М. Ф. Глухова. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии

М. Ф. ГЛУХОВА

ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПОЛОГИИ

ГЛУXОВА Марина Федоровна, доцент кафедры управления социальными процессами Московского городского университета управления Правительства Москвы, кандидат педагогических наук.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, региональная молодежная политика, инфраструктура молодежной политики, типология учреждений инфраструктуры региональной молодежной политики

Key words: state youth policy, regional youth policy, youth policy infrastructure, typology of institutions of regional youth policy infrastructure

Положение молодежи в современном обществе сигнализирует о ее социально-экономическом, социально-демографическом, социально-культурном неблагополучии. Как следствие, российский молодежный социум нуждается в активном государственном соучастии по широкому спектру вопросов, касающихся социально значимых сфер жизнедеятельности юношей и девушек: профессионального образования, труда, карьеры, материального обеспечения, семьи и досуга. При этом содержание государственной политики не должно сводиться только к компенсаторным механизмам (социальной защите, помощи, поддержке), когда «молодежь воспринимается как проблема, а ресурсы, выделяемые на молодежную политику, — как потери, которые необходимо минимизировать, т. е. направлять только в том случае, когда проблема начинает видимым образом влиять на социальное самочувствие общества»1. Наиболее перспективным видится формирование государственной молодежной политики как «системы государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи»2.

Развитие государственной молодежной политики в РФ проходит в единстве двух составляющих: федеральной и
 региональной. Объективная слабость федеральной составляющей определяет необходимость построения действенных моделей ее реализации на региональном уровне, в рамках которых осуществляется процесс управления социальным развитием молодежи, для «изменения социального положения (статуса), мотивационной сферы сознания (потребностей, интересов, ценностей) и интеграционного поведения молодежи в различных сферах общественного производства (в материальном производстве, в сферах распределения, обмена и потребления, в духовном производстве)»3, а также складывается целевая ориентация субъекта Федерации на решение конкретных проблем молодежного сообщества с учетом специфических особенностей молодежной среды, условий и возможностей социального, экономического, культурного развития региона4.

Формирование регионального компонента происходит опережающими темпами, так как органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации поставлены перед необходимостью решать молодежные проблемы, которые в постсоветском пространстве не только не утратили, а приобрели более острый характер. К ним относятся качество образования и профессиональной подготовки; трудоустройство выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; конкурентность на рынке труда; обеспечение жильем; поддержка функционирования молодых семей; профилактика деструкций в молодежной среде и формирование здорового образа жизни; преодоление трудных жизненных ситуаций; социальная адаптация и интеграция молодежи с «особым статусом» (безработная и малообеспеченная молодежь, выпускники интернатных учреждений, молодые люди с инвалидностью и др.), а также юношей и девушек «группы риска» (склонные к зависимому поведению, отбывали наказание и т. д.).

Инфраструктура молодежной политики — это система государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи, осуществляющих полифункциональную деятельность в целях социальной адаптации юношей и девушек, их интеграции в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения.

На федеральном уровне функционирования молодежной политики имеются предпосылки, определяющие становление и развитие инфраструктуры молодежной сферы субъектов Федерации. Нормативно-правовые предпосылки регламентируют организационно-управленческую деятельность в сфере работы с молодежью. Во-первых, они закладывают базовые основы в создании государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, регулирующих организационно-административные основы становления молодежной инфраструктуры в субъектах (Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 5090-1). Во-вторых, они законодательно закрепляют виды учреждений органов по делам молодежи и направления их деятельности (Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ) и, в-третьих, определяют, что организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью отнесены к вопросам местного значения всех предусмотренных законодательством Российской Федерации типов муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения) (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Концептуально-ориентационные предпосылки расставляют государственные приоритеты в части определения ближайших и среднесрочных перспектив развития инфраструктуры молодежной сферы путем «модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети в качестве важнейшего средства решения задачи по вовлечению молодежи в социальную практику»5.

Содержательно-технологические предпосылки обусловливают выбор направлений, механизмов и средств социализации, самореализации, саморазвития молодежи, существующих в рамках соответствующих видов профессиональной деятельности специалистов учреждений органов по делам молодежи (социально-психолого-педагогической, социально-медицинской, правозащитной, культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной и др.).

Инфраструктура молодежной политики в субъектах Федерации складывается как система государственных и муниципальных учреждений региональных и муниципальных органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и др.) с направленностью на реализацию потребностей молодежного социума в государственных (общественно-государственных) услугах (образовательных, досуговых, социальных, психологических, оздоровительных, социозащитных, правозащитных и т. д.).

Согласно решаемым задачам, инфраструктура молодежной сферы имеет признаки социальной организации, а качество ее функционирования зависит от уровня, особенностей и показателей социально-экономического развития региона. Региональный характер инфраструктуры молодежной политики субъекта Федерации проявляется во всей полноте благодаря присущим ей специфичным признакам: проблемной ориентированности, дифференцированности, технологичности, инновационности, прогностичности.

Инфраструктура молодежной политики является разновидностью социальной инфраструктуры, и, как следствие, ее основная задача состоит в ориентации на выявление социальных проблем, характерных для молодежного социума субъекта Федерации. Проблемная ориентированность означает владение информацией о социальных проблемах региональной молодежной среды, знание трудностей социализации молодежи с «особым статусом» и «группы риска», учет территориальных факторов риска социального неблагополучия молодых людей и молодых семей, предвидение возможной трансляции, т. е. «переноса» на молодежь региона социальных проблем, волнующих молодежное сообщество других регионов.

Дифференцированность позволяет инфраструктуре строить систему субъектно-ориентированного отношения к молодежи и молодежным группам, проживающим в регионе. Важным условием функционирования молодежной инфраструктуры становится ориентация на потребности в ее услугах со стороны разновозрастных групп молодежи (младшей, средней и старшей); молодежи, занимающей определенное социальное положение в структуре регионального социума (учащиеся, студенты, выпускники профессиональных учреждений, безработная молодежь, освободившиеся из мест заключения юноши и девушки и т. д.); молодежи, дифференцированной по гендерному признаку, состоянию здоровья, характеру семейной социализации, принадлежности к молодежным субкультурам, отношению к общественным организациям и др.

Технологичность характеризует сущность профессиональной работы с молодежью как специфичной деятельности с точки зрения ее многофункциональности, научно-методической оснащенности комплексом средств, необходимых для достижения результативности в решении молодежных проблем, а также формирования востребованных в молодежной среде направлений работы и видов услуг, оказываемых в территориальных учреждениях, и обеспечения соответствия количества и качества оказываемых услуг установленным стандартам.

Инновационность отражает развивающий характер деятельности учреждений органов по делам молодежи, суть которого состоит в разработке регионально ориентированных программ и проектов, направленных на решение жизненно важных молодежных проблем; в выборе направлений деятельности учреждения, способов и средств работы с молодежью, нацеленных на создание новых качеств, социальных навыков, социальных практик юношей и девушек; в оценке степени соучастия молодежи в социально востребованных делах и меры их социальной ответственности за продукт совместной деятельности.

Прогностичность отвечает за обоснованный выбор и рациональную расстановку приоритетов в соответствии с социальной значимостью вопросов, касающихся настоящего и будущего регионального молодежного сообщества. Про-гностичность объединяет все другие признаки и обеспечивает функционирование инфраструктуры как целостной социальной системы для реализации социального заказа по активизации интеллектуальных, профессиональных, демографических, культурных ресурсов молодого населения субъекта Федерации.

В 2009—2010 гг. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации были проведены мониторинговые исследования с целью выявления состояния и динамики развития сети государственных и муниципальных учреждений, образующих инфраструктуру региональной молодежной политики. В качестве экспертов в исследовании приняли участие представители 83 регионов РФ из числа представителей структурных подразделений органов по делам молодежи: министерств, департаментов, комитетов, профильных отделов.

Анализ результатов исследования позволил выявить состояние инфраструктуры региональной молодежной политики за последние два года. Установлено количество учреждений по субъектам Федерации, показаны основные направления их деятельности, виды услуг, количественные данные об оказанных услугах разным категориям и группам молодежи. Помимо этого, рассмотрены материалы, дающие развернутое представление об особенностях развития инфраструктуры молодежной политики субъектов РФ.

Одним из важнейших результатов анализа специфики функционирования инфраструктуры молодежной политики на региональном уровне в части ее нормативно-правового, организационно-функционального и концептуально-содержательного обеспечения стала разработка типологии учреждений органов по делам молодежи субъектов Федерации. Учреждения молодежной сферы инфраструктуры региональной молодежной сферы были сгруппированы на основе показателей, которые организационно, функционально, содержательно отражают специфику их деятельности с молодежью субъектов Федерации.

Учреждения инфраструктуры молодежной сферы, сгруппированные в соответствии с территориально-административным делением страны и различающиеся по масштабу решаемых государственных задач в отношении молодежи субъекта Федерации и ее проблем, вошли в состав первой группы: республиканские, краевые, областные, городские (имеются в виду города федерального значения), автономные области и округа; округа города федерального значения, а также города республиканского, краевого, областного подчинения и поселки городского типа краевого, областного подчинения; внутригородские районы, города районного подчинения, поселки городского типа и районного подчинения.

Вторая группа объединяет типы учреждений в соответствии с их ведомственной принадлежностью к государственным и государственно-общественным структурам, реализующим возложенные задачи в области молодежной политики (рассмотрено на примере г. Москвы): государственные учреждения, являющиеся собственностью и находящиеся в ведении органов исполнительной власти города федерального значения (Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы, Департамент культуры г. Москвы, Департамент труда и занятости населения г. Москвы, Департамент физической культуры и спорта г. Москвы, Комитет общественных связей г. Москвы); муниципальные учреждения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и осуществляющие свою деятельность в составе внутригородских муниципальных образований в соответствии с компетенциями в сфере досуговой, социально-воспитательной и спортивной работы с детьми, подростками и молодежью столицы.

Следующая типология учреждений инфраструктуры молодежной сферы учитывает показатели минимального обеспечения молодежи государственными и муниципальными учреждениями по месту жительства. Примером типологии может стать Ивановская область, в которой рассчитана нормативная потребность молодежи в региональных учреждениях по месту жительства с учетом усредненных характеристик учреждений каждого типа и в связи с его пропускной способностью для оказания услуг юношам и девушкам: многофункциональный молодежный центр, дом молодежи, молодежный центр профориентации и досуга.

Многофункциональный молодежный центр площадью 1 тыс. м2 имеет пропускную способность для ежедневной работы не менее 150 юношей и девушек, или 54 750 чел. в год (20,2 % молодежи области). Дом молодежи площадью 0,6 тыс. м2 имеет пропускную способность для ежедневной работы не менее чем со 100 юношами и девушками, что составляет 36 500 чел. в год (13,5 % молодых жителей области). Молодежный центр профориентации и досуга площадью 0,4 тыс. м2 и пропускной способностью для ежедневной работы не менее 25 чел. может оказывать услуги для 9 125 молодых людей в год (3,4 % молодежи области).

Учреждения инфраструктуры региональной молодежной сферы могут различаться целевой ориентированностью на работу с определенными категориями и (или) группами молодежи или в связи с реализацией основных направлений региональной молодежной политики. Первая группа учреждений ориентирована на работу с целевыми категориями молодежи (молодежными группами) для оказания помощи в преодолении проблем жизнедеятельности, повышения социальной защищенности, а также развития готовности к самообеспечению у молодежи и молодых семьей «группы риска», молодых инвалидов, безработной молодежи (на примере деятельности Санкт-Петербургского учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних „КОНТАКТ"»). Не менее значимой является и работа с благополучной молодежью в профилактических целях или в связи с поддержкой их социальных инициатив в рамках реализации целевых региональных программ и проектов. В центре внимания этих учреждений находится конкретная социально активная группа молодежи, а именно представляет интерес удовлетворение ее потребностей в саморазвитии и самореализации, самосовершенствовании (на примере деятельности молодежного центра «Лидер» г. Москвы).

Деятельность учреждений второй группы связана с их участием в реализации актуальных направлений молодежной политики субъектов РФ, для чего организуется работа с разными категориями и группами молодежи в рамках выполнения комплексных региональных программ. В центре внимания учреждений находятся конкретные аспекты молодежной политики, касающиеся молодежного социума субъекта РФ (на примере деятельности учреждения «Центр развития добровольчества» Липецкой области).

Особой группой являются учреждения, различающиеся по характеру подходов к организации работы с молодежью. В учреждениях первого типа реализуются традиционные виды услуг посредством отработанных механизмов, способов и алгоритмов решения типовых проблем молодежного социума субъекта РФ (культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные, информационные, профориентационные, профилактические, консультационные услуги, а также услуги по поддержке общественных инициатив молодежи). Учреждения второго типа используют индивидуально ориентированные методы, технологии и формы работы с молодежью. Последние направлены на решение нетиповых проблем и случаев, требующих комплексных действий со стороны психологов, педагогов, социальных работников, юристов: проект «Социальный патруль» для решения трудных жизненных ситуаций молодежи (г. Санкт-Петербург); система уличной социальной работы «Дети улиц» (г. Москва); проект «Новое поколение» по работе с подростками и молодежью, которые совершили преступления (г. Санкт-Петербург); работа с неблагополучной молодежью «группы риска» по системе «выявление — консультативная помощь — реабилитация — индивидуальное сопровождение» (г. Тюмень); оказание срочной консультативной помощи юношам и девушкам посредством молодежного телефона доверия (г. Нижний Новгород).

К последней типологии отнесены учреждения, специализацией которых является конкретный вид профессиональной деятельности или комплекс направлений работы с молодежью субъекта РФ. В качестве примера конкретного вида профессиональной деятельности можно рассматривать работу по информационной поддержке молодежи Ярославского областного молодежного информационного центра. Профессиональная ориентация и трудоустройство молодежи — основные аспекты для Республиканской молодежной биржи труда (Чувашская Республика) и Республиканского центра содействия трудовой занятости молодежи (Республика Башкортостан). Социально-досуговая и социально-воспитательная работа с молодежью определена в качестве важнейших средств социализации юношей и девушек в центрах молодежных инициатив (Белгородская область) и патриотического воспитания граждан (Новосибирская область). Спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность приоритетна для Республиканского центра детско-юношеского спорта и туризма (Республики Коми). Организация дополнительного образования, наиболее востребованная в молодежной среде, осуществляется в Тульском региональном центре экономического воспитания. Социально-профилактическая работа Тюменского областного центра профилактики и реабилитации направлена на создание здоровьесберегающего пространства регионального молодежного социума.

Комплексная деятельность, включающая несколько видов и направлений работы с молодежью, реализуется в Мордовском республиканском молодежном центре, Региональном центре комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс» Саратовской области, а также во многих других учреждениях органов по делам молодежи субъектов РФ.

Разработанная типология учреждений органов по делам молодежи показывает многофункциональный характер инфраструктуры региональной молодежной политики в части ее ориентированности на решение проблем российского молодежного социума, раскрытие потенциальных возможностей и ресурсов юношей и девушек, т. е. обеспечение организационных и технологических условий, позволяющих держать в области повышенного внимания такие стороны жизни юношей и девушек, от которых зависит не только их жизненное благополучие, но и качество функционирования разных областей социального, культурного, экономического развития субъекта Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тихонова Н.Е., Горшков М.К., Мчедлов М.П. и др. Российская молодежь: проблемы и решения: коллективная моногр. М.: Центр соц. прогнозирования, 2005. С. 564.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // Собр. законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622; 2008. № 11 (ч. II). Ст. 1059.

3 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. С. 6.

4 См.: Глазунов И.В. Региональные особенности институционализации государственной молодежной политики в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 21 с.

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

Поступила 22.12.10.