Т. А. Нигматуллина. Общественно-политическая активность молодежи региона

Т. А. НИГМАТУЛЛИНА

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА

НИГМАТУЛЛИНА Танзиля Алтафовна, директор Башкирского института социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент.

Ключевые слова: политология, молодежь, государственная молодежная политика, политическая активность, регион, инновации

Key words: politology, youth, state youth policy, political activity, region, innovations

Формирование эффективной молодежной политики во многом зависит от общественной активности молодежного сообщества. Создание правового государства, развитие гражданского общества невозможны без привлечения молодежи к участию в общественно-политической жизни страны. Организация принципиально новой системы политико-правовой культуры населения и политической социализации обусловлена происходящими изменениями в политической и экономической сферах общества, кризисом ценностной системы. Перед Российской Федерацией стоит приоритетная задача повышения уровня политической культуры молодого поколения, расширения границ представления молодежи об отведенной ей роли в политической жизни страны.

Под политической активностью мы понимаем субъективно мотивированный процесс, в котором воплощаются различные виды политической деятельности, всю совокупность различных форм действий политических факторов, обусловленных определенной политической позицией и связанных с достижением, реализацией властных интересов и позиций. По мнению А. Б. Мискевича, это понятие следует употреблять в значении различной степени интенсивности и участия населения в политических процессах1.

На степень политической активности влияет система культурных установок, включающая когнитивные (знания о политической системе и ее ролях), аффективные (чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет) и ценностные ориентации (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями)2.

В основе формирования мотивации политической активности лежит информированность, заинтересованность в информации о политике, осознание способности оказывать влияние на ход политического процесса. Механизм политической активизации молодежи может быть вертикальным, т. е. инициируемым государством (электоральная, партийная активность), или горизонтальным, т. е. инициируемым обществом. Многообразные формы политической активности различаются по степени законности действий на конвенциональную (законную) и неконвенциональную активность.

Формами проявления политической активности, по нашему мнению, являются электоральная активность, т. е. деятельность, направленная на оказание воздействия на итоги выборов (продвижение конкретных кандидатов, голосование на выборах и др.); институциональная активность (участие в общественно-политической жизни общества путем вступления в общественные движения, молодежные политические объединения для воздействия на принятие политических решений); организационно-групповая активность (создание и продвижение молодежных организаций и групп, ориентированных на использование политических технологий или решение политических вопросов); протестная активность традиционного и нетрадиционного характера, выражающая политические ориентации протестного мнения.

Для изучения политической активности молодежи нами в июне 2013 г. проведен мониторинг. Респондентами стали 300 студентов Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» в возрасте от 17 до 24 лет.

Половина респондентов регулярно следит за политическими событиями. Поэтому утверждение о том, что отсутствие интереса к политическому процессу у молодежи носит массовый характер, неверно. Более трети молодежи (34 %) интересуются политикой лишь факультативно, т. е. от случая к случаю, и интерес к политике у этой категории респондентов очень низок. Вовсе не интересуются политикой 10 % молодых людей, а6 % респондентов затруднились ответить. Наиболее политически активной, по мнению молодежи, является возрастная группа от 30 до 45 лет (34 %).

На второе место молодежь поставила людей, относящихся к возрастной категории до 30 лет (31 %). Далее, по их мнению, политически активной является возрастная категория от 45 до 60 лет (29 %), менее политически активной — люди от 60 лет и старше (3 %).

Большая часть опрошенных классифицирует позитивную роль молодежи в политической жизни страны следующим образом: служит в вооруженных силах (16 %), принимает активное участие в голосовании на выборах (14 %), участвует в государственных молодежных объединениях и организациях (12 %), влияет на политику через различные общественные организации, политические партии (11 %), оказывает влияние на проведение государственной молодежной политики (8 %), работает в органах государственной власти и местного самоуправления (5 %).

Отдельная часть респондентов выделяет роль молодежи в усилении протестной активности, радикализации и криминализации общества: участвует в митингах, акциях протеста (13 %), используется радикальными организациями для давления на политическое руководство государства (4 %), участвует в столкновениях и беспорядках со своими сверстниками (3 %).

Являются членами различных организаций и объединений 71 % респондентов (научные и творческие объединения — 16 %, спортивные организации — 12 %, национальные объединения — 10 %, политические объединения — 6 %, объединения болельщиков спортивных команд — 5 %, фан-клубы звезд шоу-бизнеса — 4 %, ролевые клубы — 3 %, религиозные объединения — 2 %). Ни в какие организации и объединения не входят 29 % опрошенных.

Основным источником информации о политических событиях для молодежи является Интернет (31 %). Он стремительно вытесняет другие источники информации и становится самым популярным средством массовой коммуникации среди молодежи. В последнее время более мобильными становятся и формы получения информации через Интернет: IPhone, IPad, сотовый телефон, планшет и т. д. На втором месте находится телевидение (27 %). В настоящее время оно также является более разнообразным и совершенным. Вполне доступны для потребителей спутниковое, кабельное телевидение. На третьем месте оказалось радио (20 %).

В этой категории массовой коммуникации молодежь больше всего предпочитает Fm-радио. Менее значимыми формами получения информации являются печатные СМИ (14 %) и неформальные источники — коллеги (4 %), друзья (3 %), родители (1 %).

Большая часть респондентов (92 %) принимает участие в обсуждении политических событий. Основными собеседниками молодых людей здесь являются друзья (34 %), коллеги и сокурсники (31 %), члены семьи (27 %). Мониторинг показал, что на первом месте среди тем политических событий, обсуждаемых молодежью, стоит коррумпированность власти (32 %). Второе место занимает тема о политических событиях в государстве (24 %), на третьем — политические события в регионе (17 %). Следующий блок тем, интересующий молодежь, — проблемы национальных отношений (8 %) и политических событий в мире (7 %). Кроме того, молодежь обсуждает и анализирует отдельные политические акты и участие в протестных акциях (по 6 %). При обсуждении тем, касающихся политики, опрошенные чаще всего говорят о Президенте РФ (41 %), местной власти (28 %), российском парламенте (16 %), Правительстве Российской Федерации (13 %). Менее всего респонденты ведут речь о различных партиях и движениях (2 %).

Следует отметить, что большая часть молодежи не верит в чистоту выборов (37 %) или затрудняется ответить (31 %). Лишь 31 % респондентов считают, что выборы отражают мнение народа.

Таким образом, мониторинг общественной активности российской молодежи показал, что группа, составляющая наибольшую часть молодежи (более 50 %), обладает активной жизненной позицией, интересуется политикой, имеет свое мнение по поводу происходящих в стране событий и роли молодых людей в политической жизни страны. Эти молодые люди считают, что некоторые социальные факторы препятствуют реализации их жизненных планов. В случае нарушения их прав они готовы обратиться к общественности через СМИ или привлечь органы государственной власти, правоохранительные органы. Эта категория молодежи участвует или желает участвовать в различных творческих, научных и социальных проектах, а также состоит в общественных организациях и объединениях по интересам.

Вторая группа молодежи отрицательно относится к происходящим в стране переменам. Хотя она имеет активную гражданскую позицию, однако она склонна к протестной активности. Причинами этого являются препятствия в реализации их жизненных планов, недоверие к органам государственной власти и правоохранительным органам, нерешенность социальных проблем, а также недоверие к политической системе и результатам выборов.

Третья группа молодежи наиболее пассивна с точки зрения гражданской и политической активности. По нашему мнению, к этой группе относятся мало информированные и менее подготовленные к жизни молодые граждане. Они практически не участвуют ни в каких проектах, не состоят в организациях и объединениях, не проявляют активность в отстаивании своих прав, а также не знают, где и как приложить свои знания и силы.

Незначительный интерес молодого поколения к политике объясняется, во-первых, слабой ориентацией некоторых молодых россиян на приобретение высокого социального статуса и перспективы социальной мобильности, стремление занять престижные социальные позиции; во-вторых, уровнем противоречий современной российской молодежи с властью и социальными институтами; в-третьих, социокультурными конфликтами, связанными с особенностями молодежных субкультур.

Молодежь отчасти интересуется политикой, однако она лишь «факультативно» участвует в политических событиях (социальные сети, интернет-форумы и т. д.). Мы предполагаем (с учетом того факта, что молодежь пользуется политической информацией в Интернете и др., а также обсуждает политические темы в кругу своего общения), что взгляды и позиции молодых людей вполне могут быть регулируемыми государством и в то же время (особенно в случае дестабилизации политического положения) определяемыми политическими силами. Следовательно, есть необходимость разработки механизмов, позволяющих, с одной стороны, активизировать политическую активность молодежи, с другой — сформировать у молодых людей убеждение и умение противостоять экстремистским и иным деструктивным силам.

Совершенно очевидно, что для решения проблем реализации молодежной политики необходимо использование

национально-региональных инструментов и технологий. Это технологии проектирования национально-политической и национально-культурной деятельности как способ активной самоорганизации молодежи, формирования ее креативного «ядра», вокруг которого объединяется максимальное число старшеклассников и студентов, готовых реализовать свой творческий и научный потенциал; культуроохранные технологии, направленные на трансляцию традиционных самобытных форм духовной культуры, организацию исто-рико-краеведческой и туристско-экскурсионной работы с участием студенческой молодежи; образовательные технологии, ориентированные на передачу социально-культурного опыта, формирование интеллектуального и духовного человеческого капитала высокого качества, стремление молодежи к непрерывному саморазвитию и приобретению новых профессиональных навыков.

Не менее важное значение имеют технологии формирования гражданского правосознания в молодежной среде, ориентированные на развитие у молодежи чувства социальной ответственности и гражданской позиции, снижение уровня протестного потенциала, профилактику экстремизма и способствующие укреплению российской государственности, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Социально-защитные, реабилитационные технологии предполагают культурно-досуговое восстановление и социальную адаптацию «трудовой» молодежи, профилактику конфликтов, исключение насилия в отношении несовершеннолетних. Добровольческие технологии способствуют выстраиванию традиций подростково-молодежных движений, широко распространенных в советский период (тимуровцы, корчагинцы, коммунары), и идей современного добровольчества, связанных с дореволюционными устоями милосердия и благотворительности, т. е. вовлечению молодежи в дело бескорыстного служения обществу.

Нельзя также не отметить технологии распространения устойчивых семейных ценностей, ориентированных на формирование в сознании молодежи установок, предполагающих наследование традиционных представлений о семье и ее нравственных идеалах, этнокультурных особенностях брачно-семейных отношений, а также установок на создание многодетной семьи как основы демографического подъема российского общества. Технологии примирительных технологий в молодежной среде направлены на ее активную медиацию (создание системы доверительного разрешения конфликтных ситуаций открытым диалоговым способом, а также путем переговоров через службу примирения образовательного учреждения). Технологии форсайт-проекта предполагают прогнозирование будущего развития молодежи в отложенной перспективе с учетом потребностей государственных интересов России и тенденций, происходящих в мире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мискевич А.Б. Общественно-политическая активность: сущность, проблемы развития. Минск, 1991. С. 94.

2 См.: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4. С. 125—131.

Поступила 13.08.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная