Н. А. Филиппова, М. С. Лебина. Совершенствование организации взаимодействия правоохранительных и налоговых органов региона в борьбе с правонарушениями и преступлениями в налоговой сфере

Н. А. ФИЛИППОВА, М. С. ЛЕВИНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И НАЛОГОВЫХ  ОРГАНОВ РЕГИОНА В БОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

 ФИЛИППОВА Наталья Алексеевна, заведующая кафедрой налогов и налогообложения Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

ЛЕБИНА Марина Сергеевна, аспирант кафедры налогов и налогообложения Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые правонарушения, правоохранительные органы, налоговые органы, совместные проверки

Key words: tax crimes, tax delinquencies, law enforcement authorities, tax authorities, joint inspections

В Российской Федерации происходят глубокие политические и экономические преобразования, затрагивающие все сферы экономической жизни общества, в том числе и систему налогообложения, которая обеспечивает поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней. В связи с этим охрана общественных отношений в сфере налогообложения играет существенную роль в обеспечении нормального функционирования системы жизнеобеспечения страны, экономической безопасности и суверенитета любого современного государства. Во многих странах налоговые преступления относятся к категории тяжких, и борьба с ними — задача национального масштаба.

Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие специальных контрольных и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия. От того, насколько четко налажено взаимодействие этих органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты налогов и сборов, а также обеспечение обязанностей по их уплате1.

Наиболее криминогенными секторами экономики и предпринимательской деятельности сегодня являются банковская деятельность, валютные операции, операции с наличными денежными средствами, страховая деятельность, экспорт нефти, операции с нефтью и нефтепродуктами, туризм, офшоры, строительный бизнес.

В условиях мирового финансового кризиса и неблагоприятных тенденций в развитии экономики обстановка в налоговой сфере осложнилась и в Республике Мордовия. Отмечен рост преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов с организаций (с 17 случаев в 2005 г. до 30 в 2009 г.). Причем в 2009 г. количество преступлений по ст. 199 УК увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2008 г. Это объясняется тем, что в 2009 г. экономика Мордовии функционировала в условиях мирового финансового кризиса, который внес коррективы в социально-экономическую ситуацию. Так, доля убыточных предприятий составила 33 % (23 % в 2008 г.). По сальдированному финансовому результату, на 1 занятого республика заняла последнее место среди регионов ПФО и 59-е место по России. Реальная заработная плата снизилась за этот период на 3,6 %, реальные располагаемые доходы населения — на 1,8 %. Безусловно, это не могло не сказаться на росте налоговых преступлений, так как неустойчивое финансовое положение налогоплательщиков часто является определяющим фактором уклонения от уплаты налогов.

Количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов с физического лица, увеличилось с 8 в 2007 г. до 31 в 2009 г. (прирост в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 10 %), с неисполнением обязанностей налогового агента — с 5 до 14 (16 %). Исключение составляет ст. 199.2, предусматривающая ответственность за сокрытие денежных средств или имущества (в 2005 г. — 17, в 2008 г. — 6, в 2009 г. — 6). В данном случае причина вполне понятна: обязанность по уплате налогов уже не исполнена, и, продолжая преступное бездействие, налогоплательщик пытается создать видимость невозможности уплаты налогов.

Непоступление в бюджетную систему республики запланированных доходов препятствует полноценному решению социально-экономических задач, которыми определяется будущее региона. Однако зачастую опасен не столько сам факт непоступления денег в казну, сколько их использование на «нужды» теневого и криминального бизнеса.

В связи с этим увеличивается потребность в повышении эффективности и качества совместной работы налоговых органов и органов внутренних дел. С 30 июня 2009 г. такое взаимодействие осуществляется в соответствии с Приказом МВД России и ФНС России «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» № 495/ММ-7-2-347. Этот приказ определяет принципы, направления, порядок и формы взаимодействия для обеспечения экономической безопасности.

Проведение документальных проверок осуществляется в рамках инструкции «О порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления», утвержденной данным приказом. Она предусматривает определенные требования, предъявляемые к оформлению материалов, которые направляются налоговыми органами в органы внутренних дел для принятия решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ2.

В результате анализа материалов, поступающих из УФНС РФ по РМ, можно сделать вывод, что не всегда соблюдаются требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Имеют место факты направления налоговыми органами неполного объема необходимых документов по материалам выездных налоговых проверок для принятия решения в порядке ст. 144, 145 УПК. По таким материалам принять обоснованное решение в течение ограниченного времени (10 суток) проблематично.

Налоговыми органами в состав материалов, передаваемых в Управление по налоговым преступлениям МВД РМ, обычно включаются только акт выездной налоговой проверки, копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, копия возражений по акту выездной налоговой проверки (при их наличии). Другие документы, предусмотренные указанной инструкцией, направляются не всегда.

Раздел 3 инструкции в целях обеспечения оперативности и повышения эффективности деятельности по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах предусматривает предварительное ознакомление с ними сотрудников органов внутренних дел. Однако за пять месяцев 2010 г. ни по одному направленному в органы внутренних дел для рассмотрения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ материалу выездной налоговой проверки не проводилось предварительное ознакомление с сотрудниками Управления по налоговым преступлениям МВД РМ.

Это обстоятельство снижает эффективность совместной работы органов внутренних дел и налоговых органов по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с нарушением налогового законодательства.

Наличие проблем налоговых правонарушений и преступлений в Мордовии столь же актуально и остро, как и на всей территории РФ. Эффективность взаимодействия налоговых и правоохранительных органов определяют результаты их совместной работы. За 2009 г. налоговыми органами в органы внутренних дел в регионе направлен всего 41 материал налоговых проверок для принятия решения в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ. Причем количество материалов, поступающих из налоговых органов, с каждым годом уменьшается. Для принятия решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ налоговыми органами в органы внутренних дел был направлен в 2005 г. 71 материал налоговых проверок, выявлены 6 преступлений, т. е. 8,5 % от направленных в органы внутренних дел материалов; в 2006 г. — 108 материалов, выявлены 26 преступлений (28 %); в 2007 г. — 57 материалов, выявлены 19 преступлений (33 %); в 2008 г. — 29 материалов, выявлены 8 преступлений (28 %), из них по совместным проверкам, проводимым по инициативе УНП, выявлены 3 преступления. Результаты совместной работы свидетельствуют о недостаточно эффективном использовании возможностей взаимодействия МВД РМ и ФНС РМ.

По статистическим данным, из возбужденных уголовных дел о налоговых преступлениях в суд поступает около 10 %, остальные прекращаются на стадии предварительного следствия или возвращаются судом на дополнительное расследование, в том числе из-за некачественного расследования и недоказанности вины налогоплательщика в умышленном уклонении от уплаты налогов. Трудности доказывания по налоговым преступлениям в немалой степени обусловлены недостаточностью теоретической разработанности вопросов уголовно-правовой характеристики налоговых преступлений.

Таким образом, выявленные недостатки в первую очередь свидетельствуют о наличии значительных резервов взаимодействия. Для повышения уровня и результатов взаимодействия мы считаем необходимым рекомендовать налоговым органам и органам внутренних дел РФ осуществление ряда мероприятий.

Во-первых, принять меры по расширению практики проведения совместных мероприятий в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не предоставляющих отчетность в налоговые органы или предоставляющих «нулевые» балансы при наличии информации о ведении ими хозяйственной деятельности; крупнейших налогоплательщиков; организаций, предъявляющих к возмещению суммы налога на добавленную стоимость по экспорту и операциям на внутреннем рынке; организаций, получающих дополнительные льготы по налогам и сборам в зонах экономического благоприятствования; организаций, функционирующих в сфере производства и оборота алкогольной продукции; иных категорий налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений.

Во-вторых, необходимо повысить качество проводимых проверок за счет широкого внедрения предпроверочного анализа, позволяющего выявлять перспективные направления и объекты проверки; методов осуществления контроля, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы и анализе информации о физических объемах потребляемых ресурсов и производимой продукции.

В-третьих, следует реализовывать согласование программ выездных налоговых проверок с четким разграничением функций между проверяющими. В ходе проведения совместных проверок органам внутренних дел нужно оказывать активное содействие и принимать непосредственное участие в применении методов контроля, предусмотренных ст. 90—98 Налогового кодекса РФ (участие свидетеля, осмотр, истребование документов, выемка документов, экспертиза, участие понятых и др.).

В-четвертых, требуется обеспечить обоюдное рассмотрение жалоб и разногласий по результатам совместных проверок, оказывать взаимную правовую помощь при подготовке материалов для рассмотрения в арбитражном суде по актам проверок, совместно участвовать в судебных процессах и т. д.

Необходимо помнить, что одной из причин налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние общества, налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем налоговой культуры. Принимая это во внимание, главным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения, что предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении. Основное внимание, на наш взгляд, следует уделить просветительской работе с налогоплательщиками, формированию налоговой культуры, дисциплины. Во многих странах мира такая работа проводится на очень высоком уровне. Причем обучение налоговому законодательству, налоговое просвещение и консультирование осуществляются за счет бюджета государства. Кроме того, создаются службы, ответственные за налоговое консультирование и его осуществление. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать примеры правильного применения налогового законодательства3.

Также стоит отметить получившие широкое распространение во многих странах мира различные способы «легального» ухода от уплаты налогов с использованием специальных «налоговых схем» и «программ», разработка которых стала основным видом деятельности для огромного количества консультативных фирм. Такие схемы и программы позволяют использовать несовершенство налогового законодательства в преступных целях. В связи с этим весьма актуальной представляется задача разработки механизма эффективного выявления новых налоговых схем, оценки их законности, отслеживания динамики распространения и контроля за их применением. Поэтому для России необходим новый подход к выявлению и пресечению незаконных налоговых схем, заключающийся в обязательной их регистрации. Характерной особенностью этой системы является то, что она возлагает основную обязанность по декларированию налоговых схем на их «поставщиков» (банковские и кредитные организации, юристы и налоговые консультанты) или на самих налого-плательщиков4.

Предлагаемая система уже опробована и успешно функционирует в Великобритании и США. Принцип учета налоговых схем довольно прост: каждый, кто создал новый способ получения налоговой выгоды, обязан его задекларировать в налоговой службе. Эта обязанность возлагается в основном на поставщиков налоговых схем. Ими признаются банковские учреждения или учреждения, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами, или лица, оказывающие услуги и имеющие отношение к налогам5.

Анализ мирового опыта использования предложенного способа борьбы с налоговыми схемами дает возможность сделать вывод, что система декларирования таких схем позволяет своевременно и эффективно бороться с самыми сложными налоговыми правонарушениями и преступлениями. Таким образом, реализация рекомендаций сократит рост налоговых преступлений и решит проблему уклонения от уплаты налогов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Максимова Л. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1. С. 23.

2 См.: Дубоносов Е.С. Комментарий к Приказу МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2009. № 11. С. 27—30.

3 См.: Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. 2008. № 5. С. 14—15.

4 См.: Шередко Е.В. Современное состояние органов налогового администрирования Великобритании // Налоги и налогообложение. 2008. № 7. С. 25.

5 См.: Елинский А.В. Опыт Великобритании и США по разграничению законной и незаконной минимизации налогов и его значение для совершенствования российского законодательства // Налоги. 2006. № 1. С. 17.

Поступила 18.01.11.