Т. А. Кузнецова, А. А. Ташкинов, В. Д. Черкасов. Национальный исследовательский университет как центр инновационной деятельности региона

Т. А. КУЗНЕЦОВА, А. А. ТАШКИНОВ, В. Д. ЧЕРКАСОВ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА1

КУЗНЕЦОВА Татьяна Александровна, декан факультета дистанционных образовательных технологий Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент.

ТАШКИНОВ Анатолий Александрович, первый проректор Пермского государственного технического университета, доктор физико-математических наук.

ЧЕРКАСОВ Василий Дмитриевич, заведующий кафедрой прикладной механики Мордовского государственного университета, доктор технических наук, профессор.

Ключевые слова: образовательные и научно-технические инновации, конкурентоспособность, управление качеством подготовки, междисциплинарные проекты, информатизация, инновационная инфраструктура, трансфер технологий

Key words: educational and scientific and technical innovations, competitive ability, preparation quality management, inter-disciplinary projects, informatisation, innovative infrastructure, technologies transfer

Актуальность инновационно-ориентированного регионального развития в рамках расширения международной интеграции и глобализации обусловлена необходимостью обеспечения конкурентоспособности региона. Инновационное развитие региона возможно при наличии организованной и эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры, создающей совокупность условий (фундаментальная наука, система образования) в рамках комплекса взаимосвязанных структур (организаций, промышленных и иных общественных объектов), обеспечивающих возможность эффективной инновационной деятельности. Важнейшими требованиями инновационного развития являются экономические (целевые программы, направленные на решение экономических, научно-технических и других задач региона), экологические (экологическое управление, основанное на принципе эколо-го-антропогенного равновесия) и социальные (социальные программы, основанные на принципах свободного саморазвития личности и обеспечения высокого качества жизни)2.

Инновационное развитие региона основано на взаимодействии вузов, предприятий и учреждений всех форм собственности3. Эффективность инновационной деятельности определяется качеством подготовки кадров, способных производить инновации, и качеством научных исследований и разработок4. В связи с этим главным субъектом инновационной деятельности в регионе являются вузы, обладающие развитой ресурсной базой для подготовки инновационных кадров и производства инноваций, включающей высококвалифицированный кадровый потенциал, материально-технические ресурсы (научно-исследовательские лаборатории и институты; малые инновационные предприятия; центры трансфера технологий, коллективного пользования, технологических компетенций, сертификации и экспертизы; информационные сети и ресурсы; уникальное научно-исследовательское оборудование и др.)5.

Среди наиболее эффективных инструментов, форм и методов участия вузов в развитии инноваций в регионе можно выделить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области инновационного менеджмента, управления инновационными проектами; проведение экспертизы инновационных проектов на предмет оценки их новизны, возможностей коммерциализации, трансфера технологий; организацию и проведение конкурсов инновационных проектов; экспертизу ведомственных, республиканских, муниципальных целевых программ развития и поддержания инновационной деятельности; создание на базе университетов малых инновационных предприятий; сотрудничество с бизнес-структурами и научными организациями в сфере разработки и апробации инноваций (на базе исследовательских лабораторий университетов); участие в создании координационных структур и механизмов в области развития инновационной деятельности в регионе.

Инновационная подготовка выпускников вузов основывается на принципах единства образовательной и исследовательской составляющей образования, применения междисциплинарного и компетентностного подходов, индивидуализации и диверсификации образовательных программ различного уровня. При этом в качестве системообразующего элемента (ядра) подготовки инновационных кадров, обеспечивающего интеграцию теоретических знаний и научно-практического опыта, должна рассматриваться научно-исследовательская деятельность студентов и аспирантов6.

Управление качеством инновационной подготовки осуществляется на основе разработанной с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и профессиональных стандартов компетентностной модели выпускников через эффективную организацию образовательного и научно-исследовательского процессов. Программы инновационной подготовки включают когнитивный, мотивационный, эмоционально-личностный и технологический компоненты. Когнитивный (знаниевый) компонент определяется сформированными методологическими, фундаментальными и специальными знаниями; мотивационный — готовностью к актуализации полученных знаний, мотивированностью к новаторской и исследовательской деятельности; эмоционально-личностный — способностью к объективной самооценке и оценке результатов выполненных НИР и НИОКР; технологический — практическими навыками и умениями. Придание основным и дополнительным образовательным программам инновационной направленности осуществляется через академическую, организационную, институциональную и кадровую составляющие7.

Интеграторами, аккумуляторами передового опыта инновационной деятельности и нового научного знания в регионах призваны стать национальные исследовательские университеты (НИУ), эффективно осуществляющие образовательную и научную деятельность.

Одним из примеров эффективно функционирующего регионального центра инновационной деятельности является НИУ — Пермский государственный технический университет (ПГТУ). Здесь осуществляется инновационная деятельность, охватывающая создание и реализацию образовательных инноваций, а также производство научно-технических иноваций.

Главным инструментом достижения основных целей инновационной подготовки выпускников является принципиально новая организация учебного процесса в вузе, позволяющая наряду с традиционными траекториями подготовки бакалавров, магистров, инженеров, кандидатов и докторов наук сделать возможной индивидуальные траектории подготовки специалистов для инновационной экономики и наукоемкого бизнеса. Базой для этого служит организация группового проектного обучения в сочетании с индивидуализацией и созданием инфраструктуры, обеспечивающей возможность работы над инновационными проектами.

Образовательная программа подготовки к инновационной деятельности в содержательной части характеризуется расширением и углублением профессиональных знаний, развитием исследовательских компетенций, творческой направленностью обучения. Структура такой образовательной программы включает дополнительные элементы: предметные концентрации инновационной направленности, комплексные междисциплинарные инновационные проекты, научно-технические семинары и др. Связи между элементами программы строятся на основе согласованных с целями программы подготовки требований ФГОС. Практическая часть программы направлена на достижение опыта творческой научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, при этом основной акцент делается на проектную деятельность8.

Образовательную составляющую инновационной деятельности ПГТУ обеспечивает широкий спектр основных и дополнительных программ, реализуемых по 108 специальностям высшего профессионального образования и направлениям бакалавриата; 20 направлениям магистратуры, включающим 35 специализированных магистерских программ; 62 научным специальностям аспирантуры и 19 — докторантуры; 6 программам дополнительного образования с присвоением новой квалификации, 15 программам переподготовки и 165 программам повышения квалификации. Структура реализуемых программ обладает достаточно высокими значениями системных макропоказателей. В частности, в общем количестве реализуемых программ высшего и послевузовского профессионального образования доля программ подготовки магистров составляет около 20 %, аспирантов — 26 %9.

Среди перспективных инноваций в сфере образовательной деятельности ПГТУ можно выделить внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ); развитие информатизации учебного процесса на основе внедрения вычислительных комплексов высоких мощностей, программных систем и продуктов; создание программ взаимодействия с работодателями, направленных на индивидуализацию обучения и обеспечение практикоориентированности реализуемых образовательных программ; развитие материально-технической базы образовательного процесса, направленное на приобретение уникальных приборов, станков, установок и лабораторий, доступных студентам и аспирантам в процессе обучения.

В настоящее время на факультете реализуются основные образовательные программы по 17 направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Ведется обучение по 4 дуальным программам, направленным на получение двойных дипломов и степеней (в мировой образовательной практике — joint/dual10 program и joint/ dual degree). Применение дистанционных образовательных технологий создает условия для стимулирования творческого потенциала обучающихся и позволяет проводить эффективные трансформации структуры и содержания образовательных программ на основе применения инновационных методов обучения.

Концепция ПГТУ в области информатизации учебного процесса основывается на решении нескольких приоритетных задач: создание образовательного портала вуза и расширение возможностей научной библиотеки университета; развитие университетской компьютерной сети передачи данных и информационного обмена с выходом в Интернет; разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-технологических комплексов; создание вычислительного кластера.

В рамках внедрения информационных технологий в учебный процесс оборудованы 12 аудиторий для проведения видеоконференций; 21 лаборатория, обеспечивающая доступ к виртуальным научно-образовательным комплексам; 25 поточных аудиторий лекторского мастерства, оснащенных комплексом средств мультимедиа, и др. В Региональном центре информатизации (РЦИ) ПГТУ разработана уникальная технология производства ЭОР, представляющая виртуальный мир учебной дисциплины с помощью управляемых студентом моделей изучаемых объектов11.

В электронной библиотеке ПГТУ оформлена подписка на 120 электронных периодических изданий, подключены 52 российские и зарубежные библиотеки и книжные магазины. Организован доступ читателей к мощным информационным ресурсам Elsevier (1 937 наименований), Springer (1 500 наименований), AIP Journals, Oxford Journals, CSA lllumina, ЭБД РГБ (128 000 диссертаций), НЭБ РФФИ и др.

Объем электронного каталога научной библиотеки превышает 200 тыс. записей. Основу вычислительного кластера составляет многопроцессорный ВК с производительностью 4 Tflops, который впервые в России оснащен программируемыми ускорителями вычислений, обеспечивающими увеличение производительности в 200—300 раз. Аппаратная база вычислительного кластера включает 64 двухпроцессорных сервера с четырехъ-ядерными процессорами AMD Opteron, 2 вычислительных двухъядерных сервера с ускорителями компании Celoxica, 2 управляющих узла, 3 файловых сервера системы хранения данных, сеть управления скоростью передачи данных КС 1Gb/s, сеть и сервер мониторинга и управления аппаратной частью системы бесперебойного питания и охлаждения. Построение вычислительного кластера обеспечивает решение новых перспективных инженерных задач ракетно-космической техники, нанотехнологий, машиностроения, строительства.

Инновационная направленность образовательной деятельности обеспечивается взаимодействием с работодателями и межвузовским кооперированием на основе соглашений о партнерстве с ведущими зарубежными корпорациями Intel, ТНК-ВР, ВНР-Billiton, крупными российскими компаниями «Пермские моторы», «IBS» и соглашений о сотрудничестве с 20 зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, в том числе авторитетными европейскими университетами Бирмингема, Граца, Глазго, Болоньи и др.

Крупнейшая в мире горнодобывающая компания BHP Billiton (120 тыс. чел. работающих) включила ПГТУ в число шести вузов России, обеспечивающих наиболее высокое качество подготовки специалистов по направлениям и специальностям горного дела, и предложила проект долговременного сотрудничества. В результате сотрудничества с компанией National Instruments введена в учебный процесс учебно-исследовательская лаборатория «Энергооптимизиру-ющие и энергоресурсосберегающие технологии». Совместно с ОАО «Авиадвигатель» ведутся перспективные работы по полунатурному моделированию авиационных изделий. Выполняются работы по договорам с государственной корпорацией «Роснанотех» на разработку и апробацию программ опережающей профессиональной подготовки. В рамках выполнения договоров ведется создание учебно-методических комплексов к разрабатываемым программам, ориентированным на инвестиционные проекты «Роснанотех» в области приоритетных направлений науки, техники и технологий.

Успешными проектами сотрудничества с работодателями являются учебный центр «ДаймлерКрайслер — ПГТУ», инновационный центр Microsoft в Пермском крае на базе ПГТУ, центр технической компетенции «AMD — ПГТУ» корпорации Advanced Micro Divices, учебный центр Академии Cisco и другие подразделения университета, созданные совместно с крупнейшими зарубежными компаниями и корпорациями.

Эффективным механизмом повышения качества фундаментальных НИР является интеграция образования и науки на основе сотрудничества с учреждениями РАН. В настоящее время в университете созданы 3 вузовско-академические кафедры, 5 кафедр имеют филиалы в Институте механики сплошных сред и Горном институте УрО РАН. Для реализации междисциплинарных научно-исследовательских образовательных программ в рамках межвузовской кооперации совместно с Пермской государственной медицинской академией создан Межвузовский инновационный научно-образовательный центр «Информационные технологии в медицине». Более 40 докторов и кандидатов наук из академических институтов участвует в проведении фундаментальных научных исследований в рамках совместных научно-исследовательских проектов. В рамках созданного Международного института стратегических материалов и технологий проводятся совместные исследования с ДжорджиаТех (США) и университетами Израиля (Тель-Авивский университет, университет Технион, университетский центр «Ариэль»).

Эффективное использование интегративных процессов создает условия для поиска «прорывных» решений по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, а также обеспечивает повышение качества реализуемых образовательных программ.

Научную составляющую инновационной деятельности ПГТУ обеспечивает инфраструктура, включающая научно-образовательные комплексы, научные лаборатории, научно-исследовательские и научно-производственные центры, опытно-конструкторские бюро и др. В 2010 г. проводилась работа по 840 договорам на создание/передачу научно-технической продукции и оказание научных и технических услуг, включая государственные и муниципальные контракты. В 2010 г. общий объем научно-исследовательских работ и технологических разработок, выполняемых университетом, превысил 1 млрд руб., при этом доля договорных работ составила 80 %12.

Активно проводятся исследования в сфере нефтяной, химической и горнодобывающей промышленности. Весьма важными являются и исследования, выполняемые в интересах ведущих предприятий машиностроительного комплекса Пермского края. В качестве наиболее перспективных можно выделить разработку технологий новых порошковых композиционных материалов, легированных сталей сверхвысокой прочности, диффузионных и плазменных покрытий; создание математических моделей, вычислительных алгоритмов и программных комплексов для расчета и проектирования конструкций. Чрезвычайно актуальными и востребованными являются исследования и технологические разработки в области экологии, охраны окружающей среды, промышленной безопасности.

Результаты прикладных исследований и разработок используются при создании опытных образцов техники и разработке новых технологий с технико-эксплуатационными параметрами, соответствующими мировому уровню, а в отдельных случаях и превышающими его. Например, разработаны конструкторско-технологические схемы материал-деталей из полимерных композиционных материалов систем шумозащиты эксплуатируемых и перспективных авиационных газотурбинных двигателей, превышающих по акустическим, массовым и технологическим параметрам существующие аналоги. Выполнены прогнозы нефтегазо-носности по 300 локальным структурам на территории Волго-Уральской, Тимано-Печорской, Западно-Сибирской и Прикамской нефтегазоносных регионов с эффективностью прогноза 70—80 %, подтвержденной реальной эксплуатацией разбуренных месторождений более 200 структур. Впервые в отечественной и мировой практике для низкоуглеродистых мартенситных сталей разработаны и внедрены в металлургические производства технологические процессы термического упрочнения, максимально исключающие все факторы загрязнения окружающей среды.

В вузе работает более 30 авторитетных и известных в России и мире научных коллективов, выполняющих исследования и разработки на уровне, соответствующем мировым достижениям. Поддержка ведущих научных школ и научных коллективов университета дает положительные результаты в создании «технологических коридоров» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, а также ведет к расширенному воспроизводству научных знаний и устойчивому росту бюджетных и внебюджетных средств, привлекаемых для развития исследований и разработок университета.

Университетом получены 8 лицензий на право ведения профессиональной деятельности по ряду направлений, являющихся приоритетными для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и 16 свидетельств и сертификатов об аккредитации центров и лабораторий для предоставления научно-технических услуг по приоритетным направлениям научной деятельности. Среди наиболее значимых работ следует отметить серию НИР в области создания наноматериалов и нанотехнологий, выполненных в Научном центре порошкового материаловедения университета. В частности, в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» для исследований и разработок, связанных с решением проблем создания продукции порошковой металлургии, выполнен комплекс работ по приоритетному направлению «Наноиндустрия».

В рамках инновационной инфраструктуры ПГТУ были разработаны и реализованы многие корпоративные научные проекты. В частности, в 2011 г. в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009— 2013 гг.» продолжаются работы по 10 проектам. В 2010 г. ПГТУ проводил научно-исследовательские работы по заданию Федерального агентства по образованию (Министерства образования и науки РФ) в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». По мероприятию 1 «Проведение фундаментальных исследований в рамках тематических планов» выполнены 27 фундаментальных научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научных исследований университета, а по мероприятию 2 «Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки» — 8 работ.

Стратегическими партнерами при реализации прикладных НИР являются ведущие предприятия региона горнодобывающей («Уралкалий» и «Сильвинит») и нефтегазовой («ЛУКОЙЛ-Пермь», «ЛУКОЙЛ-Пермь-нефтеоргсинтез»,«Сибур-Химпром», ПермНИПИнефть») отраслей, химической промышленности («Метафракс», «Азот», «Березниковский содовый завод», «Минеральные удобрения»), металлургии и машиностроения («Мотовилихинские заводы», «Привод», «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», «Лысьвенский металлургический завод»), аэрокосмической и оборонной отраслей («Авиадвигатель», «Пермский моторный завод», «Протон-ПМ», НПО «Искра», «Пермский пороховой завод», «Пермский завод „Машиностроитель"»), энергетики и жилищно-коммунального хозяйства («Камкабель», «Перм-энерго», «Российские коммунальные системы», «Новогор-При-камье»), информатики, связи и транспорта («Уралсвязьин-форм», «Морион», «Пермавтодор»), строительной отрасли и др. Университет установил постоянные партнерские отношения с крупнейшими холдинговыми компаниями «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «ИНТЕРРОС»13.

Для повышения эффективности и координации научных исследований университетом совместно со стратегическими партнерами созданы 5 новых научно-производственных подразделений: Институт нефти и газа (НК «ЛУКОЙЛ»), Институт калия (ОАО «Уралкалий» и «Сильвинит»), Институт фундаментальных исследований (РАН), Институт авиадвигателестроения и газотурбинных технологий (ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермские моторы»), Институт фотоники и оптоэлектронного приборостроения (ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»). В 2010 г. созданы новые структурные подразделения для реализации партнерского взаимовыгодного сотрудничества. Появился научно-образовательный центр «Проблемы автоматизированных технологий и системной поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции». Организован Консорциум ПГТУ — ООО «Уралстройпроект». В целом научно-исследовательская деятельность НИУ-ПГТУ вносит существенный вклад в инновационное развитие региона.

Институциональную составляющую инновационной деятельности ПГТУ обеспечивает система профильных научно-образовательных центров, опирающихся на техническую базу промышленных предприятий — участников инновационного комплекса.

Инфраструктура инновационной деятельности ПГТУ включает в себя ряд структурных подразделений: региональный инновационный научно-образовательный центр, технопарк, студенческий бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, инновационный образовательный центр, 20 инновационно-внедренческих и инновационно-производственных центров, 18 инженерных проблемно-ориентированных центров14.

Деятельность Регионального инновационного научно-образовательного центра связана с содействием формированию эффективной инновационной инфраструктуры региона, информационно-аналитической и экспертной поддержкой проектов и программ инновационного развития Пермского края, координацией и интеграцией инновационной деятельности вузов и научных учреждений, а также других субъектов инновационной деятельности Перми и Пермского края.

Вокруг ПГТУ сложился «инновационный пояс» малых и средних внедренческих и производственных предприятий (более 100), созданных выпускниками университета и (или) с участием сотрудников ПГТУ. Значительная часть этих предприятий входит в структуру технопарка, который располагается в нескольких территориально объединенных зданиях общей площадью офисных и производственных помещений более 14 тыс. м2 (офисных и лабораторных помещений — 5 600 м2, производственных — 8 500 м2). Творческие коллективы ученых университета реализуют в технопарке проекты по широкому спектру направлений.

Студенческий бизнес-инкубатор создан для отработки механизмов генерации новой волны предпринимателей в области высоких технологий, устранения разрывов между академическим образованием и реальным миром предпринимательской деятельности, развития научных школ и научно-технического творчества молодежи, повышения качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения, создания с участием студентов малых предприятий — производителей наукоемкой продукции, способствующих постановке экономики Пермского края и России на путь устойчивого инновационного развития.

Координатором системы производства инноваций в ПГТУ является Центр трансферта технологий, успешно функционирующий с 2005 г. Деятельность Центра призвана обеспечивать решение задачи коммерциализации интеллектуальной собственности при ее продвижении на рынок. Центр формирует и сопровождает все инновационные проекты, реализуемые в ПГТУ, а также выполняет заказы других организаций по обеспечению коммерциализации интеллектуальной собственности.

Особое место в инновационной образовательной инфраструктуре ПГТУ занимает Инновационный образовательный центр, созданный на базе ПГТУ, Пермского научного центра Уральского отделения РАН, Пермского научно-образовательного центра Уральского отделения РАО. В рамках образовательной деятельности успешно реализуются программы дополнительного профессионального образования: «Менеджмент инновационной деятельности», «Управление инновационными проектами», «CALS-технологии бизнес-процессов», «Инновации в управлении». Главная особенность этих программ заключается в ориентации на практическую подготовку специалистов и менеджеров по управлению инновациями.

В целом в ПГТУ созданы эффективно функционирующие научные и инновационно-производственные подразделения, способствующие формированию ПГТУ как центра инновационного развития региона. Осуществляемая вузом инновационная деятельность диктуется интересами экономики страны и обеспечивает эффективное сотрудничество в сфере «реальный сектор экономики — университеты».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010—2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0225.

2 См.: Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/doc20101231_016 (дата обращения: 17.01.2011).

3 См.: Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. М.: Вильямс, 2007. 304 с.

4 См.: Гершман М.А. Инновационный менеджмент. М.: Маркет ДС, 2008. 200 с.

5 См.: Лобанова Е.В. Становление вузов как центров инноваций требует разработки современных критериев оценки инновационной деятельности // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 15—20.

6 См.: Столбов В.Ю. Принципы и механизмы повышения качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2010. № 2. С. 91—94.

7 См.: Столбов В.Ю., Гитман М.Б., Гитман Е.К. Некоторые механизмы управления формированием готовности аспирантов к инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 102—111.

8 См.: Матушкин Н.Н. Совершенствование образовательной среды университета // Там же. С. 81—85.

9 См.: Шевелев Н.А. Информационные ресурсы университета // Там же. С. 91—95.

10 Joint в переводе с английского означает «совместный, одновременный во времени», dual — «двойной».

11 См.: Галкин В.И., Аношкин А.Н. Технический университет как центр научных исследований и разработок // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 86—90.

12 См.: Ташкинов А.А. Инновационная структура университета // Там же. С. 76—80.

13 Там же.

14 Там же.

Поступила 16.03.11.