М. В. Логинова. Проблема инновации в культуре

М. В. Логинова

Проблема инновации в культуре

М. В. Логинова, доктор философских наук, профессор

Соотношение традиции и инновации является актуальной проблемой, связанной с осмыслением бинарных оппозиций в культуре (старое / новое, статика / динамика, классика / неклассика и др.).

В культурно-историческом опыте человечества или традиция «снимает» инновацию, или происходит «растворение» традиции в инновации. В соответствии с этим в культурологии различают традиционную и техногенную цивилизации, представленные многообразием конкретных видов общества (А. Тойнби). Если в традиционном обществе инновация соответствует традиции, то в техногенной культуре ее переоценивают, социальные изменения «раскручиваются» с огромной скоростью, экстенсивное развитие истории заменяется интенсивным, пространственное существование — временным. Здесь резервы роста черпают за счет перестройки оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей.

Эти противоположности проявляли себя в культуре исторически, по мере преодоления традиционного общества. Античная культура, европейское средневековье, Ренессанс, Новое время сделали ставку на абсолютизацию инновационно-преобразовательного отношения человека к миру. Выход за пределы традиции и сдвиг в сторону инновации, очевидно, впервые был осуществлен Ф. Шлегелем в лекциях 1827 г. о «Философии жизни» и «Философии истории». Он настаивал на том, что предмет философии — это жизнь во всей ее полноте. Именно полнота жизни вместе с полнотой сознания, вовлеченного в жизнь, исторические инновации привлекали внимание романтиков и противопоставлялись культуре как традиции.

Продолжением абсолютизации инновации стали «повороты» и «перевороты» (техногенные, лингвистические, коммуникационные), в результате которых человек стал претендовать на трансцендирование за пределы бытия, несмотря на его неисчерпаемость. Отметим, что основанием этого процесса является приравнивание мира в целом к конкретной вещи или системе, когда кажется возможным выход за пределы бытия. Для определения такого состояния в постмодернистской культуре появились концепты трансгрессии (преодоление непреодолимого предела) и симулякра (копия копии).

В современной отечественной литературе сущность инновации в культуре видят в выходе деятельности за пределы природности и социальности посредством указанных переворотов. Прежде на такое трансцендирование претендовали религия и идеализм, в наше время — технология, теория коммуникации, металингвистика (лингвокультурология). В результате вместо объединения традиции и инновации утверждается отчуждение инновации от традиции, а это чревато тем, что люди лишаются своего пространства бытия.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная