А. А. Зинин. Ресурсные стратегии и притязания молодежи региона
А. А. ЗИНИН
РЕСУРСНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА
ЗИНИН Александр Алексеевич, научный сотрудник отдела — социопарк «Регионология» Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия.
Ключевые слова: ресурсы, ресурсные стратегии, жизненные стратегии, ресурсные притязания, ценностные ориентации, жизненный успех, стратегии поведения, уровень жизни
Key words: resources, resource strategies, life strategies, resource ambitions, axiological orientations, life success, behaviour strategies, level of life
В результате трансформации российского общества радикальным образом изменились социокультурные условия жизни людей. Прежде всего преобразовались институциональная и социально-групповая структуры, сформировались новые политические и экономические институты, углубилось социальное неравенство, появились новые социальные группы. Социальные изменения в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения. От того, каким образом решает эту задачу российская молодежь, зависит настоящее и будущее российского общества.
Сегодня наиболее определяющим в социуме стали не профессиональные качества, моральные или ценностные установки, а уровень благосостояния, статус человека в обществе, многочисленные «нужные» связи, правильная протекция и т. д. Все это предопределило изменение «ресурсных стратегий» молодежи, которые обусловливают собой совокупность действий (линия поведения), направленных на осуществление поставленных целей, используя при этом определенный ресурс. В зависимости от материального положения, ценностных установок, традиций в семье, «связей» и т. п. молодому человеку открываются различные стратегии поведения, с помощью которых он может либо добиться впечатляющего успеха, либо всю жизнь посвятить монотонной работе без перспектив профессионального и карьерного роста.
В январе 2010 г. нами был проведен социологический опрос «Ресурсные стратегии молодежи в региональном социуме». Он проводился среди старшеклассников и студентов ссузов и вузов. Объем выборочной совокупности составил 576 чел. Среди них 384 чел. — студенты, 192 чел. — старшеклассники. Основные гипотезы исследования заключались в том, что, во-первых, несмотря на существование определенной специфики в процессе реализации ресурсных стратегий старшеклассников, имеются отличительные особенности их реализации; во-вторых, студенты ссузов и вузов по-разному реализуют свои ресурсные стратегии, которые существенно отличаются от притязаний старшеклассников.
В процессе анализа полученных данных, на наш взгляд, первая гипотеза подтвердилась. У старшеклассников существуют различия в реализации ресурсных стратегий с учетом материального положения их родителей. Двумерное распределение по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос «Какая сумма необходима Вам для достойного уровня жизни в месяц?» показало, что в семьях, в которых уровень дохода ниже прожиточного минимума, ниже и ресурсные притязания детей (вариант «До 5 000 руб.» указали 29,5 % школьников). В то же время с ростом среднедушевого дохода растет и потребность в материальном достатке, что, вероятно, обусловлено установками старшеклассников на достижение максимально возможных целей (табл. 1).
В связи с этим примечательно распределение ответов на этот же вопрос у студентов. Здесь тоже наблюдается увеличение ресурсных притязаний с ростом благосостояния семьи. Показательным в этом плане является распределение по первому варианту ответа: в каждом столбце его величина неизменно снижается (табл. 2).
Такая тенденция, по нашему мнению, обусловлена процессом социализации молодого человека, который заканчивается именно в вузе (ссузе). В этих учебных заведениях у молодежи формируется свое представление о жизни, появляется возможность самореализации. Однако у этого
процесса есть и обратная сторона. Как правило, у студентов преобладает стремление к максимализму, их амбиции бывают слишком завышенными. Поскольку вопрос «Какая сумма необходима Вам для достойного уровня жизни в месяц?» был открытым, то при обработке данных мы неоднократно сталкивались с вариантами в 500 тыс. руб., 1 млн. руб., что также характеризует максимализм материальных притязаний студенчества, а также подтверждает вторую гипотезу о различиях в ресурсных притязаниях между студентами и старшеклассниками.
Таблицы доступны в полной PDF- версии журнала.
В подтверждение ресурсной обеспеченности жизненных стратегий можно также привести двумерное распределение по среднедушевому доходу на одного члена семьи при ответе на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в словосочетание „хорошо жить" в первую очередь?». Старшеклассники и студенты вузов и ссузов наряду с традиционными ценностями («создать семью», «любить и быть любимым») также отметили «быть материально обеспеченным» и «иметь престижную должность». В то же время, как показывают социологические опросы, еще 20—25 лет назад типичный советский выпускник школы или учащийся вуза хотел бы в будущем руководить небольшим коллективом внутри предприятия, иметь квартиру, где комнат на одну меньше, чем членов семьи, владеть небольшим деревянным домом или даже не иметь дачного участка, а также ездить на «жигулях» или вовсе не иметь машины. Сегодняшний уровень притязаний молодежи демонстрирует куда более высокие запросы1.
Современные школьники и студенты не придают большого значения так называемым «связям» с влиятельными знакомыми, что также может быть отчасти обусловлено юношеским максимализмом, некоторой идеализацией вопросов трудоустройства или же установками на получение хотя бы какого-то среднего профессионального или высшего образования при наличии уже подготовленного рабочего места для молодого человека. Подтверждением этого тезиса является распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, является ли сегодня полученное образование гарантией жизненного успеха?». Чуть более половины (53,1 %) из опрошенных студентов и 66,7 % старшеклассников согласны с утверждением, что залогом жизненного успеха является полученное образование (рисунок).
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что рост ресурсных стратегий и притязаний молодежи является следствием глубоких изменений начала 90-х гг. XX в. в социально-культурных, экономических и политических основах жизни общества. Эти изменения породили общее настроение социального оптимизма в отношении возможностей нового общественного строя, который должен был прийти на смену социализму. Представления о новом общественном строе формировались под влиянием «принципа удовольствия», их важнейшей составной частью были и значительно больший объем разнообразных жизненных благ, и логически дополняющая его легкость их достижения. Проведенное социологическое исследование показало, что эта тенденция продолжается, происходит постепенная трансформация системы ценностей и притязаний в материальную сферу. Благополучие у молодежи стало ассоциироваться не только с общепризнанными ценностями (семья, здоровье, любовь и т. д.), но и с ресурсными установками (быть материально обеспеченным, хорошо зарабатывать, занимать высокую должность).
Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Магун В.С., Энговатов М.В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985—2005 годы // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 199.
Поступила 27.04.10.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная