения региона. Например, акционирование предприятий и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности региона, расширит возможности инвестирования средств пенсионных накоплений. Приватизация этих объектов приведет к повышению доли частной собственности в сфере инвестирования пенсионных накоплений. Для расширения институциональной базы негосударственного пенсионного обеспечения (если такая задача поставлена) в разрабатываемую программу может быть интегрирован комплекс мер, стимулирующих создание новых негосударственных структур, управляющих пенсионными накоплениями.

Программные мероприятия в области бюджетной политики дифференцируются в зависимости от приоритетов региональной государственной социальной политики сокращения расходов бюджета и сглаживания социального неравенства. В первом случае в рамках программы может быть установлен норматив ежегодного сокращения бюджетных ресурсов, направляемых на реализацию региональных пенсионных программ, во втором — установление минимального размера пенсионного обеспечения на территории региона. Сбалансированность источников финансирования программ пенсионного обеспечения должна быть обеспечена расчетом и установлением рационального соотношения между источниками финансирования в зависимости от характера программных мероприятий (индикаторов).

Мероприятия в сфере основных фондов и инвестиций направлены на улучшение их состояния и повышение инвестиционной активности на территории региона. Они могут включать установление норматива ежегодного снижения доли основных фондов, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, за счет привлечения средств пенсионных накоплений; темп прироста инвестиций в экономику региона с использованием средств пенсионных накоплений; долю средств инвестиций негосударственных пенсионных фондов в общем объеме инвестиций в экономику региона.

Действия в области развития инноваций предусматривают внедрение современных технических средств и технологических решений в экономику региона и их применение в системе социальной защиты. В связи с этим могут быть предложены установление индикаторов, характеризующих использование средств пенсионных накоплений для финансирования НИОКР; индикативный показатель доли средств пенсионных накоплений, вложенных в инновационные производства. Для повышения использования инновационных технологий в региональных структурах ПФР и НПФ, оперирующих на территории региона, может быть предусмотрен целевой показатель доли соответствующих современным требованиям технических средств и процедур в деятельности региональной системы пенсионного обеспечения.

В ходе реализации программных мероприятий должны быть оптимизированы условия функционирования рынков в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем установления благоприятной конкурентной среды. Для обеспечения выбора управляющей организации должно быть увеличено предложение на рынке услуг управления пенсионными накоплениями. На основе результатов маркетинговых исследований рынка могут быть приняты целевые значения числа организаций, оказывающих услуги по управлению пенсионными накоплениями. Конкуренция за право привлекать средства пенсионных накоплений на территории региона может быть обеспечена за счет программных мероприятий по совершенствованию конкурсных процедур.

Важное значение имеет обеспечение необходимой квалификации кадров в сфере управления пенсионными накоплениями. В связи с этим предусматривается подготовка нормативов квалификации кадров в соответствии с характером деятельности, должностными инструкциями и т. д. Весьма значима и реализация мероприятий по совершенствованию знаний граждан, осуществляющих пенсионные накопления об экономической сущности данного процесса, процедурах выбора управляющих структур, инвестиционных процессах, возможных рисках. Тесно связанной с вышеупомянутым направлением является информационная политика, которая может быть обозначена в качестве отдельного блока программных мероприятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. М.: Дашков и Ко, 2009.576 с.

2 См.: Соловьев А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы. URL: http://institutiones.com/strategies/893-dolgosrochnaja-strategija-razvitija-pensionnoj-sistemy.html (дата обращения: 17.01.2011).

3 См.: Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса». 2010.

4 Там же.

5 См.: Козлова О.Н., Сахабутдинова А.Э. Методический подход к оценке состояния регионального рынка негосударственного пенсионного обеспечения // Финансы. 2008. № 4. С. 87—91; Их же. Оценка состояния регионального рынка негосударственного пенсионного обеспечения на примере Сибирского федерального округа // Там же. 2009. № 3. С. 82—87.

Поступила 15.03.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная