М. Н. Казакова. Региональные приоритеты национальной безопасности России: внешнеполитическое измерение

М. Н. КАЗАКОВА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ1

КАЗАКОВА Марина Николаевна, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Мордовского государственного университета, кандидат политических наук.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия, национальные интересы, региональные приоритеты, сотрудничество, внешняя политика, интеграция

Key words: national security, strategy, national interests, regional priorities, co-operation, external policy, integration

Стратегия национальной безопасности России до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ 12 мая 2009 г., ввела в российский политический обиход и официальную терминологию понятие «стратегические национальные приоритеты». Согласно тексту Стратегии, стратегические национальные приоритеты — это «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности»2.

С момента формирования в России теории и практики национальной безопасности ее основной приоритет заключался в сохранении территориальной целостности государства. В современных условиях, когда по сути отсутствует угроза прямого военного вмешательства со стороны внешних государств, существенно снижена угроза распада страны, национальные интересы и приоритеты не ограничиваются национальной территорией, а простираются далеко за ее пределы. В связи с этим на первый план выходят внешнеполитические ориентиры национальной стратегии. В основополагающих документах Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности они получили название «региональные приоритеты».

Региональные приоритеты России выражены в национальных интересах на ближайшее будущее, они зафиксированы в официальных документах: в Концепции национальной безопасности, Концепции внешней политики, посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, Стратегии национальной безопасности России и др.

Первая Концепция национальной безопасности (1997 г.) была принята в условиях кризиса российской экономики и некоторой изоляции на международной арене. Поэтому основной круг вопросов, очерченных в документе, охватывал проблемы внутренней безопасности: кризисное состояние экономики, низкий уровень жизни основной массы населения, центробежные устремления субъектов РФ, ведущие к нарушению территориальной целостности страны и т. п. В этих условиях внешнеполитические интересы были направлены на противодействие однополярности, интеграцию России в мировую экономику, налаживание межгосударственного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью. Для реализации этих интересов в числе приоритетных был выделен ряд направлений: формирование интеграционного объединения государств участников СНГ; развитие равноправного партнерства с другими великими державами центра экономики и военной мощи; развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона3.

Вопрос развития сотрудничества со странами СНГ в постсоветский период имел в обществе различные точки зрения. Одним была близка идея, предусматривающая единение славянских республик и Казахстана, другие склонны были акцентировать внимание на укреплении российской государственной границы. Политическое руководство страны, судя по тексту Концепции, было настроено преимущественно на развитие интеграции в рамках СНГ: «приоритет во внешней политике Российская Федерация отдает обеспечению важнейших национальных интересов, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, налаживанию эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Беларуси и России, а также с участниками договора Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской республики об углублении интеграции в экономической, гуманитарной областях»4.

В Концепции национальной безопасности РФ 2000 г. взгляды политического руководства на национальные интересы страны существенных изменений не претерпели. Она также была направлена на «развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями». В качестве приоритетных направлений также были определены отношения с «участниками СНГ и традиционными партнерами России»5. Это положение было дополнено и в Концепции внешней политики 2000 г.: «приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ задачам национальной безопасности страны. Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми странами — участниками СНГ»6. Первостепенной задачей было названо и укрепление Союза Беларуси и России.

Традиционно приоритетным направлением с начала 2000-х гг. продолжало оставаться европейское. Главной целью российской внешней политики на этом направлении провозглашалось создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. В этих целях Россия выступала за укрепление роли ОБСЕ как эффективного инструмента поддержания безопасности, демонстрировала намерение активно участвовать в деятельности Совета Европы и расширять сотрудничество с Европейским Союзом. По отношению к НАТО в Концепции внешней политики 2000 г. отмечалась важность сотрудничества в интересах поддержания безопасности, но в то же время обращалось внимание на то, что политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации.

В качестве важного ресурса для отстаивания своих национальных интересов в европейских и мировых делах рассматривалось взаимодействие с государствами Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия и Франция). Заинтересованность проявлялась также в развитии добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с Прибалтийскими государствами (Литва, Латвия и Эстония) для соблюдения прав русскоязычного населения.

В качестве необходимого условия улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности признается российско-американское взаимодействие. Важное место в структуре региональных приоритетов всегда занимала Азия. В Концепции акцентируется внимание на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона, развитии дружественных отношений с Китаем и Японией7.

В 2008 г. с принятием новой Концепции внешней политики перечень региональных приоритетов России не претерпел существенных изменений. По-прежнему в числе первых были развитие сотрудничества с государствами-участниками СНГ, строительство Союзного государства России и Белоруссии, сотрудничество в рамках ЕврАзЭС. В качестве ключевого элемента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ признается Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

На европейском направлении приоритеты также остались прежними: создание единого пространства безопасности под эгидой ОБСЕ, укрепление роли Совета Европы в области защиты прав человека, развитие торгово-экономических и внешнеполитических отношений с Европейским Союзом. В новой Концепции был расширен круг европейских государств, развитие связей с которыми является важным ресурсом для продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах. В их числе Германия, Франция, Италия, Великобритания, Греция, Нидерланды, Финляндия, Норвегия и др. Отмечается значимость государств Северной Европы в реализации совместных проектов по сотрудничеству в Баренцевом / Евроарктическом регионе и Арктике в целом. Это говорит о возрастающей заинтересованности в освоении ресурсов этого региона и намерении проводить активную политику на этом направлении.

В Северной Америке по-прежнему признается большая роль торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества с США, а также отмечается, что важным элементом сбалансированной политики на этом направлении являются отношения с Канадой. Здесь еще раз подчеркивается важность наращивания сотрудничества во взаимодействии в Арктике.

Более детализировано в новой Концепции намерение развивать политическое и экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Венесуэла) и другими странами и объединениями региона.

На азиатском направлении перечень возможных стратегических партнеров также существенно расширился. Россия декларирует намерение углублять стратегическое партнерство с Китаем и Индией, наращивать позитивную динамику отношений с государствами Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур и др.). Россия также настроена развивать отношения с Турцией, Египтом, Алжиром, Ираном, Саудовской Аравией, Сирией, Ливаном, Пакистаном и другими ведущими государствами региона в двустороннем и многостороннем форматах8.

Таким образом, Концепция внешней политики 2008 г. существенно расширила спектр региональных приоритетов России. Позже они были дополнены и конкретизированы в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. В Стратегии по-прежнему делается акцент на повышенном внимании к СНГ. В отношении этой организации вместе с интеграцией впервые употребляется термин «координация» в качестве цели, к которой должна стремиться Россия. Отмечается, что военно-политическую интеграцию Россия намерена осуществлять в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (Ташкентский пакт), а экономическую — в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Другим важным направлением стало укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Это позволит развивать взаимное доверие и партнерство в Центрально-Азиатском регионе.

На западном направлении Россия выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.

В отношениях с Организацией Североатлантического договора определяющим фактором останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права. При этом подчеркивается, что Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евроатлантическом регионе, глубина и содержание которых будут определяться готовностью альянса к учету законных интересов России при осуществлении военно-политического планирования, уважению норм международного права, а также к их дальнейшей трансформации и поиску новых задач и функций гуманистической направленности.

В Стратегии акцентируется внимание также на наращивание сотрудничества в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», «РИК» (Россия, Индия, Китай), «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

На долгосрочную перспективу Россия будет сосредотачивать внимание на обладании источниками энергоресурсов на Ближнем Востоке, шельфе Баренцева моря, других районах Арктики, бассейне Каспийского моря, Центральной Азии9.

Следует обратить внимание на арктическое направление, обозначенное в Стратегии. Арктическая тема является наиболее заметной новацией в Стратегии, обеспечившей принятому документу внимание комментаторов и аналитиков, по преимуществу иностранных. Так, высказывается ряд мнений о том, что политика России в Арктике нарушает сложившуюся тенденцию демилитаризации Арктики и деполитизации арктической повестки и может привести к обострению обстановки в регионе. Такая политика иррациональна и экономически необоснованна, поскольку природные ресурсы региона в обозримой перспективе осваиваться не будут10. Российские аналитики более положительно оценивают арктическую стратегию. В частности, Д. Тренин отмечает, что в условиях энергетического кризиса неизбежна конкуренция за оставшиеся месторождения, а из-за глобального потепления климата добыча нефти и газа в Арктике может стать технически возможной. К 2020 г. Арктика должна превратиться в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации11.

Таким образом, Российская Федерация, укрепив позиции на международной арене, наращивает взаимодействие в различных форматах и региональных организациях, стремится развить партнерские отношения, имея при этом надежную поддержку в виде союзнических государств. С укреплением позиций внешнеполитическая деятельность России заметно расширилась, экономическая стабильность позволила приобрести новых партнеров и открыла новые направления регионального сотрудничества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья выполнена в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009—2010 годы). «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России (специфика разрешения кризисных и переходных ситуаций)» (проект № 2.1.3/1134).

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ 12 мая 2009 г.). URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml (дата обращения: 16.05.2010).

3 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 17 декабря 1997 г.) // Дипломатический вестн. 1998. № 2. С. 5.

4 Там же.

5 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 10 января 2000 г.) // Рос. газ. 2000. 18 янв.

6 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 28 июня 2000 г.) // Дипломатический вестн. 2000. № 8. С. 7.

7 Там же.

8 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 12 июля 2008 г.). URL: http://archive.kremlin.ru/text/ docs/2008/07/204108.shtml (дата обращения: 16.05.2010).

9 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. ...

10 См.: Баев П. Российская политика в Арктике — кризисный тест на реализм. URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/81666.htm (дата обращения: 20.05.2009); Коэн А. Круг врагов очерчен? URL: http://www. voanews.com/ (дата обращения: 25.05.2009).

11 См.: Тренин Д. Тезисы выступления на семинаре по проблемам Арктики. URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/12036Trenin_Arctic.doc (дата обращения: 15.04.2010).

Поступила 10.06.10.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная