С. А. Исаева. Образ «фольклорного фортепиано» в творчестве композиторов Мордовии

С. А. Исаева

Образ «фольклорного фортепиано» в творчестве композиторов Мордовии

С. А. Исаева, кандидат культурологии, доцент

Фортепианная музыка композиторов Мордовии второй половины XX в. отличается разнообразием форм и жанров. Она тесно связана с традициями русской и европейской классики. В ней также находит преломление характерный для национальных школ 50—60-х гг. XX в. образ «фольклорного фортепиано»1. Так, важной чертой фортепианного творчества мордовских авторов является его яркая национальная почвенность. Цитируя в своих произведениях образцы песенно-инструментальной мордовской культуры, а также переосмысливая и обновляя их с современных позиций, композиторы обогащают эстетические нормы применения фольклорных традиций в профессиональном композиторском творчестве.

Палитра фортепианных сочинений композиторов Мордовии достаточно разнообразна. Среди них следует выделить цикл «Одиннадцать фортепианных пьес» Л. П. Кирюкова — один из первых примеров органического претворения мордовского музыкального фольклора в фортепианном творчестве. Входящие в него пьесы («Утро», «Прелюдия», «Хороводная пляска», «Скерцо», «Элегия», «Мордовская протяжная песня», «Весенние отзвуки», «Праздник в Пимбуре», «Песня пряхи», «Мордовская песня свадебная», «Вальс») знакомят исполнителя с традиционными жанрами и приемами музыкального изложения, а также с оригинальным музыкальным языком самобытного композитора.

Верность народному источнику можно проследить также в «Фантазии» Г. И. Сураева-Королева на тему мордовской трудовой лирической песни «Роман Аксясь» («Романова Аксинья»), заимствованной автором из сборника мордовских народных песен, составленного Л. П. Кирюковым. Ценным художественным и педагогическим материалом являются циклы Н. И. Бояркина «Ютазде лецтнемат», «20 пьес для фортепиано», «Четыре пьесы для фортепиано» («Песня», «Пряха», «Рекрутская», «Сельский праздник») и др., включающие обработки песенно-инструментального мордовского фольклора и оригинальные сочинения. Национальной мордовской самобытностью отмечены жанрово-бытовые «Зарисовки» и «Женские портреты» («Утро», «Юность», «Любовь», «Портрет матери») Н. В. Кошелевой. Автор не обращается непосредственно к цитированию мордовских фольклорных источников, однако претворение народной характерности предается в интонациях, мелодике, ритмике, гармоническом плане пьес.

Композиторы наряду с народными используют разнообразные средства выразительности современного музыкального языка. Показательны в этом плане сочинения Г. Г. Вдовина (циклы «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» и «Восемь пьес для фортепиано», «Фантазия», «Баллада», «Вариации на две эрзянские песни», «Вариации на тему мордовской народной песни Умарина» и др.), которые отличает музыкальный тематизм, созданный на народной почве. Одним из наиболее ярких образцов сочетания национальных традиций и элементов джазовой техники является цикл Г. Г. Сурае-ва-Королева «Десять прелюдий-импровизаций».

Таким образом, можно говорить о том, что фортепианная музыка композиторов Мордовии принесла богатую дань фольклорным обработкам, и здесь творческий опыт многих авторов является примером не только чисто жанровых решений, но и широкой постановкой проблем национального в профессиональной инструментальной музыке.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX века: очерки. 2-е изд., доп. Л.: Сов. композитор, 1990. 288 с.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная