А. Д. Еремеев. Этническое, национальное и общечеловеческое в художественной культуре

А. Д. Еремеев

Этническое, национальное и общечеловеческое в художественной культуре

А. Д. Еремеев, кандидат философских наук, доцент

У каждого народа под влиянием комплекса условий вырабатывается некая модель видения действительности, которая определяет своеобразие средств художественно-образного мышления. Однако специфика восприятия и последующего отражения действительности в искусстве вовсе не говорит об абсолютной исключительности «национального видения», поскольку «национальное» предстает как структура, состоящая не только из «этнического» (уникально-самобытного), но и из «внеэтнического» (сверхэтнического), приобретенного или самостоятельно выработанного.

Этнонациональные особенности искусства, выступающие довольно рельефно в характерных сюжетах, образах, приемах, формах, необходимо содержат в себе и общечеловеческие черты, например, героизм и мужество, любовь к родной земле, гуманизм и др., а также общие идеи, относящиеся к сфере концептуально-образных начал модели общечеловеческого художественного мышления. Это касается и композиционных схем и жанровых структур искусства, которые в отличие от стилистики имеют ярко выраженный сверхэтнический характер.

Достоянием человечества художественное произведение становится благодаря «неисчерпаемости» и «неоднозначности» искусства. Избыточность заключенной в произведении информации и возможность извлечения из его содержания новых смыслов позволяют снимать пространственно-временные и национальные преграды. Именно по такому пути шли художественные творения титанов Возрождения, гениев реализма, новаторов и экспериментаторов авангардно-модернистского толка, в содержании которых человечество открывает и актуализирует черты, элементы и образцы, прямо согласующиеся с изменяющейся действительностью.

Характер субординации категорий «национальное» и «общечеловеческое» зависит от смысла, вложенного в их содержание. Это порождает возможность терминологической вариативности и обусловливает наличие таких модификаций, как «народное» и «интернациональное». Поскольку общечеловеческая содержательность является своеобразной мерой национального, то национально-специфические черты и признаки необходимо рассматривать как конкретно-исторические формы модификации общечеловеческих законов общественного развития.