А. Ю. Сиротин. Российский театр на рубеже столетий

А. Ю. Сиротин

Российский театр на рубеже столетий

А. Ю. Сиротин, аспирант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства

Политические события 90-х гг. XX в. и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Сначала ослабление идеологического контроля вызвало эйфорию, так как теперь можно ставить и показывать зрителям все что угодно. После отмены централизации театров появилось множество новых коллективов: театры-студии, антрепризы, театральные проекты и т. п. Однако выжили в новых условиях далеко не многие, так как выяснилось, что, кроме идеологического диктата, существует диктат зрительский. И если в условиях государственного финансирования театра заполнение зрительного зала не слишком важно, то при самоокупаемости аншлаг — важнейшее условие выживания. В этих условиях особенно востребованной в театре могли бы стать профессии менеджера и продюсера, которые, кроме изучения зрительского спроса, занимались бы поиском спонсоров и инвесторов. Однако на сегодняшний день самыми талантливыми и успешными театральными продюсерами становятся режиссеры и актеры (один из примеров — Олег Табаков). По-настоящему талантливые режиссеры (особенно сочетающие творческую одаренность с умением вписаться в ситуацию рыночной экономики) смогли «уцелеть» и получили возможность экспериментировать и наиболее полно раскрывать свои идеи.

Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами (Петр Фоменко, Валерий Фокин, Олег Табаков, Роман Виктюк, Александр Калягин, Галина Волчек) успешно работают Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Иосиф Райхельгауз, Константин Райкин, Александр Галибин, а также еще более молодые и радикальные авангардисты Борис Юхананов, Анатолий Праудин, Константин Богомолов и др. Активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции. Илья Эппельбаум и Майя Краснопольская, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментируют со всеми компонентами зрелища в театре «Тень». Илья Авербух вписывает ледовое шоу в канву драматической постановки. Евгений Гришковец изобретает свою повествовательную театральную эстетику. Проект «Театр.doc» построен на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат и герои будущих постановок. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты.

Новому витку развития российского театра во многом способствовал доступ к мировой культуре и ее театральному опыту, что помогает осмыслению собственной работы и переходу на следующую ступень.