И. В. Цветкова, Т. Н. Иванова, Е. В. Жел-нина, Л. Д. Филиогло. Социально-трудовой потенциал молодежи региона как основа инновационной активности и модернизации российского общества

И. В. ЦВЕТКОВА, Т. Н. ИВАНОВА, Е. В. ЖЕЛНИНА, Л. Д. ФИЛИОГЛО

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1

ЦВЕТКОВА Ирина Викторовна, доцент кафедры социологии Тольят-тинского государственного университета, доктор философских наук.

ИВАНОВА Татьяна Николаевна, доцент кафедры социологии Тольят-тинского государственного университета, доктор социологических наук.

ЖЕЛНИНА Евгения Валерьевна, доцент кафедры социологии Тольят-тинского государственного университета, кандидат социологических наук.

ФИЛИОГЛО Лариса Дмитриевна, доцент кафедры социологии Тольят-тинского государственного университета, кандидат педагогических наук.

Ключевые слова: молодежь, потенциал, труд, ресурс, социализация

Key words: youth, potential, labour, resource, socialisation

Положение молодежи в современном российском обществе противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди которой весьма быстро происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно заметно отразились на положении молодежи. Лишь ее небольшая часть сумела найти свое место в рыночной системе. Основной массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. Снижается ее социальный статус, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям при одновременном расширении преступности и девиантного поведения, росте безработицы.

Время глобальных реформ в России изменило систему прежней морали, существенно перевернуло многие нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, так как кардинально изменилась идеология, не оставившая иного выбора для старшего и младшего поколений. Возникают вопросы «Обладает ли современная молодежь неким социальным потенциалом?» и «Готова и способна ли она изменить мир, общество и вывести его на новый, прогрессивный уровень развития?».

Таким образом, анализ социально-трудового потенциала молодежи крайне важен, поскольку он может быть основой для корректировки и разработки государственной социальной политики, планирования практических действий в области кадрового обеспечения, формирования соответствующих федеральных и региональных программ, направленных на расширенное воспроизводство общества через развитие необходимых свойств молодого поколения.

В феврале — марте 2011 г. в г. Тольятти проведено социологическое исследование на тему «Социально-трудовой потенциал молодежи». В опросе приняли участие эксперты (N = 7), занимающиеся вопросами трудоустройства молодежи. Одной из задач исследования было определение социально-трудовых характеристик российской молодежи как специфической трудовой группы в современном обществе.

В частности, спрашивалось о том, что представляет собой современная молодежь, какие трудности она испытывает. Были получены позитивные и негативные ответы. В ходе исследования нами выявлен спектр мнений по трудовым характеристикам современной молодежи. Во-первых, современная молодежь г. Тольятти преимущественно ориентирована на получение знаний, развитие умений и навыков, которые в будущем помогут ей реализовать себя в соответствии со своими жизненными ценностями и приоритетами. Во-вторых, молодые люди амбициозны. Их нацеленность на получение материальных благ, высокого статуса, престижа перевешивает желание получать трудовой опыт и подниматься по карьерной лестнице. В-третьих, заметна реализация государственных программ трудоустройства молодежи и дальнейшие меры по выводу г. Тольятти из социально-экономического кризиса.

Исследование показывает, что хотя в условиях социально-экономической нестабильности, образование, трудоустройство и другие сферы жизни находятся в кризисном состоянии, молодежь все же нацелена на получение образования и прибыли. Несмотря на общественные катаклизмы, у молодежи сохраняются базовые ценности. Однако ценности современной рыночной экономики обладают притягательной силой и формируют «рыночный» тип личности, характеризующийся отсутствием нравственности и духовности.

Сложности в трудоустройстве молодых людей обусловлены низким уровнем квалификации и отсутствием производственного стажа, опыта и навыков работы по специальности. Молодежь обладает более высоким конкурентоспособным потенциалом на рынке труда лишь по сравнению с пожилыми людьми, к которым работодатели относятся с предубеждением. Это приводит к завышенной самооценке молодых людей при возможности трудоустроиться.

Наше исследование не выявило связи полученного в вузе образования с выбором профессиональной деятельности. Образование сегодня не является решающим фактором профессиональной ориентации людей. Весьма существенную роль в выборе профессии играют положение организации на рынке труда и ее статус, изменения в социально-экономической структуре общества, уровень безработицы в регионе, а также другие факторы, определяющие направления и динамику трудовой мобильности.

Преодоление стихийного характера выбора молодежью профессии и удовлетворение потребности региона в квалифицированных кадрах возможны на основе интеграции усилий социальных институтов региона. Рост престижа ценностей коммерческого успеха, богатства, финансового благополучия, жизненного комфорта соседствуют с такими ценностями, как семья, дети, дружба, причастность к социальной группе. Это особенно важно, когда другие социальные институты (государство, культура, образование) теряют авторитет в молодежной среде.

Одной из задач исследования было выявление состояния социально-трудового потенциала тольяттинской молодежи. Если говорить о ее психофизическом потенциале, то он характеризуется высокой ценностью здоровья и здорового образа жизни, ориентацией на двухдетную семью. Состояние образовательного потенциала характеризуется существенным увеличением доли молодежи, имеющей высшее образование. Можно сделать вывод, что в целом девушки имеют более высокий уровень образования, чем юноши.

Вызывает беспокойство выявленная тенденция, свидетельствующая о том, что традиционное высшее образование, несмотря на достаточную популярность в молодежной среде, не является инструментальной ценностью, т. е. далеко не все молодые люди связывают обучение по выбранной специальности и карьеру по профилю подготовки. Годы реформ показали, что высшее образование, современная профессия не дают гарантии жизненного успеха, но помогают легче приспособиться к переменам, более уверенно смотреть в будущее.

В значительной мере высокий уровень безработицы среди выпускников вузов обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не образованных людей, а специалистов, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда.

Таким образом, несмотря на сохраняющийся относительно высокий уровень образовательного потенциала молодежи, внешняя оценка системы отечественного профессионального образования недостаточно высока. Молодые граждане и само государство затрачивают значительный объем ресурсов (временных и материальных) на подготовку по направлениям, не ориентированных на потребности экономики и не связанных с дальнейшим трудоустройством, что снижает образовательный потенциал молодежи.

Социально-экономический потенциал современной молодежи далеко не стабилен, несмотря на то что молодежь г. Тольятти оценила уровень своей жизни как средний. Находясь в ситуации кризиса, респонденты все чаще отдают предпочтение работе с высокой зарплатой, не всегда соответствующей специализации. Однако нельзя в полной мере утверждать, что молодежь г. Тольятти утратила этику труда и воспринимает его лишь как необходимую повинность. Есть определенная доля респондентов, которая реализуется в процессе труда, творчески подходит к работе, что повышает ее социально-экономический потенциал.

В структуре общественно-политических процессов молодежь представлена довольно слабо. Большая часть респондентов проявляет слабый интерес к политическим процессам в стране и мире. Такое поведение современной молодежи свидетельствует о недоверии к государству и основным структурам власти. Соответственно, уровень самостоятельного ответственного участия молодых граждан в решении собственных проблем крайне низок, а сложности переходного периода 90-х гг. XX в. отразились на всей системе работы с молодыми людьми, поскольку экономические проблемы государства не позволяли ему в прежней мере формировать социальный потенциал молодежи.

Следует отметить, что российское общество на современном этапе развития не выработало механизм мягкого согласования интересов молодежи с другими группами общества, не создало систему адекватного соотношения между воспитательным воздействием старших поколений и реальным молодежным самоуправлением. В этих условиях необходимы новые механизмы обеспечения взаимоотношений между обществом и его социальными институтами. Состояние культурно-духовного потенциала молодежи характеризуется усилением веса материальных ценностей (материальный достаток, карьера, стабильный доход). Однако терминальные ценности по-прежнему играют важную роль (семья, дети, друзья, любовь, досуг).

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что идет постепенное осознание молодежью новой социально-экономической ситуации, отраженное в ценностных ориентациях и культурно-духовном потенциале. Увеличивается число молодых людей, отказывающихся от ожиданий патернализма со стороны государства и понимающих, что лишь от них самих зависит их собственное благополучие.

Это раскрытие имеющихся и будущих потенций развития общества. Особое развитие проблема исследования социального потенциала приобретает в условиях трансформации общественной жизни. Действительно, в личностном измерении социально-трудовой потенциал — это интегральная, обобщенная характеристика возможностей реализации молодежью всего богатства своих внутренних личностных сил. В ином, социальном, измерении социальный потенциал — это в первую очередь характеристика возможностей использования обществом знаний, умений и навыков молодежи.

Структура социально-трудового потенциала представляет собой совокупность психофизического, образовательного, социально-экономического, профессионального, общественно-политического и культурно-духовного компонентов (субпотенциалов). Таким образом, необходим системный программно-целевой подход к работе с молодежью, который в свою очередь обеспечит общее повышение социального потенциала молодых россиян.

Одним из важнейших факторов повышения социально-трудового потенциала молодого поколения является развитие социально-трудовой субъектности молодежи и ее организованности. На основе анализа проведенного исследования можно утверждать, что одним из наиболее важных и эффективных механизмов, обеспечивающих качественное социальное развитие молодого поколения, является оптимизация государственной молодежной политики. Согласно принятым в российской социологии подходам, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи и, соответственно, на будущее состояние общества.

Подобный подход стимулирует развитие субъект-субъектных отношений (общественных молодежных организаций и государственных структур) в решении вопросов повышения социального потенциала молодежи. Однако другая сторона современной российской молодежной политики характеризуется тем, что часто мероприятия и проекты, касающиеся молодежи, разрабатываются и реализуются чиновниками и политическими организациями без реального включения самих молодых людей, но нацелены на поддержку своей политической линии.

Следует отметить, что ситуацию усугубляет отсутствие общественно признанных нравственных ориентиров развития, образа будущего России. Не определено функциональное место молодежи в жизни общества на современном этапе его развития. В этих условиях необходимы новые механизмы обеспечения взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями.

Повышение субъектности молодежи невозможно без структурной организации молодого поколения в рамках различных общественных объединений, что в свою очередь позволит дополнить имеющийся ныне государственный характер молодежной политики реальным общественным компонентом.

На основе анализа состояния частных субпотенциалов молодежи мы предложили ключевые направления системы мер по наращиванию социально-трудового потенциала молодежи (пропаганда физической культуры, создание условий и повышение общественного престижа ведения здорового образа жизни; развитие у молодежи ориентаций на профессиональную компетентность и карьерный рост посредством эффективного использования достижений отечественной высшей школы и самоподготовки; популяризация экономической самостоятельности, развитие молодежного предпринимательства и усиление конкурентоспособности молодежи на рынке труда путем создания региональных молодежных бизнес-инкубаторов и консультативных центров для начинающих предпринимателей; поддержка молодой семьи, формирование ориентаций на многодетную семью и материально-нравственное стимулирование репродуктивного поведения; преодоление иждивенческих настроений, социального равнодушия; формирование гражданских качеств и ответственности с использованием потенциала молодежных общественных объединений, развития молодежно-студенческого самоуправления; культивирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей и пропаганда достижений сверстников).

Необходимо отметить, что молодежь всегда смотрит в будущее, поэтому тема наращивания социально-трудового потенциала российской молодежи всегда актуальна.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 12-33-01401 «Профессиональная подготовка персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия» и государственного задания «Реформирование моногорода в условиях модернизации российского общества (на примере социологического анализа ГО Тольятти)». Номер госрегистрации — 6.1484.2011.

Поступила 15.03.2013.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная