Л. А. Щипакина. Антирационализм и антитехницизм в контркультурном движении

Л. А. Щипакина

Антирационализм и антитехницизм в контркультурном движении

Л. А. Щипакина, кандидат философских наук, доцент

Теоретики контркультуры 60-х гг. ХХ в. (Т. Роззак, Ч. Рейч и др.), продолжая антитехницистскую линию Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймера и др., связывали феномен техники с всеобщей рационализацией мира, накладывающей требования всеобщности, универсальности не только на природные явления, но и на социальный мир. Причину войн, социальной несправедливости, разрушения окружающей среды они видели не просто в капиталистическом способе производства, а в основах современной цивилизации. В то время как левые политические движения, вливавшиеся в молодежный протест, пошли по пути радикализации мер борьбы, деятели контркультуры попытались утвердить «надполитичный» характер бунта, противопоставив политическому активизму «революцию в сознании». Так, для субкультуры хиппи были характерны пассивное сопротивление технократическому обществу через трансформацию сознания и чувственности (наркотики, мистика, сексуальная революция), стирание границ между работой и игрой, антиинтеллектуализм, индивидуализм, экологизм, пацифизм, стремление к достижению личной свободы от традиционных правил и норм.

Панк-культура, сохранив идею построения альтернативного общества, постаралась преодолеть ошибки предшествующей контркультуры, что выразилось в отказе от наркотиков и ориентации на конкретные дела. Для панков чужд антитехнологизм, мистицизм или идеализация архаики. Но многие из них являются сторонниками экологических движений, защитниками прав животных, веганами, противниками вивисекции; они выступают против дискриминации в любых формах. Раннему панку был присущ радикальный протест против общества, приводивший к размыванию границ между контркультурой и правонарушением, но, с другой стороны, введение «хороших» правил в вышедшей из панка стрэйт-эдж культуре привело к ее перерождению в антипанковскую субкультуру (навязывание образа жизни, сексизм, религиозное мировоззрение некоторых ее участников вовсе не совместимы с идеями панка).

С 90-х гг. XX в. активизировались антиглобалистские движения, среди которых выделяют собственно антиглобалистов, приверженцев изоляционизма и консерватизма, и левоориентированных альтерглобалистов, выступающих за стирание национальных границ. Современный антитехницизм наиболее ярко представляют феминизм, многие экологические концепции. Последователи социальной экологии считают, что нынешний экологический кризис является продуктом капитализма, а в его условиях гармония между человеком и природой принципиально невозможна, однако они не отказываются от технических достижений и критикуют экопримитивистов за их антигуманизм, фундаментализм, призывы к разрушению цивилизации.