А. С. Дудкин. Параметры и индикаторы доступности получения образования для детей-инвалидов в регионе
А. С. ДУДКИН
ПАРАМЕТРЫ И ИНДИКАТОРЫ ДОСТУПНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ1
ДУДКИН Артем Сергеевич, доцент кафедры социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета, кандидат философских наук.
Ключевые слова: социальные показатели, инклюзивное образование, дети-инвалиды, образование, доступ к образованию, социальная квалиметрия, качество социальных услуг
Key words: social indices, inclusive education, children with limited opportunities, education, education availability, social qualimetry, social services quality
В Пензенской области, по данным на 1 января 2009 г., проживали 3 678 семей, воспитывающих 3 751 ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Общедоступность образования этой обширной группы несовершеннолетних обеспечивается Законом РФ «Об образовании», а также Законом Пензенской области «Об образовании в Пензенской области». Эти и некоторые другие правовые акты определяют гарантии получения детьми-инвалидами образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Общие правовые нормы, содержащиеся в законах, необходимо постоянно, в соответствии с запросами общества, дополнять приложениями, подзаконными актами, рекомендациями и методиками на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Эта цель имеет ряд основных направлений реализации. Одно из них выражается в задаче научного отражения специфики практического обеспечения реализации нормативных актов в отношении детей-инвалидов в области доступа к образованию.
Доступность является комплексным условием получения образования и определяется рядом параметров, имеющих между собой социальные, правовые, экономические и межведомственные связи. Доступность получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов можно измерить параметрами, каждый из которых содержит соответствующие индикаторы.
Комплекс индикаторов (показателей, маркеров) доступности образования для детей-инвалидов по содержанию и предназначению можно отнести к системе оценки факторов и качества социальных услуг. Поэтому теоретическая значимость выделения параметров доступности получения образования детьми-инвалидами обусловливается внесением новых предложений в социальную квалиметрию как науку об измерении качества социальных услуг и социальной работы в целом. Как отмечает Л. В. Топчий, показатели эффективности должны основываться на доступных в настоящий период данных. «Они должны быть понятны как сотрудникам организации, так и широкой общественности. Показатели эффективности могут быть действенным средством в том случае, когда их разработка осуществляется министерствами субъектов РФ и муниципалитетами совместно. Разработанные предварительные показатели должны проходить экспертизу и проверку в пилотных регионах»2.
Пензенская область стала регионом, на примере которого мы исследовали содержание деятельности нескольких учреждений образования и ряда учреждений социального обслуживания, занимающихся нестационарной и стационарной реабилитацией детей-инвалидов. Исходя из требований, обозначенных Л. В. Топчим, разработка параметров доступности образования для детей-инвалидов велась с учетом мнений и требований пензенской общественности. С помощью анкетного и экспертного опросов мы исследовали мнения и отношения студентов, родителей детей-инвалидов, педагогов и специалистов по социальной работе относительно доступности образования как фактора реабилитации и предмета межведомственного взаимодействия различных служб.
Пилотное исследование показало высокую степень обеспокоенности пензенцев проблемой такого образования. Большинство респондентов неудовлетворительно оценило доступность образовательных услуг пензенским детям-инвалидам и выразило пожелание дальнейшего совершенствования мер, направленных на решение этой проблемы.
Несмотря на то, что работа над показателями доступности еще продолжится (предстоит более детальная апробация, внедрение и нормативно-правовое оформление), практическая ценность классификации параметров и индикаторов уже налицо. Она продиктована необходимостью оценки эффективности реабилитационных и иных социальных мероприятий как в области образования, так и в сфере социальной защиты. Например, в рамках областной целевой программы «Дети Пензенской области» и ее подпрограммы «Семья с детьми инвалидами» с помощью параметров можно в будущем осуществить отраслевой мониторинг действенности потраченных средств.
Закон Пензенской области «О государственно-общественном управлении в системе общего образования Пензенской области» может быть дополнен приложением (поправкой) применительно к статьям № 5, 9, 10, 11 в отношении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. На федеральном уровне Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» с помощью предлагаемых параметров может быть дополнен схемой реализации приказа относительно порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в условиях и средствами образовательных учреждений.
Доступность получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов мы предлагаем измерять тремя параметрами, каждый из которых содержит соответствующие индикаторы.
Первый параметр «Доступность физической (архитектурной) среды» включает такие индикаторы, как количество и качество физических барьеров (вход в здание, лестницы, ширина дверных проемов и др.); количество и качество средств и приспособлений, позволяющих устранять или преодолевать выявленные барьеры (свойства полотна пандуса, его ширина и уклон, оборудованность пандуса перилами, наличие промежуточных площадок для проезда инвалидной коляски при перепаде уровней более 0,8 м, мобильные и стационарные подъемники и лифты, наличие рельефных, точечных и цветовых индикаторов для информирования слепых и слабовидящих учащихся об основных элементах жизнедеятельности в здании и др.); индивидуальный и общественный транспорт, необходимый для проезда к учебному заведению, оборудованность транспорта местами для инвалидов, подъемниками и другими необходимыми приспособлениями; приспособленность мебели и туалетов под ограниченные возможности учащихся.
Второй параметр «Доступность информации, средств и методов обучения, индивидуальных учебных планов» включает доступ к Интернету и телефону (в том числе для получения информации об условиях обучения, классах, факультетах и их программах, о преподаваемых дисциплинах и специальностях, не выходя из дома); возможность получения консультаций по вопросам получения образования по телефону, через Интернет или по почте; соответствие информационно-образовательных интернет-ресурсов ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»; составление и использование индивидуальных учебных планов обучения в пределах федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, а также с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и другими логопедическими проблемами, с психоневрологическими заболеваниями и другими медицинскими проблемами, в том числе наличие индивидуальных учебных планов надомного обучения и дистанционного обучения, наличие и использование специальных средств обучения; доступ к аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа (для детей, получивших образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования).
Третий параметр «Доступность социальной интеграции ребенка и его семьи» включает межведомственное взаимодействие учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания (в форме комиссий, экспертиз, мобильных бригад и т. д.) в обеспечении прав и интересов несовершеннолетних и их семей; качество профессиональной подготовки коллектива педагогов и сотрудников образовательного учреждения в области концепции независимой жизни инвалидов и основ инклюзивного образования детей-инвалидов (прохождение учебного курса); качество индивидуальной социально-педагогической подготовки семьи ребенка-инвалида в области концепции независимой жизни инвалидов и основ инклюзивного образования детей-инвалидов (прохождение учебного курса); регулярность освещения проблем и достижений образования детей-инвалидов в местных и центральных СМИ (количество репортажей и публикаций); количество местных сообществ (общин, объединений жителей) и негосударственных некоммерческих организаций, поддерживающих доступ к образованию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и степень активности этих сообществ и организаций в оказании помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям.
В ходе обеспечения ребенку доступа к образованию каждый индикатор должен оцениваться индивидуально с учетом потребностей, интересов конкретного ребенка и особенностей его заболевания, дефекта. Список индикаторов при необходимости может быть дополнен специалистами с учетом условий конкретного учреждения и ребенка-инвалида.
Доступность получения образования детьми-инвалидами с точки зрения социальных служб является целью и условием, которые следует достигать и обеспечивать посредством оказания определенных социальных услуг семье ребенка-инвалида. Поэтому к системе параметров доступности получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов уместно применение критериев оценки качества услуг (закреплены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст)).
Таким образом, названные индикаторы позволяют с количественной и качественной точек зрения провести диагностику доступности получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов. Комплексная оценка всей совокупности индикаторов позволит в дальнейшем по каждому из трех параметров наладить конкретное управленческое межведомственное взаимодействие между государственными (муниципальными) структурами, имеющими непосредственное отношение к организации помощи детям, имеющим проблемы здоровья.
Представленная трехчленная шкала оценки доступности образования носит количественно-качественный характер и позволяет оценить индивидуальную социальную диагностику и адаптационные меры применительно к конкретному характеру физического отклонения и реальным потребностям ребенка-инвалида. Эти параметры включают количественные показатели, которые можно оценить. Это позволяет использовать группу параметров и индикаторов как квалиметри-ческий инструмент не только для индивидуальной работы с отдельным образовательным учреждением, но и для работы со всей региональной системой учреждений образования и социальной защиты.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена при финансовой поддержке федерального агентства по образованию в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы 2009—2010 гг.» (проект № 3.2.1/4976).
2 Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2009. С. 63.
Поступила 11.03.10.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная